Факторы живой природы

Вернёмся в лес. В этом природном сообществе более наглядно взаимодействие и взаимосвязи живых организмов.

Вы, наверное, задумывались почему те или иные виды обитают в конкретных условиях.

Кто живёт на кронах деревьев, кустарниках? Тот, кто приспособился легко передвигаться среди ветвей, и находит здесь себе убежище и пищу: млекопитающие, насекомые и птицы.

Совокупность видов (биоценоз) развивается в пределах определённого пространства с характерным сочетанием абиотических факторов, которые мы уже упоминали (количество солнечной радиации, температура, влажность, химический и механический состав почвы, её кислотность и другие факторы).

Такое однородное пространство (часть абиотической среды), занимаемое биоценозом, называется биотоп. Это может быть какой-либо участок суши или водоёма, берег моря или склон горы. То есть биотоп — это какой-то участок земной, водной или воздушной среды.

Между организмами биотопа происходят непрерывные взаимодействия.Одни организмы питаются плодами и семенами, и при этом разносят их, тем самым помогая лесу разрастаться.Другие птицы – насекомоядные, лес кормит их, а они способствуют его здоровью. Дятлы, горихвостки, поползни, синицы уничтожают огромное количество насекомых.

 Приведём примеры связей обитателей леса:

Для лишайников – дерево жизненное пространство. Для грибов -паразитов дерево — это пища. Они прорастают в древесину,разрушая его. А на умершем дереве, муравьи и другие насекомые ещё не один год будут находить себе пищу и размножаться. Окончательное разрушение завершат грибы -сапрофиты и микроорганизмы. Грибы-сапрофиты в природе представляют собой организмы, питающиеся остатками растений или же останками животных.

Вы уже поняли, что виды связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию. Так называемый круговорот веществ в природе. Связь всех живых существ может осуществляться не только через энергию и вещество, но и через взаимосвязь и взаимозависимость. Примером может служить процесс опыления. На лугу выше всех тянутся ветроопыляемые злаки. А ниже растут растения, которые опыляются насекомыми. Растения кормят насекомых, а насекомые способствуют размножению растений.

В природном сообществе луга, вы безусловно заметите и взаимоприспособления в строении растений и животных. У всех ос, шмелей, бабочек, мух цепкие лапки, хоботки для собирания нектара, крылья, чтобы перелетать с цветка на цветок. А яркость и пестрота цветов привлекают опылителей.

Пример совершенства, взаимоприспособленности – клевер и бабочка. Только при помощи своего длинного хоботка она может проникнуть в цветок клевера, и при этом опылить его. Таким образом, размножение клевера зависит от бабочек.

Обилие трав на лугу привлекает растительноядных животных. Птицы и млекопитающие- типичные обитатели луга. Одни кормятся на цветах пыльцой и нектаром, другие едят зеленую часть растений. От обилия растительноядных насекомых (например, тли) зависит численность насекомых- хищников (в данном случае божьей коровки).

Пауки тоже хищники. Они раскидывают среди травы свою сеть-ловушку, в которую попадают мелкие мошки, мухи.

Теперь вам понятно, что и водоёмы, и пустыни, лес, луг, это природные сообщества, где животные и растения приспособлены к жизни на определённых участках земной поверхности. Они неразрывно связаны между собой многообразными и сложными взаимоотношениями.

Эта взаимосвязь сообществ, называется экосистемой.

Для описания типов экосистем используют растительные признаки сообществ и климатические зональные признаки. Например, лес хвойный, лес лиственный, болото травянистое, тундра моховая. Чётких границ экосистем нет. Они плавно переходят друг в друга.

Например, на границы лесов и тундры проходит переходная зона – лесотундра. Она характеризуется угнетёнными редколесьями, которые чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами.

Для обозначения природной экосистемы чаще используют термин «Биогеоценоз».

Биогеоценозэто исторически сложившееся сообщество организмов разных видов (биоценоз), тесно связанных между собой и с окружающей их неживой природой обменом веществ и энергии. Биогеоценоз и есть экосистема.

Это дом множества различных организмов, которые приспособились к совместной жизни на конкретной территории в строго определённых почвах, атмосфере, водах, горах.

4.В своей рабочей тетради запиши число, тему урока и письменно заполни следующую блок-схему:

 

Состав биоценоза

 

 


5. Приведи письменно в тетради собственные 1-2 примера связей обитателей  березовой рощи или хвойного леса твоего края.

6. Используя текст конспекта урока запиши в словарик и выучи следующие биологические понятия:

- биоценоз

- фитоценоз

- зооценоз

- микоценоз

- микробиоценоз

- биотоп

- биогеоценоз

- экосистема

7. Подумай и ответь письменно на вопрос:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: