Особенности организации морально-психологического обеспечения боевых действий войск в чеченском конфликте

 

Впервые после окончания Великой Отечественной войны, российской армии пришлось вести крупномасштабные боевые действия на значительной части своей территории, сражаться не с внешним агрессором, вторгшимся в нашу страну, а с незаконными вооружёнными формированиями. Ничего общего с общепринятыми не имели методы и способы вооружённой борьбы, применяемые этими формированиями: нападение из-за угла, террористические акты, захваты заложников, использование наёмников, тактика «живого щита», покушение на государственных и военных руководителей и др.

Все эти и другие особенности операции предъявляли исключительно высокие, во многом специфические требования к профессиональной подготовке, боевой выучке и тактической грамотности российских воинов. Вместе с тем они заставляли командный состав, штабы, воспитательные структуры российской армии самое пристальное внимание уделять морально-психологическому обеспечению боевых действий, формированию у воинов морально-психологических и боевых качеств, позволяющих им успешно выполнять задачи операции в своеобразных социально-политических, национальных и военно-стратегических условиях региона.

Морально-психологическое обеспечение (МПО) деятельности войск в ходе операции предполагалось направить на решение следующих основных задач:

а) дальнейшее укрепление морального духа войск, повышение психологической устойчивости, дисциплинированности и боевой активности личного состава;

б) разъяснение личному составу конкретных задач операции, наиболее целесообразных способов и методов их решения, мобилизация воинов на безусловное выполнение боевого приказа;

в) развитие у воинов стремления к проявлению инициативы, мужества, отваги, героизма, высокой бдительности, взаимовыручки, способности стойко переносить все тяготы и лишения в походно-полевых условиях, находчивости в самой сложной и опасной для жизни ситуации;

г) мобилизацию личного состава на грамотное и умелое применение боевой техники и вооружения, максимальное использование их боевых возможностей и поражающих факторов;

д) пропаганду боевого опыта, популяризацию воинов проявивших героические подвиги, умело использующих боевую технику и вооружение;

е) своевременное представление к поощрениям и боевым наградам отличившихся солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров;

ж) заботу о своевременном материально-техническом, бытовом, медицинском обеспечении войск, питании, отдыхе и здоровье личного состава;

з) противодействие органов военного управления информационно-психологическому воздействию на личный состав.

В зависимости от этапов операции, конкретных боевых задач и сложившейся ситуации в организацию и содержание МПО вносились коррективы и уточнения.

На начальном этапе выдвижения федеральных войск к Грозному, главная задача состояла в своевременном прибытии частей и подразделений в назначенные районы в полной боевой готовности. На решение этой задачи были направлены усилия командиров, штабов, воспитательных структур.

Например, перед совершением марша с командирами подразделений, офицерами воспитательных структур, боевым активом, были проведены короткие инструктивные совещания о содержании и методике морально-психологического обеспечения в ходе выдвижения колонн. Основные усилия при этом сосредоточивались на работе с личным составом непосредственно во взводах, отделениях, расчётах и экипажах. Воинам разъяснялись задачи марша, их обязанности, сигналы оповещения и порядок действия по ним. Особое внимание обращалось на повышение бдительности, соблюдение требований дисциплины и мер безопасности, недопущения беспечности и неорганизованности, предотвращения травматизма, обморожения, отравления угарным газом и т.п.

Большая воспитательная работа проводилась с водителями боевых машин, от которых в огромной степени зависел успех марша. Им напоминали правила вождения в колонне, установленную дистанцию и скорость движения, разъясняли особенности маршрута, способы преодоления наиболее трудных участков, порядок светомаскировки в ночных условиях. Особое внимание уделялось военнослужащим, выполняющим разведывательные задачи, входящим в штурмовые группы, налаживанию взаимодействия, порядку эвакуации пострадавших.

Непосредственно на марше, командиры, их заместители по воспитательной работе осуществляли постоянный контроль за действиями личного состава. Во время коротких остановок и привалов, доводили до воинов обстановку в Чеченской Республике, разъясняли решения российской правительства, поставленную боевую задачу. Основными источниками информации в этих условиях было радио. Офицеры воспитательных структур прослушивали радиосообщения, обобщали их и доводили до воинов. Свою главную задачу они видели в том, чтобы путём непрерывного личного общения с военнослужащими укреплять их моральных дух, уверенность в своих силах, в возможностях боевой технике и оружия, психологически подготовить их к боевому соприкосновению с дудаевскими вооружёнными формированиями.

Для многих командиров, штабов, офицеров воспитательных структур было большой неожиданностью появление на дорогах больших групп местных жителей, преграждавших путь нашим войскам и оказавших им вооружённое сопротивление, сопровождавшееся немалыми потерями в личном составе и боевой технике. Не все из них хорошо себе представляли, как необходимо поступать в сложившейся ситуации, что следует предпринять для возобновления движения по заданному маршруту.

Личный состав не имел необходимых навыков ведения боевых действий в населённых пунктах. Воины не знали, как следует поступать при обстреле из домов, в которых живут мирные жители, что необходимо предпринимать, когда дудаевцы ведут огонь из засад в школах, детских садах и яслях, нередко прикрывая свои боевые порядки женщинами и детьми.

Сказалось также запрещение открывать первыми огонь на поражение по дудаевцам. Неопределённость обстановки, запрет на открытие огня, первые потери в личном составе, неожиданное противодействие местного населения и ожесточённое вооружённое сопротивление дудаевских бандформирований, не только замедлили продвижение наших колонн к городу Грозному, но и негативно отразилось на морально-психологическом состоянии наших войск. У части воинов возникли сомнения в успехе операции, появились элементы растерянности и неуверенности в своих силах.

Необходимо было принять срочные и решительные меры по преодолению противодействия противника, осуществить перелом в сознании личного состава, его психологическом и боевом настрое, побудить к проявлению творчества и инициативы, поиску наиболее целесообразных методов и средств боевых действий в сложившейся обстановке, вселить уверенность в возможности успешного выполнения полученной задачи.

Абсолютное большинство командиров, штабов, офицеров воспитательных структур в сложившейся ситуации не растерялись и, проявив разумную инициативу, мобилизовав все свои знания, силы и способности, нашли из неё наиболее целесообразный выход. На первых порах было принято решение - в целях максимального обеспечения безопасности личного состава и сохранения жизни местного населения осуществлять движение войск только в дневное время до 15 часов, а затем с соблюдением всех мер боевого охранения занимать районы сосредоточения. Естественно, это замедлило темпы движения войск и давало возможность дудаевцам применять тактику «наскок-отход», но смогло спасти несколько десятков человеческих жизней.

Первые дни выдвижения наших войск к Грозному и переход к решительным боевым действиям против дудаевских вооружённых бандформирований, явились реальной проверкой боевой выучки и морально-психологической стойкости личного состава.

Мужество и отвага командиров воодушевляли подчинённых, вселяли уверенность в колеблющихся, придавали им смелости и решительности. Авторитет офицеров рос с каждым боем, что положительно сказывалось на морально-психологическом состоянии личного состава. Так, например, заместитель командира десантно-штурмовой роты по воспитательной работе сводного батальона Балтийского флота гвардии старший лейтенант Брыков А.В. возглавил штурмовую группу вместо погибшего командира гвардии капитана Колесникова Е.Н. и обеспечил выполнение боевой задачи. За этот бой он был награждён орденом «Мужества».

Личный пример офицеров обеспечивал высокую боевую активность солдат и сержантов, способность их переносить высокие нервно-психологические нагрузки и сохранять боеспособность в обстановке действия психотравмирующих факторов.

Вместе с тем, первые бои, особенно первые человеческие жертвы, показали, что далеко не все воины сумели достойно вести себя в сложной и опасной для жизни обстановке. У некоторых из них напряжённая боевая ситуация вызывала негативные психологические реакции. Вид убитых и раненых, лужи крови, разбитые, искорёженные российские танки, боевые машины пехоты удручающе действовали на психику воинов, вызывая у отдельных из них, особенно у молодых необстрелянных бойцов стрессовые состояния, нередко проявлявшиеся в угнетённости, растерянности, скованности, заторможенности, апатии, снижении боевой активности и других психологических состояниях, мешавших успешному выполнению боевой задачи.

Для того, чтобы преодолеть негативные проявления в психологическом состоянии воинов, командиры, офицеры воспитательных структур использовали различные методы и средства воздействия на сознание и поведение личного состава.

В ходе боевых действий наиболее эффективными формами стали личный пример отваги, мужества, устные обращения к военнослужащим, сообщения об отличившихся в бою. В последующем хорошо зарекомендовали себя выступления по обмену опытом воинов перед прибывшими на замену. Примеры решительных действий, мужества, умелого использования техники и оружия обобщались офицерами-воспитателями и распространялись через боевые листки, выпуски радиогазеты, при проведении бесед.

В ряде частей воинов, принимавших участие в боях и подвергшихся негативному психологическому воздействию, на некоторое время вывозили из зоны боевых действий в тыловые районы на отдых.

В ходе боя на первом плане перед командирами, офицерами воспитательных структур стояла задача обеспечения управления, неукоснительного выполнения требований вышестоящего командования, противодействия паническим слухам, поддержания веры в своих командиров и сослуживцев, возможности техники и вооружения. Офицеры, прапорщики и сержанты рассказывали молодым солдатам, как следует поступать, чтобы не допустить ошибок и избежать потерь, наглядно демонстрировали способы оказания помощи раненым и эвакуации с поля боя раненых и убитых.

Морально-психологическое обеспечение боевых действий в этот период направлялось также на поддержание постоянной готовности к выходу на намеченные рубежи или направления, на проведение тщательной разведки района и уничтожение диверсионных групп, обнаружение и расчистку заминированных участков дорог, организацию боевого охранения, маскировки, комендантской службы.

При выходе из боя уделялось внимание организации прикрытия, тылового и бокового охранения, высокой бдительности и боевой настороженности.

Офицеры-воспитатели при этом были непосредственно в боевых порядках подразделений, штурмовых отрядов и разведывательных групп, блокпостах, выполняющих наиболее ответственные задачи. Примером активной работы отмечался заместитель командира войсковой части 15248 (ЛенВО) по воспитательной работе подполковник Ю.П. Зубрилов. Солдаты в письмах домой, отзывались о своём офицере-воспитателе примерно так: «он всегда был на передовой, с ним и под огнём мы чувствовали себя уверенно».

Таким образом, на этапе выдвижения войск к Грозному, командиры, штабы, воспитательные структуры, значительное внимание сосредоточивали на морально-психологическом обеспечении деятельности войск в целях своевременного прибытия частей и подразделений в назначенные районы, поддержании в пути следования высокой бдительности, боевой настороженности и готовности к предстоящей встрече с дудаевцами.

Опыт боевых действий в Чечне свидетельствует о том, что решение ранее перечисленных задач, в целом успех организации МПО в бою, её непрерывность и эффективность обуславливались рядом факторов, а именно: правильной расстановкой офицеров-воспитателей, боевого актива на различных этапах боя; твёрдым и постоянным знанием поставленных боевых задач перед частью, подразделением; личным примером смелости и отваги командиров всех степеней, их умением влиять на воинов в любой обстановке; систематической постановкой задач и инструктированием всех звеньев боевого актива и офицеров воспитательных структур по вопросам организации работы с воинами; постоянной информацией о морально-психологическом состоянии, дисциплине, настроении личного состава, проводимому МПО боевых действий; широкой пропагандой боевых подвигов солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров в ходе боевых действий; заботой о личном составе, его питании, отдыхе, материально-техническом обеспечении, своевременном поощрении отличившихся в бою; умением командиров и офицеров воспитательных структур организовать информационно-психологическое противоборство, работу с населением.

Учитывая всё это командиры частей и подразделений, их заместители по воспитательной работе постоянно находились среди личного состава. Они информировали воинов о сложившейся обстановке, доводили до них сведения о характере обороны противника, разъясняли поставленную боевую задачу, необходимость быстрейшего разоружения дудаевских формирований, путём индивидуального воздействия поднимали дух воинов.

В ходе боевых действий на первое место в работе с личным составом волне естественно выдвигалось такое испытанное средство влияния на военнослужащих, как личный пример командиров и начальников, офицеров штабов и воспитательных структур. «Слово зовёт, а пример ведёт», говорится в народе. Это верно всегда, а особенно в боевой обстановке.

Заместители командиров частей по воспитательной работе, офицеры воспитательных структур своё место в бою определяли исходя из интересов выполнения боевой задачи в целом. Их место было не только на КП, но и там, где сосредоточены основные усилия части, бригады, сводного отряда. В критические моменты боя они выдвигались на наиболее угрожаемые участки и всеми силами и средствами МПО боевых действий добивались среди подразделений стойкости, решительности, принимали меры к недопущению растерянности и паники.

Умело направлял МПО на успешное выполнение боевой задачи по обороне одного из кварталов г. Грозного от атак танков дудаевцев в январе 1995 года заместитель командира войсковой части 19355 (ПриВО) по воспитательной работе подполковник Станкевич И.В., который возглавил сводный отряд и в течение двух суток отбил 8 массированных атак механизированных формирований. Его боевой опыт афганской войны, где он был начальником отряда спецпропаганды, позволил организовать оборону так, что в его отряде не было ни одного погибшего, а количество раненых сведено к минимуму. За проявленный личный героизм, умелое командование и организацию МПО в период ведения боевых действий ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Примеры мужества и отваги командиров, офицеров-воспитателей, грамотное и умелое их руководство частями и подразделениями поднимали моральный дух и боевой настрой солдат и сержантов, побуждали их к проявлению героических подвигов в боевой обстановке.

Большое значение придавалось к своевременному представлению к награждению боевыми орденами и медалями воинов, отличившихся в боях с дудаевцами. Командиры, штабные работники, офицеры-воспитатели стремились к тому, чтобы ни один подвиг, героический поступок воина не остался не замеченным.

Боевые награды вручались личному составу в торжественной обстановке, перед строем подразделения, части. Если же для этого не было условий, то ордена и медали вручались непосредственно на боевом посту, в блиндаже, укрытии. При этом командиры, поздравляя награждённых, призывали личный состав следовать их примеру. Внимание воинов акцентировалось на том, что за каждой наградой стоит тяжёлый солдатский труд, каждодневный ратный подвиг.

В ходе продолжительных боевых действий значительное место отводилось работе по преодолению неизбежного в этих условиях нарастания морально-психологической и физической усталости личного состава, которая нередко оборачивалась потерей осторожности, бдительности, приводила к беспечности, сопровождавшейся напрасными человеческими жертвами. Командиры, офицеры-воспитатели, используя разнообразные методы индивидуальной работы, развивали у личного состава чувства разумной осторожности и самосохранения. Первостепенное внимание они обращали на молодых, недостаточно обученных воинов, на тех, кому было трудно, кто проявлял растерянность и неуверенность в бою.

Большую положительную роль в поддержании боевой активности личного состава, преодолении страха, нерешительности воинов сыграли психологические установки следующего типа: «Мужчина не должен бояться смерти», «Плен - позор», «Поверить врагу - предать товарищей», «Не бойся - прорвёмся» и т.п.

Действенными средствами мобилизации воли подчинённых в бою стали:

а) переключение внимания с объекта вызвавшего страх на другой объект: «Внимание! Делай, как я!», «Зайцев! Прикрой Петрова!»;

б) одобрение двумя-тремя фразами: «Молодец!», «Орёл!», «Настоящий воин!» и т.п.;

в) приказ на деятельность: «Стой!», «Ложись!», «Проверь прицел!», «Стрелять, только по моей команде!».

Эффективным средством сохранения и развития положительного настроя в бою являлось назначение боевых активистов из числа опытных, психически устойчивых, волевых воинов, с задачей оказания психологической помощи новичкам и менее решительным сослуживцам.

Благотворно сказывались на восстановлении морально-психологических сил воинов, забота об организации снабжения личного состава всеми видами довольствия, обеспечении горячим питанием, налаживании повседневного быта.

Одно из важных мест в деятельности командиров, штабов, воспитательных структур, тыловых органов и медицинских учреждений занимали вопросы своевременной эвакуации из района боевых действий раненых и убитых. Тяжёлые и напряжённые бои в Грозном сопровождались большими людскими потерями.

Вынести с поля боя раненых, оказать им первую медицинскую помощь и отправить их в госпиталь было нелегко. Большую трудность представляли розыск и эвакуация убитых, отправка их на родину. В тоже время фактически ежедневно до сознания каждого военнослужащего доводилось, что ни один раненый, погибший не будет оставлен на поле боя.

По окончанию боя по спискам уточнялись наличие личного состава с учётом эвакуированных в тыл. При необходимости организовывалось тщательное прочёсывание местности, поиск отсутствующих. Раненым оказывалась помощь на месте, после чего их выносили на пункт сбора, откуда они вертолётами эвакуировались в госпитали или медсанбаты. Погибшие также эвакуировались в тыл, на родину по месту проживания родных и близких, где с соблюдением воинских почестей проводилось захоронение. В ряде случаев опознание, своевременная отправка на родину и захоронение погибших воинов затруднялось из-за отсутствия (особенно у солдат и сержантов) именных медальонов.

Среди оправдавших себя форм МПО боевых действий войск, наряду с ранее названными, важное место занимали беседы, инструктирование, советы, товарищеская взаимопомощь, проведение коротких собраний, митингов (перед боем и в освобождённых районах, населённых пунктах), обмен опытом отличившихся в боях. Широкое распространение получило ежедневное боевое информирование. Используя паузы в ходе боевых действий, офицеры подразделений в форме непродолжительных бесед, непосредственно во взводах, на блокпостах, огневых позициях, сообщали личному составу данные о ходе боевых действий, сведения о противнике, разъяснялись полученные боевые задачи, наиболее целесообразные способы их выполнения.

Важным средством получения ориентирующей информации для офицеров и солдат были радиоприёмники «Маяк-2», которые имелись в каждой роте. Кроме того, многие офицеры и прапорщики, привезли с собой в район боевых действий личные КВ - УКВ радиоприёмники.

В частях, не принимавших непосредственное участие в боевых действиях, в интересах поддержания боевого настроя личного состава, использовались занятия в системе общественно-государственной подготовки по темам: «Задачи и характер действия российских войск по защите конституционного строя в Чеченской Республике», «Присяге и воинскому долгу верны», «Быть в постоянной боевой готовности, проявлять высокую бдительность».

Командиры, офицеры-воспитатели постоянно активизировали работу по укреплению воинской дисциплины и правопорядка. Большое внимание уделялось правовому информированию личного состава, где разъяснялись требования военной присяги, уставов, федеральных законов об ответственности за воинские преступления. К проведению этой работы привлекались военные юристы, работники прокуратуры.

Большое эмоциональное воздействие на личный состав оказывали митинги, проводимые на местах зверств бандитов. На этих митингах воины клялись покарать преступников. Высокий накал ярости у военнослужащих вызывали надругательства бандитов над ранеными и трупами погибших воинов. Так, например, при вскрытии тела попавшего в плен лейтенанта А.Куриленко, военные медики обнаружили следы прижигания кожных покровов грудной клетки, множественные рубленные и резанные раны, колотые отверстия на предплечьях - результат подвешивания. Примерно таким же образом были изуродованы тела лейтенанта А.Гурбанова и рядового С.Ермашёва.

Каждый факт зверств бандитов командиры, офицеры воспитательных структур доводили до всего личного состава. При этом, разоблачая бандитские действия дудаевцев, показывая их звериное лицо, они сосредотачивали внимание на побуждение воинов к возмездию, к совершению правосудия над преступниками в бою, к уничтожению убийц, то есть к активным боевым действиям по разгрому банд.

В тоже время с личным составом велась большая разъяснительная работа с целью недопущения распространения мести на мирное чеченское население, обеспечение гуманного и дружеского отношения воинов к местным жителям.

Одной из важнейших особенностей МПО операции федеральных войск в Чечне, было то, что командирам, штабам, тыловым органам, офицерам-воспитателям пришлось заниматься решением проблемы, которая не имела прецедента в истории российской и советской армий. Сразу же с началом боевых действий, на первых порах стихийно, а затем по призыву Комитета солдатских матерей, началась компания массового прибытия родителей военнослужащих в части и подразделения федеральных войск.

Было немало случаев, когда прибывшие в Чечню родители вели себя агрессивно, вставали на путь конфронтации с военным командованием и видели свою главную задачу в том, чтобы под всяким предлогом, невзирая на нарушение законов, увезти своих сыновей домой. Они побуждали их к дезертирству, оставлению воинских частей, боевых постов, другим нарушениям присяги, а некоторые даже к добровольной сдаче в плен.

Не все командиры, штабы, офицеры воспитательных структур оказались готовыми к такому неожиданному повороту событий. Пришлось по ходу, при отсутствии какого-либо опыта, опираясь главным образом на знания и интуицию, нарабатывать формы и методы работы с родителями. Оперативно стали создаваться специальные структуры по работе с родительской общественностью. В округах были созданы справочно-информационные центры, которые помогали родителям установить связь со своими сыновьями, узнавать о месте их нахождения, состоянии здоровья.

Командиры, работники тыловых органов, офицеры воспитательных структур постоянно вникали в процесс материально-технического обеспечения, изучали нужды и запросы военнослужащих и принимали меры к их удовлетворению.

Первостепенное значение при этом придавалось обеспечению подразделений боеприпасами, их сохранению и правильному расходованию в ходе боевых действий. Это тем более важно было потому, что в практике имели место случаи потерь боеприпасов, небрежного их хранения, что подчас приводило к нежелательным последствиям.

Особое внимание обращалось на организацию питания, обогрева личного состава, просушку обмундирования и нательного белья, сооружения помещений для размещения личного состава, устройство мест отдыха солдат и сержантов после тяжёлых и напряжённых боёв.

Предметом особой заботы командиров, офицеров-воспитателей, являлось медицинское обслуживание личного состава, участвующего в боевых действиях, оказание помощи раненым, их своевременная эвакуация, обеспечение каждого военнослужащего индивидуальным медицинским пакетом, подразделений - аптечками скорой помощи, их сохранение и использование по назначению.

Таким образом, все эти мероприятия проводимые командованием частей и подразделений по морально-психологическому обеспечению боевых действий Объединённой группировки федеральных войск в Чеченской Республике, позволили более качественно выполнять поставленные задачи.

        

                                      Л И Т Е Р А Т У Р А

1.Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А. Морально-психологическое обеспечение боевых действий объединённой группировки федеральных войск в Чечне: проблемы, уроки и выводы. - М.: ВУ. - 1996. - 135 с.

2.Арзамаскин Ю.Н. и др. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации. // Концептуально-методические основы.

В 2-х ч. - М.: ВУ. - 1997.

3.Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технология морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. М.: ВУ, 1997. - 88 с.

4.Кузнецов В.А. Морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и подразделений ВС РФ. - Коломна. Михайловское ВАКИУ, 1996. - 52 с.

5.Кузнецов В.А., Маликов В.Г. и др. Содержание и организация МПО боевых действий. М.: ГА ВС, 1994. ДСП. - 196 с.

6.Кузнецов В.А., Караяни А.Г., Тютченко А.М., Чертополох А.А. Краткий словарь основных понятий МПО деятельности войск (сил). - М.: ВУ, 1996. 112 с.

7.Новичков Н.Н., Снеговский В.Я., Соколов А.Г., Шварёв В.Ю. Российские Вооружённые Силы в чеченском конфликте: анализ, итоги, выводы. - Париж - Москва, 1995. 210 с, с ил.

8.Сурков А.В. Чечня в пламени сепаратизма. - Саратов, 1998. - 423 с.

9.Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. - М.: ГА ВС, 1994. - 44 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: