Российской Федерации
Рис. 1.
В этом документе указаны статус, задачи и основные направления деятельности органов воспитательной работы в современныx условияx.
Анализ опыта организации морально-псиxологического обеспечения боевыx действий показывает, что органы воспитательной работы осуществляют:
- определение основныx целей, задач, форм и методов морально-псиxологического обеспечения, исxодя из решения командующего (командира) на операцию (боевые действия) и складывающейся обстановки;
- планирование морально-псиxологического обеспечения на период подготовки и ведения операций (боевыx действий), подготовку распоряжений в части;
- проведение информационно-воспитательной, псиxологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы;
- руководство силами и средствами морально-псиxологического обеспечения, использование резерва теxническиx средств обеспечения;
- подготовку, перемещение и восполнение потерь военнослужащиx, предназначенныx в структуры воспитательной работы;
|
|
- взаимодействие с органами государственной власти и управления, структурами воспитательной работы приданныx и поддерживающиx частей и подразделений;
- обеспечение частей и подразделений печатными изданиями, теxническими средствами морально-псиxологического обеспечения, иx ремонт и восстановление;
- определение порядка и сроков представления информации о морально-псиxологической обстановке и морально-псиxологическом состоянии личного состава; обобщение и внедрение передового опыта ведения боевыx действий, отличившиxся военнослужащиx;
- оказание помощи и контроль за организацией и проведением мероприятий морально-псиxологического обеспечения боевыx действий.
Задачами органов воспитательной работы в xоде боевыx действий являются:
- проведение в частяx и подразделенияx государственной военной политики, воспитание у военнослужащиx личной ответственности за неукоснительное соблюдение Конституции РФ, законов, общевоинскиx уставов, военной присяги и приказов командиров и начальников, формирование у ниx необходимых для боя морально-боевыx и псиxологическиx качеств;
- участие в разработке планов и документов боевой и мобилизационной готовности, подготовки личного состава, а также в планировании и осуществлении мероприятий по морально-псиxологическому обеспечению боевыx задач;
- взаимодействие на местаx с органами государственной власти и управления, общественными организациями и религиозными объеди-нениями, средствами массовой информации в интересаx выполнения боевыx задач;
- подготовка и осуществление мероприятий по укреплению морально-псиxологического состояния и псиxологической устойчивости личного состава, его готовности и способности к выполнению задач в любыx условияx обстановки;
|
|
- проведение мероприятий по информационному обеспечению деятельности частей и подразделений, участвующиx в информационно-псиxологическом противодействии, в интересаx поддержания высокого морально-боевого дуxа личного состава;
- участие совместно с юридической службой в правовом воспитании личного состава, формировании законопослушания, работе по укреплению единоначалия, реализация мер по социальной защите военослужащиx и членов иx семей;
- во взаимодействии с другими органами военного управления выработка и осуществление мер по укреплению воинской дисциплины, профилактике правонарушений и сплочению воинскиx коллективов;
- организация и проведение культурно-досуговой работы в целяx воспитания у личного состава высокиx нравственныx качеств защитника Отечества, гордости за историю и боевые традиции российской армии;
- осуществление методического обеспечения информационно-воспитательной работы в подразделенияx, обобщение и распространение передового опыта организации морально-псиxологического обеспечения боя;
- участие в обучении командиров частей и подразделений практике морально-псиxологического обеспечения боевыx действий.
Таким образом, имея структуру, отлаженный механизм деятельности и достаточное количество сил и средств, органы воспитательной работы соединения, части занимают важное место в системе военного управления. Они в состоянии организовать и практически осуществить морально-психологическое обеспечение боевых действий.
2. Деятельность органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения боевых действий
Порядок и требования к организации морально-психологического обеспечения боевых действий соединений, частей и подразделений определяются целым рядом руководящих документов. К ним относятся: Боевой устав Сухопутных войск, проект Наставления по морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий), Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах РФ, приказ МО РФ "О совершенствовании морально-психологического обеспечения в ВС РФ " от 13 апреля 1996 года и т.д.
Морально-психологическое обеспечение боевых действий организуется и осуществляется командирами, штабами, органами воспитательной работы. Непосредственным организатором морально-психологического обеспечения является заместитель командира по воспитательной работе. На него возлагаются:
- планирование и осуществление мероприятий морально-психологи-ческого обеспечения;
- изучение и разъяснение личному составу социально-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий;
- разъяснение решений высших органов государственной власти, Верховного главнокомандующего, задач, стоящих перед войсками и силами;
- организация системы изучения и прогнозирования морально-пси-хологического состояния и боеспособности войск;
- определение и осуществление необходимых мероприятий с личным составом в соответствии с задачами боя;
- организация мероприятий по снижению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника, участие в планировании и осуществлении мероприятий психологической борьбы;
- подготовка сил и средств морально-психологического обеспечения и руководство их использованием в боевой обстановке;
- организация психологической помощи и реабилитации военно-служащих;
- изучение, подготовка и ввод в строй мобилизационных ресурсов;
- поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления, местного самоуправления, подразделениями воспитательной работы других видов Вооруженных Сил, родов войск, МВД, ФСБ и др.;
|
|
- организация снабжения части техническими средствами морально-психологического обеспечения, их ремонта и восстановления;
- оказание помощи и осуществление контроля за выполнением поставленных задач и проведением мероприятий морально-психологи-ческого обеспечения.
С получением боевой задачи заместитель командира полка по воспитательной работе:
1) уясняет боевую задачу, оценивает обстановку и морально-психологическое состояние личного состава, изучает указания вышестоящих органов воспитательной работы по морально-психологи-ческому обечению боя, указания командира полка;
2) производит расчет времени на организацию и проведение мо-рально-психологического обеспечения;
3) доводит до подчиненных сведения о предстоящих действиях, ставит перед ними задачи;
4) организует работу по выработке предложений командиру по морально-психологическому обеспечению боя, планированию морально-психологического обеспечения;
5) организует взаимодействие со штабом, начальниками родов войск и служб, приданными и поддерживающими частями и подразделениями;
6) докладывает командиру части предложения по морально-пси-хологическому обеспечению боя;
7) участвует в постановке задач командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе по вопросам морально-психологического обеспечения;
8) распределяет подчиненных офицеров по пунктам управления и элементам боевого порядка, ставит им задачи и направляет в под-разделения;
9) организует морально-психологическую подготовку личного состава к бою, лично сам работает на наиболее ответственных участках;
10) собирает и обобщает данные о проводимой работе, морально-психологическом состоянии личного состава,его готовности к выполнению боевых задач, докладывает об этом командиру;
11) организует работу по поддержанию и наращиванию морально-психологического превосходства над противником в ходе боя.
|
|
При уяснении боевой задачи заместитель командира по воспитатель-ной работе должен понять: замысел морально-психологического обеспече-ния боевых действий; место и роль части, подразделения в предстоящем бою; цель морально-психологического обеспечения, задачи, решаемые силами и средствами старшего начальника, соседей; порядок взаимодействия в интересах морально-психологического обеспечения.
Оценка обстановки и морально-психологического состояния личного состава включает изучение и анализ политико-экономических условий и особенностей района боевых действий, качественного состава его населения, морально-психологического состояния личного состава противника и своих войск.
При оценке политико-экономических условий района боевых действий и качественного состава его населения анализируются следующие вопросы:
- на территории какого государства расположен район боевых действий. Отношение этого государства к военно-политическим союзам;
- в состав какого операционного, стратегического направления он входит;
- каковы общественно-политическое устройство страны, социальный и национальный состав населения, религиозные верования, уровень религиозности;
- отношение населения к войне, к войскам сторон;
- наличие политических партий и общественных организаций, патриотические, прогрессивные, реакционные общественные объединения и союзы, степень их влияния на население района;
- особенности национальной психологии, обычаи, нравы и т.д.;
- общая экономическая характеристика района;
- особенности инфраструктуры, наиболее крупные объекты про-мышленности, транспорта и связи;
- направленность сельскохозяйственного производства;
- cеть теле- и радиовещания, полиграфическая база;
- памятники мировой и национальной культуры;
- криминогенная обстановка;
- наличие групп, незаконно проникших с территорий сопредельных государств, их поведение, влияние на коренное население регионов;
- степень подверженности населения пропаганде и психологическому воздействию противника.
В результате оценки и обобщения делаются выводы, учитывающие развитие событий, вырабатываются предложения.
При оценке морально-психологического состояния личного состава противника рассматриваются следующие вопросы:
- государственная принадлежность войск и сил флота, особенно при коалиционном составе. Наличие противоречий между представителями различных государств;
- национальный состав. Xарактер отношений между военнослу-жащими различных национальностей. Подверженность военнослужащих национальной ограниченности, чувству национальной исключительности, другим национальным предрассудкам;
- социально-классовый состав соединений и частей. Xарактер отношений между рядовым, сержантским и офицерским составом;
- система комплектования войск (сил). Соотношение между кадро-выми профессионалами и военослужащими, призванными из резервов;
- возрастные характеристики категорий военнослужащих (рядовые, сержанты, офицеры);
- опыт воинской службы и опыт боевых действий. Уровень боевой обученности личного состава, знание им района боевых действий;
- религиозные верования личного состава. Уровень религиозности, наличие религиозных факторов. Вероятность межконфессиональных противоречий;
- состояние воинской дисциплины, организованности и порядка;
- уровень исполнительности и законопослушания различных катего-рий военнослужащих. Xарактер нарушений воинской дисциплины;
- морально-психологические, профессиональные качества руководя-щего состава противостоящих частей и соединений (образование, опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);
- степень идеологической обработки личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей правоте и т.д.);
- состояние психологической готовности к ведению боевых действий. Боевой настрой, уверенность в своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;
- наличие и готовность сил и средств психологической борьбы к проведению операций.
С учетом особенностей группировки войск (сил) противника, региона могут анализироваться и другие факторы, оказывающие влияние на морально-психологическое состояние противника.
При оценке морально-психологического состояния личного состава своих войск анализируются следующие вопросы:
- наименование объединения, соединения, части, краткая истори-ческая справка. При коалиционном составе войск - государственная принадлежность;
- социальный и национальный состав войск (сил);
- уровень религиозности личного состава, наличие религиозных противоречий между верующими военнослужащими, принадлежащими к различным конфессиям;
- характер взаимоотношений между военнослужащими разных нацио-нальностей. При коалиционном составе - между военнослужащими армий союзных стран;
- возрастные характеристики различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;
- опыт воинской службы, боевых действий, уровень боевой обучен-ности и боевой слаженности объединений, соединений и частей, знание личным составом района боевых действий;
- укомплектованность войск офицерским составом и специалистами, определяющими боевую готовность частей и соединений. Уровень оперативной подготовки командиров, штабов, состояние и качество управления войсками.
Может также прогнозироваться морально-психологическое состо-яние личного состава на случай ухудшения экологической обстановки в результате воздействия оружия и боевой техники на объекты атомной, химической и другой промышленности, воздействие климата, погоды, смены часовых поясов на самочувствие и боевую готовность личного состава.
При оценке морально-психологической обстановки заместитель командира по воспитательной работе заслушивает предложения долж-ностных лиц воспитательных структур, изучает справочно-аналитический материал. На основе оценки морально-психологической обстановки делаются выводы о способах и методах работы по организации морально-психологического обеспечения боя, целесообразной расстановке должностных лиц органов воспитательной работы, о предложениях командиру для выработки замысла и принятия решения, указаний относительно организации морально-психологического обеспечения, определения основных мероприятий, планирования и организации МПО боя.
Одним из слагаемых успешного выполнения боевых задач является правильно проведенный расчет времени на организацию морально-психологического обеспечения боя. Для этогонеобходимо иметь исходные данные:
- время получения боевой задачи;
- время готовности к ее выполнению;
- время, имеющееся на подготовку к боевым действиям: а) светлое; б) темное;
- время постановки командиром боевых задач;
- время рекогносцировки.
Заместитель командира по воспитательной работе проводит распределение времени, определяет мероприятия, сроки выполнения и исполнителей.
На основе замысла командира и оценки обстановки, морально-психологического состояния сторон заместитель командира по воспитательной работе готовит предложения по организации морально-психологического обеспечения боевых действий и разрабатывает основные его направления. Предложения содержат:
- выводы из оценки обстановки района боевых действий и морально-психологического состояния войск сторон;
- цель и основные направления морально-психологического обеспе-чения боевых действий;
- последовательность проведения мероприятий;
- привлекаемые силы и средства для решения задач морально-психологического обеспечения боя;
- основные меры по защите своих войск от информационно-пси-хологического воздействия противника;
- меры информационно-психологического воздействия на войска и население противника;
- расстановку сил и средств морально-психологического обеспечения в операции (боевых действиях);
- выводы из анализа и прогнозирование обстановки в воинских коллективах, возможных психологических потерь, других негативных последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих.
Одним из основных вопросов в деятельности заместителя командира по воспитательной работе в период подготовки и ведения боевых действий является планирование морально-психологического обеспечения боя. Оно заключается в детальной разработке всех составляющих морально-психологического обеспечения в соответствии с принятым командиром решением на бой. Планирование морально-психологического обеспечения боя осуществляется на основе боевого приказа, директив, распоряжений по морально-психологическому обеспечению.
Основным документом является план морально-психологического обеспечения. Будучи творческим по своей сути, план вместе с тем должен отвечать ряду требований:
- предусматривать мероприятия морально-психологического обеспе-чения как в период подготовки, так и в ходе боя, причем исходить из логики ведения боя;
- оба раздела плана должны включать работу и в управлении части, и в подразделениях;
- план должен быть рассчитан на ведение боевых действий в обычных условиях и с применением ядерного, высокоточного и других видов оружия;
- мероприятия плана не должны раскрывать замысел командира, сроки и масштабы боя, время и место нанесения ударов, однако всем своим содержанием план должен направляться на подготовку личного состава к решению конкретной боевой задачи;
- планируемые мероприятия должны осуществляться в строгом соответствии с требованием обеспечения секретности места и времени начала боя, предусматривать способы достижения скрытности подготовки к нему.
Руководит разработкой плана морально-психологического обес-печения лично заместитель командира полка по воспитательной работе, который несет полную ответственность за своевременную готовность плана, целеустремленность и обоснованность его мероприятий.
Разработка плана начинается с момента получения боевой зада-чи,осуществляется, как правило, в те же сроки, что и основные плани-рующие документы в штабе полка, и завершается ко времени готовности боевого приказа командира и утверждения им других боевых документов.
В плане морально-психологического обеспечения боя предусматриваются:
- порядок инструктирования командиров, офицеров воспитательных органов по вопросам морально-психологического обеспечения в предстоящем бою;
- работа в частях и подразделениях по оказанию помощи подчи-ненным офицерам;
- меры по обеспечению передовой роли офицеров и актива;
- содержание, формы и методы работы с различными категориями военнослужащих;
- мероприятия по вопросам взаимодействия при подготовке и в ходе боя;
- организация морально-психологического обеспечения среди попол-нения;
- расстановка офицеров структурных подразделений воспитательной работы полка на период подготовки и ведения боя;
- порядок боевого и политического информирования;
- доведение и разъяснение военнослужащим предстоящих задач;
- мероприятия по качественной подготовке оружия и боевой техники к предстоящему бою, проведения в полном объеме инженерных работ;
- меры по противодействию информационно-психологическому воз-действию противника и другие.
План морально-психологического обеспечения боя состоит из 2 час-тей: графической (на карте) и текстовой. План подписывается заместителем командира по воспитательной работе, начальником штаба и утверждается командиром.
На карте наносятся:
1. Соответствующая тактическая обстановка и решение командира на бой.
2. Социально-политические условия и морально-психологическая обстановка выполнения боевой задачи (с помощью условных знаков, таблиц и схем).
3. Задачи сил и средств психологической борьбы.
4. Районы размещения редакции и типографии газеты, клубных машин, пункта приема информации И-1-80.
5. Необходимые таблицы и схемы:
- схема организации связи в интересах морально-психологического обеспечения боевых действий;
- расчет времени на организацию и проведение морально-психо-логического обеспечения боя;
- расчет сил и средств, привлекаемых для организации морально-психологического обеспечения боевых действий;
- распределение офицеров структур воспитательной работы по пунктам управления и другим элементам боевого порядка, частям и подразделениям;
- схема обеспечения частей и подразделений периодической печатью;
- возможные силы и средства противостоящего противника по ведению психологических операций.
6. Условные обозначения.
На карту могут наноситься и другие справочно-информационные материалы, необходимые для организации и проведения морально-психологического обеспечения боевых действий.
Текстуальная часть плана морально-психологического обеспечения боя включает:
1. Выводы из оценки социально-политических условий, морально-психологической обстановки выполнения боевой задачи.
2. Цель, основные задачи морально-психологического обеспечения боя.
3. Организацию морально-психологического обеспечения боевых действий. (Определяются конкретные мероприятия на период подготовки и ведения боя по всем направлениям МПО, формы, методы, время и место проведения, части, подразделения, расчеты, экипажи, в которых проводятся те или иные мероприятия. Указываются категории военнослужащих, а также кто организует и проводит, используемые при этом средства).
4. Систему управления морально-психологическим обеспечением боя.
5. Организацию взаимодействия в интересах морально-психологи-ческого обеспечения боевых действий.
Качество планирования морально-психологического обеспечения анализируется по:
- направленности мероприятий с учетом характера предстоящих действий;
- наиболее полному учету особенностей обстановки и решаемой боевой задачи;
- соотношению объема мероприятий морально-психологического обеспечения, проводимого в масштабе полка и непосредственно в ин-тересах подразделений;
- реальности (с учетом наличия времени) и целесообразности планируемых мероприятий;
- использованию различных форм морально-психологического обес-печения.
Не менее важным для заместителя командира по воспитательной работе в этот период является уменее детально увязать все мероприятия морально-психологической подготовки личного состава к бою по месту, времени, привлекаемым силам и средствам с работой командиров, штабов, выполняемыми задачами частями и подразделениями.
Необходимо также иметь в виду, что значительная часть работы по морально-психологической подготовке личного состава к бою проводится непосредственно в ротах (батареях), расчетах и экипажах. Мероприятия с привлечением большого количества личного состава сводятся к минимуму. В это время решаются две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, необходимо формировать у личного состава готовность идти в бой и выполнить боевую задачу, с другой - необходимо в значительной мере именно в этот период решать вопросы поддержания готовности и способности у личного состава выполнять стоящую задачяу в ходе боя.
На одно из первых мест в деятельности заместителя командира по воспитательной работе в ходе боевых действий выходит проблема поддержания и наращивания «морально-психологического превосходства над противником». Это понятие отражает определенную совокупность морально-психологических и боевых качеств военнослужащих, которая позволяет достичь преимущества в выполнении боевых задач за счет более высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, психологической готовности к действиям в экстремальных условиях боя.
В динамике боя непосредственное влияние на личный состав ограничено. Здесь не будет возможности применить широкий спектр форм и методов работы с воинами. Она будет осуществляться непосредственно в боевых порядках, в расчетах, экипажах, взводах.
Опыт и практика убедительно показали, что наиболее эффективным методом влияния на воинов в бою является личный пример командиров, заместителей офицеров по воспитательной работе и боевого актива в выполнении приказов. Очень важной формой воздействия на сознание военнослужащих в этот период выступает оперативное информирование личного состава о складывающейся обстановке, о ходе выполнения боевой задачи, об отличившихся подразделениях, расчетах, экипажах, воинах.
В ходе боя необходимо своевременно поощрять отличившихся. В годы Великой Отечественной войны были приняты специальные решения о предоставлении права командирам награждать в бою солдат, сержантов офицеров. И командиры широко использовали это. Так, в наступательных операциях 1945 г. из общего количества награжденных свыше 65% было награждено командирами полков, причем большинство - на поле боя.
Раскрывая деятельность командиров, органов воспитательной работы по поддержанию морально-психологического превосходства над противником в динамике боя, надо подчеркнуть, что основополагающими факторами здесь являются:
- постоянная работа по формированию у военнослужащих четких представлений о характере и особенностях ведения боевых действий в резко меняющейся боевой обстановке;
- поддержание у личного состава (особенно подразделений первого эшелона и на направлении главного удара) психологических установок на ведение активных боевых действий, проявление разумной инициативы, готовность переносить большие физические и психологические нагрузки в ходе боевых действий;
- формирование у военнослужащих состояния уверенности в своих силах, оружии, способности одержать победу над противником, смелости и инициативы в выполнении поставленных задач;
- поддержание оптимального психологического состояния, форми-рование чувства ненависти к противнику и желания отомстить за погибших товарищей;
- всестороннее обеспечение боевых действий личного состава, своевременное решение материально-бытовых проблем в ходе выполнения поставленных задач.
Основополагающей базой для наращивания морально-психологи-ческого превосходства над противником являются относительно ус-тойчивый уровень морально-психологического состояния военнослужа-щих, сформированная психологическая готовность к напряженной боевой работе, эффективная деятельность по информационно-психологическому подавлению противника. В ходе боевых действий органы воспитательной работы активизируют деятельность всех сил и средств морально-психологического обеспечения.
Таким образом, органы воспитательной работы в период подготовки и в ходе ведения боевых действий решают сложные задачи организации морально-психологического обеспечения боя. Опыт Великой Отечест-венной войны, боевых действий в Афганистане и Чечне убедительно показал, что без морально-психологической подготовки личного состава невозможно достичь высоких результатов в бою. Это положение становится еще более актуальным в современных условиях в связи с возросшими физическими, маральными и психологическими нагрузками на личный состав впериод ведения боевых действий. Применение противником современных средств поражения - ядерного оружия, высокоточного оружия, оружия массового поражения - приведет к увеличению психогенных потерь личного состава. Все это потребует от командиров, штабов, органов воспитательной работы постоянного морально-психологического воздействия на личный состав. Также воздействие эффективным лишь в том случае, если в дивизии (полку), будет создана стройная система морально-психологического обеспечения боя.
Приложение 1
Вариант
"УТВЕРЖДАЮ"
КОМАНДИР 2-й мср
капитан
А. ЗИНОВЬЕВ
" " апреля 2000 г.
ПЛАН
МОРАЛЬНО-ПСИXОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАСТУПЛЕНИЯ 2-й мотострелковой роты
№ п/п | Проводимые мероприятия | Время и место провед. | Кто проводит | Отм. о вып. |
1 | 3 | 4 | 5 |
Основные усилия морально-пси-
хологического обеспечения сосре-
доточить на формировании и под-
держании у военнослужащих высо-
кого наступательного порыва, ак-
тивности и самоотверженности в
бою, стремления разгромить про-
тивника и выполнить боевую задачу.
1. В период подготовки к бою
1. Организовать доведение до 14-18, К-н Зиновь-
личного состава и разъяснение располо- ев А.Н.,
ему решений и документов жение ст. л-т
органов государственного роты Китаев В.А.
управления (указать конкретно),
складывающейся военно-полити-
ческой обстановки,
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
успехов своих войск, примеров
мужества и героизма военнослу-
жащих, законов военного времени
и правил ведения войны.
2. В ходе занятия на ящике с песком 17, Командиры
с использованием элементов идео- макет взводов
моторной тренировки обеспечить мест-
глубокое усвоение военнослужащи- ности
ми боевой задачи роты, порядка
собственных действий и взаимодей-
ствия с сослуживцами в бою, эф-
фективного применения боевой тех-
ники и оружия.
3. Провести боевое информирование 15-17, Ст. л-т
военнослужащих о сильных и сла- располо- Китаев В.А.
слабых сторонах противника, его жение
тактике действий в обороне, бое- роты
вой технике и оружияи морально-
психологическом состояния 1 мпр,
о возможностях противника по ин-
формационно-психологическому
воздействию.
4. Организовать выступления перед 16, Командиры
личным составом воинов, имеющих располо- взводов
опыт успешных боевых действий с жение
противником. взводов
5. Изучить морально-психологи- С прибы- Ст. л-т
ческие качества вновь при- тием Китаев В.А.
бывших в роту воинов в инте- пополне-
ресах их целесообразной рас- ния
становки по подразделениям.
6. Подобрать и проинструктировать бое- 16, Ст. л-т
вой актив в подразделениях с задачей распо- Китаев В.А.,
оказания психологической поддержки ложение командиры
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
сослуживцам в бою и мобилизации их роты взводов
на активные действия, сбора и уничто-
жения агитационно-пропагандистских
материалов противника.
7. Провести во взводах психофизичес- 17, Командиры
кие тренировки военнослужащих по такти- взводов
овладению методами эмоционально- ческое
волевой мобилизации, саморегуляции поле
негативных психических состояний,
сохранения психологической устой-
чивости в бою.
8. На общих собраниях личного состава 18, Командиры
взводов обсудить пути обеспечения располо- взводов
высокой боевой активности, взаимо- жение
помощи и взаимовыручки военнослу- взводов
жащих.
9. Провести митинг личного состава 19, Ст. л-т
роты с выступлениями участников плац Китаев В.А.
боевых действий, свидетелей жес-
токого обращения противника с
местным населением и военно-
пленными.
10.С командирами взводов изучить ме- 18, Ст.л-т
тоды эффективного управления под- класс Китаев В.А.
чиненными в бою.
2. В ходе наступления
1. Организовать своевременное доведе- По мере К-н Зиновь-
ние до военнослужащих изменений в возмож- ев А.Н.,
боевой обстановке, успехов своих ности ст. л-т
войск, разъяснение новых задач. Китаев В.А.
2. Обеспечить оказание морально-пси- Посто- Офицеры,
хологической помощи военнослужащим янно боевой актив
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в преодолении психотравмирующих
факторов боя.
3. Проводить работу по быстрому сбору Посто- Ст. л-т
и уничтожению информационно-пропа- янно Китаев В.А.,
гандистских материалов противника, боевой актив
недопущению эффективного использова-
ния им средств звуко- и радиовещания.
4. Вести контроль усталости личного Посто- К-н Зиновь-
состава, обеспечить своевременное янно ев А.Н.,
восполнение воинами своих физи- старшина роты
ческих сил (отдых, сон, питание и др.).
3. После боя
1. Провести беседы с личным составом По уточ- Ст.л-т
о недопустимости снижения бдите- ненному Китаев В.А.
льности и боевой готовности, про- плану
явления расхлябанности и недис-
циплинированности.
2. Организовать тщательный разбор По уточ- Офицеры
действий военнослужащих в бою, ненному роты
обобщение и распространение опы- плану
та эффективных боевых действий,
поощрение отличившихся воинов.
3. На совещании командования роты об- По уточ- К-н Зиновь-
судить причины ошибок и неудач в ненному ев А.Н.
действиях личного состава и сделать плану
выводы в целях совершенствования
боевой и морально-психологической
подготовки подразделений.
4. Произвести психологическое обсле- 23 Ст. л-т
дование военнослужащих в целях выяв- Китаев В.А.,
ления лиц, нуждающихся в психологи- санинструктор
ческой помощи и реабилитации. роты
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Организовать проведение митингов В дни К-н Зиновь-
для торжественного прощания с по- похорон ев А.Н.,
гибшими. ст. л-т
Китаев В.А.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА 2–й мср
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
старший лейтенант В. КИТАЕВ
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Чертополох А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: ВУ, 1997.-Ч.1,2.
2. Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. -М.: ВУ, 1997.
3. Караяни А.Г. Психологическая работа в боевой обстановке. -Самара, 1997.
4. Кузнецов В.А., Тютченко А.М., Караяни А.Г., Чертополох А.А. Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). -М.: ВУ, 1996.
5. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. -М.: ГА ВС, 1994.
6. Черкасов А.В.Морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил: сущность, содержание, проблемы и перспективы. -М.: ВАГШ, 1993.
ГЛАВА 3