Содержание военно-социальной работы в боевых условиях

 

Успех военно-социальной работы в боевой обстановке во многом зависит от планирования, определения содержания и организации управления. Управление военно-социальной работой осуществляет командир через заместителя по воспитательной работе, организующего ее в жестком взаимодействии со штабом, начальниками родов войск и служб.

Для того, чтобы управление военно-социальной работой шло успешно, заместителю командира по воспитательной работе, офицеру по социальной работе и профилактике правонарушений необходимо иметь знания не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях, зачастую далеко стоящих от социальной работы. Необходимо хорошо представлять социальную структуру общества, систему управления страной и конкретной социальной работой, ее особенности в условиях Вооруженных Сил, свои собственные права и обязанности, законодательство по вопросам социальной защиты, социальной поддержки, социальной помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.

Сущность управления военно-социальной работой заключается в обеспечении ее оптимального функционирования в условиях мирного и военного времени.

Управление военно-социальной работой включает:

· определение текущих и перспективных целей военно-социальной работы;

· своевременное и научно-обоснованное планирование военно-социальной работы;

· умелый учет уровня боевой подготовки, морально-психологического состояния, воинской дисциплины и социально-правовой защищенности личного состава;

· постоянное изучение, анализ и объективную оценку состояния социальной защищенности военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

· своевременную и точную постановку задач командиром по организации военно-социальной работы;

· обучение командиров частей и подразделений, офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, умению эффективно решать возникающие социальные проблемы военнослужащих и членов их семей;

· создание необходимых социально-бытовых условий для полноценного отдыха и восстановления военнослужащими своих физических и духовных сил;

· своевременное определение направлений, форм, методов военно-социальной работы со всеми категориями военнослужащих, осуществление необходимых организационно-плановых мероприятий по их реализации;

· знание специальных и материально-бытовых проблем личного состава в районе дислокации (боевых действий);

· целесообразное распределение и расстановку сил и средств военно-социальной работы по частям и подразделениям;

· оперативную корректировку системы военно-социальной работы в зависимости от обстановки и условий выполнения задач;

· своевременное представление донесений о ходе выполнения задач военно-социальной работы.

Эффективность управления военно-социальной работой достигается:

- своевременным и всесторонним информированием военнослужащих о важнейших социальных проблемах жизни страны, Вооруженных Сил, характере предстоящих боевых действий, ходе выполнения боевых задач, получением обратной информации о морально-психологическом состоянии личного состава, степени удовлетворения его социально-бытовых запросов, о готовности выполнить воинский долг по защите Отечества;

- формированием у личного состава глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привитием воинам высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики в мирное время и в условиях боевой обстановки;

- созданием социальных условий и гарантий военнослужащим и членам их семей в интересах формирования у личного состава морально-боевых качеств, необходимых для ведения современного боя, выполнения задач повседневной служебно-боевой деятельности;

- поддержанием и активным восстановлением моральных и физических сил личного состава, созданием благоприятных социально-бытовых условий для выполнения ими последующих боевых задач;

- совершенствованием сложившейся системы комплектования кадров военно-социальных работников, выработкой единых взглядов и подходов в вопросах их подбора, обучения, воспитания и расстановки.

Решение на организацию военно-социальной работы принимает командир. Оно входит составной частью в общую систему технологии управления командиром морально-психологическим обеспечением боевых действий. Поэтому принципиальную блок-схему управления военно-социальной работой можно представить следующим образом:

 

 


В выработке указаний относительно организации военно-социальной работы активное участие принимают заместитель командира по воспитательной работе и офицер по социальной работе и профилактике правонарушений. Выводы для определения целей и задач военно-социальной работы делаются на основе оценки характера предстоящих боевых действий, имеющихся сил и средств материально-бытового обеспечения военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Как показывает опыт Великой Отечественной войны и практика учений, в указаниях командира полка (корабля), содержатся требования документов Верховного Главнокомандования, приказов министра обороны, которые необходимо положить в основу военно-социальной работы при подготовке личного состава к бою. Командир указывает подразделения и категории личного состава, на которые следует обратить первоочередное внимание в военно-социальной работе. Он определяет также масштаб мероприятий военно-социальной работы и примерные сроки их проведения, проблемы материально-бытового обеспечения боя, которым должны уделить особое внимание командиры, офицеры тыла и воспитательных структур.

В указаниях командира полка содержится требование о сроках информации о проделанной военно-социальной работе в рамках морально-психо-логического обеспечения боевых действий.

В зависимости от конкретных условий организации боя, боевой обстановки, поставленных старшим начальником задач в указаниях командира полка (корабля) по военно-социальной работе могут содержаться требования и по другим вопросам.

Непосредственно организует и проводит военно-социальную работу, отвечает за ее состояние и действенность в решении боевых задач заместитель командира полка (корабля) по воспитательной работе. На основании боевого приказа командира и указаний вышестоящего органа воспитательных структур он составляет план морально-психологического обеспечения на период подготовки к боевым действиям и в ходе их. План утверждается командиром полка. В нем самостоятельным разделом, как правило, выделяется военно-социальная работа, содержание которой подчиняется главному - мобилизации личного состава на безусловное выполнение частью, подразделениями поставленной боевой задачи.

Приступая к планированию, заместитель командира полка по воспитательной работе учитывает наличие времени для организации социальной работы, место и роль полка (корабля) и подразделений в предстоящем бою, прогнозирование развития социальных процессов в районах ведения боевых действий. В плане отражаются выработка, принятие и организация выполнения управленческих решений в части, касающейся социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

В плане предусматриваются мероприятия по оказанию консультативной помощи командирам подразделений в разработке мероприятий и определении первоочередных задач по социальной работе, организации взаимодействия с государственными органами и общественными организациями по вопросам социальной защиты военнослужащих.

Важным условием успешного планирования социальной работы является методика определения ее конкретных задач на различные сроки. Предусматриваются:

1) определение системы социальных мероприятий, необходимых для достижения цели;

2) стимулирование (расчленение на части) их и выделение главного мероприятия в целях постановки его в число первоочередных в социальной работе;

3) календарные сроки исполнения мероприятий и распределение времени в целом;

4) расстановка сил - закрепление ответственных исполнителей;

5) определение нагрузки исполнителей;

6) увязка всех документов, планирующих социальную работу, с помощью составления календарных планов и т.п.

Войсковой опыт свидетельствует, что важной стороной планирования социальной работы выступает прогнозирование. Для принятия правильного решения очень важно уметь на базе четкого осмысления поставленной задачи, ясного представления об особенностях объекта социальных воздействий, о внутриколлективной обстановке определить оптимальные пути реализации задач социальной работы.

План морально-психологического обеспечения с включенными мероприятиями по военно-социальной работе представляется на утверждение командиру полка (корабля) до того, как он будет ставить боевые задачи командирам подразделений и давать указания по морально-психологическому обеспечению. Как правило, в конце постановки боевых задач командир дает слово заместителю по воспитательной работе, который коротко излагает основные вопросы морально-психологического обеспечения предстоящих боевых действий, в том числе и в области военно-социальной работы.

План служит организующим началом в деятельности заместителя командира полка по воспитательной работе. В ходе боя он может изменяться и дополняться новыми мероприятиями, так как на войне чаще не все идет по плану. Поэтому решающее значение приобретают непосредственная организаторская деятельность заместителя командира полка по воспитательной работе, его инициатива и творчество, умение организовать работу офицеров воспитательных структур.

Заместитель командира по воспитательной работе в боевой обста-новке применяет наиболее целесообразные методы военно-социальной работы, и прежде всего личное общение, оказание помощи на месте, что позволяет ему быть в курсе происходящих событий, видеть своими глазами социальные проблемы воинов, лично принимать меры по их разрешению.

Осуществляя организацию военно-социальной деятельности, заместитель командира по воспитательной работе создает условия для проявления инициативы и самостоятельности офицера, занимающегося социальными вопросами, и в то же время повседневно анализирует его действия.

Уровень социальной работы с личным составом в боевой обстановке во многом зависит от степени подготовленности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений, от его умения находить наиболее действенные формы и методы деятельности в зависимости от конкретных задач и условий их выполнения. Он непосредственно отвечает за состояние и организацию социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений в полку (на корабле).

Для успешного осуществления своих функциональных обязанностей в боевой обстановке офицер по социальной работе и профилактике правонарушений должен знать: цели и задачи социальной работы в обществе и военном социуме, ее закономерности, принципы, формы и методы, механизмы взаимодействия теории и практики социальной деятельности; основные направления социальной политики Российского государства, условия их реализации в обстановке ведения локальных войн и военных конфликтов; организационную структуру, функции и задачи органов социальной работы в обществе и Вооруженных Силах Российской Федерации, место, роль и обязанности военно-социального работника как субъекта и объекта социальной работы и управления ею; законодательные и иные нормативные акты по социальной работе с военнослужащими, членами их семей, гражданским персоналом; организацию анализа и разработки военно-социальных программ; вопросы обеспечения социальных программ; вопросы обеспечения социальных прав военнослужащих и членов их семей; проблемы социального обеспечения деятельности военнослужащих в боевых условиях; психологию, социологию, специфику работы в различной социальной среде воинских коллективов; формы и методы военно-социальной работы, информирования личного состава в различных условиях боевой обстановки; основы уголовного и гражданского права; основы уголовного и гражданского процессуального права; передовой опыт военно-социальной работы в боевой обстановке.

Применение указанных знаний в деятельности военно-социального работника в боевой обстановке с необходимостью требует: самостоятельно анализировать социальные процессы в обществе и воинских коллективах, тенденции социального развития, состояние и перспективы социальной работы в части; определять цели, задачи, формы и методы социальной работы с различными категориями военнослужащих, членами их семей, гражданским персоналом в тесной связи с задачами повышения боевой готовности, укрепления морально-психологического состояния личного состава, дисциплины и правопорядка в частях и подразделениях; умения конкретно работать с документами, регламентирующими жизнедеятельности воинских коллективов; информировать военнослужащих о практике применения нормативных документов в условиях подготовки и ведения боевых действий; осуществлять постоянное изучение запросов и настроений личного состава; участвовать в разрешении просьб, жалоб и заявлений военнослужащих; осуществлять социальные мероприятия по улучшению морального и материального стимулирования различных категорий военнослужащих и гражданского персонала.

Офицер по воспитательной работе и профилактике правонарушений должен иметь высокую общую культуру, быть высокоэрудированным человеком, иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у военнослужащих.

Военно-социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к высоким психологическим нагрузкам в боевых условиях, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, и, даже несмотря на возможные неудачи, добросовестно выполнять свой воинский долг, оставаться спокойным, доброжелательным и внимательным к каждому военнослужащему, четко действовать в неожиданных ситуациях, ясно формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво излагать проблемы военно-социальной работы при докладе командиру и его заместителю по воспитательной работе.

Как свидетельствует войсковой опыт, в деятельности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений как в мирное время, так и в боевой обстановке выделяются определенные профессиональные роли. Перечислим некоторые из них:

1) посредник: военный социальный работник находится между военнослужащим и соответствующими должностными лицами, которые могут помочь в разрешении возникших социальных проблем;

2) адвокат, защитник: военно-социальный работник отстаивает права военнослужащих;

3) менеджер социальной информации: военно-социальный работник обобщает и анализирует информацию, оценивает проблемы военнослужащих, вырабатывает предложения вышестоящему командованию по их реализации;

4) мобилизатор: военно-социальный работник приводит в движение, запускает механизмы, энергизирует, организует имеющиеся возможности для решения возникающих социальных проблем;

5) учитель: военно-социальный работник передает знания офицерам и прапорщикам, имеющим подчиненных по вопросам социальной защиты военнослужащих;

6) корректор социального поведения: военно-социальный работник всеми имеющимися формами и методами стремится внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки восприятия социальной действительности отдельными военнослужащими или воинским коллективом;

7) консультант: военно-социальный работник помогает военнослужащим усвоить их социальные права и обязанности, нормативно-правовую базу социальной работы;

8) администратор: военно-социальный работник обеспечивает конкретную, постоянную заботу о разрешении социальных проблем военнослужащих в различных условиях боевой обстановки.

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений непосредственно отвечает за состояние и организацию социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений в полку (на корабле). В боевой обстановке он постоянно изучает нужды, запросы военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, информирует об этом командира полка (корабля) и его заместителя по воспитательной работе, совместно с другими должностными лицами принимает меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем.

Важной стороной деятельности военного социального работника является организация взаимодействия с общественными организациями, действующими в полку (на корабле), в их работе по социальной защите военнослужащих, членов семей, гражданского персонала и разрешению социально-бытовых проблем.

Совместно с помощником командира полка (корабля) по правовой работе офицер по социальной работе и профилактике правонарушений участвует в социально-правовом обеспечении боевых действий, которое включает: изучение и анализ социальных характеристик личного состава и воинских коллективов; прогнозирование социальных процессов в воинских коллективах и поведения военнослужащих; выработку предложений и рекомендаций по управлению военно-социальными процессами в интересах поддержания боеспособности и боеготовности, укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка; социально-правовой анализ воинской дисциплины, выявление социальных причин и условий происшествий, преступлений, выработку социальных мер их предупреждения; вооружение военнослужащих знаниями об особенностях и механизме воздействия боевой обстановки на состояние их социального самочувствия; формирование у личного состава четких представлений о своем правовом положении в военное время, при действиях на территории противника, в плену и т.д.

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений разъясняет задачи и принятые решения относительно организации военно-социальной работы в боевой обстановке и участвует в их выполнении, использует имеющиеся в полку силы и средства в интересах разрешения социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Совместно с заместителем командира по воспитательной работе он организует взаимодействие с органами военного и государственного теле- и радиовещания, военной и другой печати в целях разъяснения личному составу законов и других нормативных актов по социальной защите военнослужащего, доведению до личного состава справочно-информационных материалов по вопросам социальной работы.

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений своевременно готовит и докладывает командиру полка (корабля) и его заместителю по воспитательной работе свои выводы и предложения об организации военно-социальной работы, а также разрабатывает мероприятия в целях их реализации.

Большое внимание в военно-социальной работе уделяется организации медицинского обслуживания личного состава в боевой обстановке. Забота о раненых, эффективное их лечение находятся под особым контролем командиров, штабов, органов воспитательных структур. Следует подчеркнуть, что своевременное оказание медицинской, социально-психологической помощи раненым и эффективное их лечение в годы Великой Отечественной войны имели огромное значение: 72,3% раненых и более 90% больных после излечения возвращались в строй.

Совместно с медицинскими работниками офицер по социальной работе и профилактике правонарушений занимается вопросами своевре-менного оказания помощи раненым на поле боя, быстрой их эвакуации в тыл, воспитания чуткого и внимательного отношения к раненым военнослужащим и лицам гражданского персонала, поиска наиболее результативных средств и методик лечения, создания в лечебных учреждениях такой морально-психологической атмосферы, которая способствует скорейшему выздоровлению.

В процессе ведения боевых действий личный состав испытывает максимальное напряжение всех духовных и физических сил, морально-психологические перегрузки. Для восстановления сил воинов требуются отдых, качественное питание, банно-прачечное и другое материально-бытовое обслуживание.

Вся забота об удовлетворении социально-бытовых нужд воинов в боевой обстановке ложится на командиров всех степеней, работников тыла и воспитательных структур. Большая ответственность возлагается и на офицера по социальной работе и профилактике правонарушений. При этом важным направлением его деятельности является забота о своевременном материально-бытовом обслуживании воинов частей и подразделений, прежде всего об обеспечении высококачественным питанием в любых условиях боевой обстановки и климата, организация отдыха военнослужащих, особенно ведущих боевых специальностей, перед боем.

В боевой обстановке при наличии соответствующих подразделений возможно проведение мероприятий по осуществлению военно-полицейского обеспечения, направленных на поддержание порядка и контроля за перемещением личного состава в регионах боевых действий и тыловых зонах, содержание военнопленных, поддержание законности и порядка.

Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений взаимодействует с органами военной полиции по проблемам реализации разработанных мер в целях укрепления правопорядка, предупреждения преступлений. Совместно с другими должностными лицами он заботится о соблюдении режима военного плена, определяемого Женевской конвенцией 1949 г. “Об обращении с военнопленными”, о гуманном отношении к военнослужащим неприятеля, попавшим в плен, об исключении их физического калечения, подвергания научному или медицинскому опыту, лишения переписки с семьей, права получения посылок с продуктами питания, одеждой и т.д.

Для успешного решения задач социальной работы в повседневной деятельности и в условиях боевой обстановки используются самые разнообразные методы. Они представляют собой совокупность приемов, способов деятельности военно-социального работника, используемых для решения социальных проблем военнослужащих, стимулирования их морально-психологического настроя на безусловное выполнение боевых задач.

Методы военно-социальной работы классифицируются:

· по направлениям и формам социальной работы: организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, диагностические, прогностические, правозащитные, предупредительно-профилактические, социально-бытовые, коммуникатив-ные и др.;

· по объектам военно-социальной работы: индивидуальные и групповые;

· по субъектам военно-социальной работы: методы, применяемые командирами, штабами, органами воспитательной работы, офицером по социальной работе и профилактике правонарушений.

Назовем основные методы деятельности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений в боевой обстановке.

1. Диагностический - офицер изучает социально-психологические характеристики личности, групп военнослужащих, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит “социальный диагноз”.

2. Прогностический - прогнозируются развитие событий, процессы, происходящие в обществе, полку, конкретных подразделениях, вырабатываются определенные модели социального поведения военнослужащих, офицер докладывает свои предложения командиру полка и его заместителю по воспитательной работе.

3. Правозащитный – офицер по социальной работе и профилактике правонарушений использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку военнослужащих, их защиту.

4. Организационный - организуется взаимодействие и оказывается помощь общественным организациям, функционирующим в полку (на корабле), в их работе по социальной защите военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению материально-бытовых проблем.

5. Предупредительно-профилактический - приводятся в действие различные юридические, психологические, медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организуется оказание помощи нуждающимся.

6. Социально-медицинский – офицер организует работу по профилактике здоровья, способствует созданию благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического и социального характера.

7. Социально-педагогический  - этим методом офицер по социальной работе и профилактике правонарушений информирует, убеждает, формирует умения и навыки, а также выявляет интересы и потребности военнослужащих и членов их семей в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества, привлекает к работе с ними все имеющиеся возможности в полку (на корабле).

8. Социально-психологический - военно-социальный работник совместно с психологом дает различного рода консультации в целях коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации военнослужащих, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся.

9. Социально-бытовой – офицер изучает и анализирует социальные запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, результаты докладывает командиру полка (корабля) и его заместителю по воспитательной работе, совместно с другими должностными лицами принимает меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем.

10. Коммуникативный - офицер по социальной работе и профилактике правонарушений устанавливает контакт с нуждающимися в этом военнослужащими, организует обмен информацией, вырабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Искусство деятельности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений заключается в том, чтобы в определенной ситуации, по отношению к конкретному человеку избрать наиболее целесообразные методы и методику их применения. Система методов реализуется на основе уважения личного достоинства и гражданских прав каждого военнослужащего. Применение методов требует диалектического подхода, ибо никакая система не может быть рекомендована как постоянная, особенно в условиях боевой обстановки.

Надежность любого метода социальной работы обеспечивается его обоснованностью и соблюдением правил применения. Необходимым и обязательным условием успешного применения методов социальной работы в деятельности командиров, офицеров воспитательных структур являются их правовые знания, которые свидетельствуют об уровне профессиональной подготовки.

Знание права для офицера по социальной работе и профилактике правонарушений не сводится к простой осведомленности о существовании тех или иных правовых норм. Оно предполагает осмысление права, постижение его содержания, определение значения для служебной деятельности. Это не столько данные конкретных норм, сколько понимание основных принципов права, правовой социальной политики государства, органической связи права и военно-социальной работы. В боевой обстановке знание права дает возможность принять решение по социальной проблеме в условиях отсутствия информации о конкретной правовой норме, основываясь на понимании общей направленности законодательства, его функций и принципов, нравственных требований. Без знания и понимания юридических норм невозможна обоснованная, точная оценка социальных явлений в воинских коллективах.

К правовым нормам, регулирующим применение методов в деятельности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений в боевой обстановке, относятся:

- обязывающие нормы - предписывают совершение определенных действий в целях выполнения служебных обязанностей;

- запрещающие нормы - указывают на недопущение совершения каких-либо действий, приводящих к срыву выполнения боевой задачи, нарушению чьих-либо социальных прав и т.п.;

- уполномочиваемые нормы - предоставляют определенные права. Всякая правовая норма есть государственное предписание действовать определенным образом. Уполномочивающие нормы воинских и боевых уставов не являются исключением в этом отношении. Они формируют права и обязанности субъектов воинских отношений в мирное и военное время.

В целях повышения действенности и эффективности военно-социальной работы офицеры воспитательных структур, если позволяют условия боевой обстановки, активно применяют социологические исследования. При этом выявляются:

· объективно существующие настроения, мнения, интересы, запросы, предложения личного состава;

· тенденций развития, изменение социально-общественного мнения в воинских коллективах;

· социальные настроения и состояния, негативно влияющие на морально-психологическое состояние личного состава, снижающие его боеспособность, и осуществляются их анализ, обобщение и доклад старшим начальникам;

· участие в выработке и реализации мер по решению социальных проблем личного состава, оценка их эффективности.

Военно-социальная работа в боевой обстановке ведется с помощью сил и средств, применяемых в общей системе морально-психологического обеспечения. Для пропаганды правовых знаний, разъяснения льгот и гарантий военнослужащим, членам их семей используются: система военного и государственного теле- и радиовещания; военная и другая печать; культурно-досуговые учреждения; технические средства воспитания и информации; стационарные подвижные полиграфические средства; технические средства и имущество морально-психологического обеспечения; сеть теле- и радиовещания и полиграфическая база района боевых действий.

Для организации и проведения социальной работы в войсках могут создаваться консультативно-правовые пункты в местах отмобилизования войск, центры (пункты) правового информирования во фронте (армии), гарнизонах, уголки правовых знаний в частях и подразделениях.

Уголки правовых знаний представляют собой специально оборудованные места с литературой и другими материалами по вопросам социальной защиты военнослужащих, членов их семей, материалами по законодательным и нормативным актам Российской Федерации. В уголке правовых знаний должны содержаться:

· информация о правовом положении военнослужащих в мирное и военное время, об основных правах и льготах военнослужащих, о защите их прав, о видах юридической и уголовной ответственности;

· оперативная информация с рубриками “Последние изменения в законодательстве Российской Федерации”, “Социальная защита военнослужащих”, “О нас заботится государство” и т.д., а также материалы о порядке обращения по личным вопросам к командованию части.

Обязательно порядке должны быть в уголке правовых знаний и такие важные документы, как Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе”, постановления Правительства Российской Федерации, изданные в развитие данных Законов применительно к условиям боевой обстановки, Уголовно-процессуальный кодекс, уставы Вооруженных Сил Российской Федерации и другие документы.

Таким образом, военно-социальная работа, наряду с другими составляющими морально-психологического обеспечения, оказывает влияние на боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил, способность противостоять воздействию противника на сознание, социальное самочувствие и боевой дух военнослужащих. Она организуется и проводится в целях создания необходимых социальных условий для успешной деятельности войск (сил) при подготовке и ведении операций (боевых действий).

Возможный широкомасштабный и затяжной характер боевых действий или вооруженного конфликта, применение противником оружия массового поражения и высокоточного оружия предъявляют особые требования к организации и содержанию военно-социальной работы в боевых условиях. Действенному решению задач военно-социальной работы способствует обучение командиров, офицеров воспитательных структур практике социальной защиты военнослужащих, умению правильно определять содержание, формы и методы ее осуществления в частях и подразделениях в зависимости от складывающейся боевой обстановки.

 


Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. – Ч. I и II. -М.: ВУ, 1997.

2. Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. -М., 1997.

3. Кузнецов В.А., Тютченко А.М. Документы по морально-психологическому обеспечению боевых действий (полк). -Самара, 1993.

4. Кузнецов В.А., Тютченко А.М., Караяни А.Г., Чертополох А.А. Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). -М.: ВУ, 1996.

5. Основы социальной работы: Учебник. -М., 1997.

6. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т.-М., 1997.

7. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. -М.: ГА ВС, 1994.

8. Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. -М.: ГА ВС, 1994.

9. Теория социальной работы. -М.: Юрист, 1998.

10. Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение Вооруженных Сил: сущность, содержание, проблемы и перспективы. -М.: ВАГШ, 1993.

 

 

ГЛАВА 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: