Участников боевых действий

Участие людей в деятельности, протекающей в опасных, экстремальных условиях, способно в значительной мере изменить их внутреннюю картину мира, жизненные смыслы, трансформировать ранее сложившуюся систему ценностей, актуализировать комплекс специфических потребностей. Остро проявляются потребности быть выслушанным, понятым, оцененным, психологически защищенным и др. Психика участников боевых событий как бы обнажается, становится особенно чувствительной к фальши, лжи, несправедливости, легко- ранимой. Если перечисленные тенденции и особенности психической жизни ветеранов войны не будут учтены в работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий. Вместе с отчаянием, фрустрацией, апатией у военнослужащих могут развиваться личностные трансформации, складываться искаженная, патологическая картина мира, формироваться агрессивное, конфликтное поведение.

Непосредственное и неподготовленное столкновение людей, обладающих «военизированной» психикой, с реалиями мирной жизни может нанести им глубокую психическую травму. Вот почему требуется некоторая коррекция ценностно-мотивационной структуры личности, психических состояний военнослужащих, участвовавших в экстремальной деятельности. Отдельные из них оказываются неспособными самостоятельно вернуться в ритм и атмосферу мирной жизни и нуждаются в профессиональной психологической помощи.

Социально-психологическая реадаптация (переприспособление) предполагает организованное психологическое «возвращение» военно- служащих в обычные условия жизнедеятельности после выполнения специальных, сложных задач воинской деятельности, сопровождающейся травмированием их психики. Целями такой деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы являются достижение плавного, бескризисного, нетравмирующего «вращивания» участников экстремальной деятельности в систему повседневных связей и отношений, восстановление и укрепление их личностного и социального статуса.

Социально-психологической реадаптацией решаются две основные задачи:

а) реконструкция ценностно-ориентационной системы самих участников боевых действий;

б) создание вокруг них реадаптирующей социальной среды.

Задача реконструкции ценностно-ориентационной системы в основном реализуется в процессе специально организованного и пролонгированного во времени периода между окончанием участия военнослужащих в боевых действиях и вступлением в полнокровную мирную жизнь, называемого периодом «психологического карантина» или «психологической дезинфекции». Целью деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, военных психологов и медиков на этом этапе является удовлетворение основных потребностей военнослужащих в понимании, признании, престиже, снятии психической напряженности и психологической подготовке к мирным условиям жизнедеятельности.

Практика показывает, что наиболее целесообразными мероприятиями данного периода можно считать: тщательный разбор боевых действий военнослужащих, преимущественно положительную оценку вклада каждого из них в решение боевых задач подразделения, части; встречи военнослужащих с политиками, представителями трудовых коллективов, родственниками военнослужащих, деятелями искусства и культуры, поддерживающими уверенность воинов в высокой социальной значимости сделанного ими; жесткую селекцию поступающих периодических изданий, радио- и телепередач, посещений эмиссаров от различных политических партий и движений; постепенный пропуск к военнослужащим информации, отрицательно оценивающей те или иные стороны боевых событий; вовлечение военнослужащих в динамичную и несложную деятельность, недопущение безделья и праздности; специальную психологическую подготовку к встрече с людьми с «мирной» психологией; выявление военнослужащих, получивших боевые психические травмы, и оказание им психологической помощи.

Создание реадаптирующей социальной среды предполагает следующее. Независимо от того, вернулся солдат домой победителем или побежденным, его должны достойно встретить страна, сослуживцы, члены семьи, знакомые. Желательно, чтобы встречающие хорошо понимали специфические проявления психики и поведения ветеранов, были обучены элементарным приемам оказания психологической поддержки. Однако ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы участники событий воспринимались как «ненормальные», «психи», «травматики». Отношение к ним командиров, сослуживцев, членов семей должно всемерно способствовать разрядке накопившегося психического напряжения, предупреждению дополнительной психотравматизации. Одним из главных объектов психологического обеспечения в данный период становятся семьи офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту. Супруги, дети, другие родственники должны оказаться психологически и нравственно подготовленными к долготерпению, к настойчивому восстановлению контактов военнослужащего с его прежними друзьями, вовлечению его в активную жизнь воинской части, гарнизона, в культурно-досуговые мероприятия. Морально-психологическое состояние вернувшихся из районов боевых действий необходимо постоянно держать в поле зрения и своевременно корректировать.

Таким образом, социально-психологическая реадаптация представляет собой процесс восстановления у участников боевых действий психологического ресурса, необходимого для полноценной жизни и активного социального функционирования в условиях мирной жизни.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что психологическая работа в боевой обстановке предполагает построение всей системы подготовки и боевого применения частей и подразделений с учетом закономерностей проявления психики военнослужащих и психологии воинских коллективов в экстремальных условиях боя. Психологическая работа есть единый процесс непрерывного изучения, прогнозирования, анализа, оценки и оптимизации психологических обстоятельств решения боевых задач.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психо-логического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. -М.: ВУ, 1997.

2. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремаль- ных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального кон- фликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дис…. канд. психол. наук. -М., 1992.

 3. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. -М.: Воениздат, 1972.

 4. Шумков Г.Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожидания боя // Воен. сб. -1913. -№ 11. -С. 100.

5. Беленки Г.Л., Ной Ш., Соломон З. Стресс на поле боя: опыт Израиля // Ми-литари ревью. -1995. -№7. -С. 26-37.

ГЛАВА 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: