Тема №7. Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887).

 

7.1. Жизненный путь композитора. А.С. Бородин был удивительно разносторонней личностью. Всю свою жизнь он делил себя между двумя привязанностями – к химии и музыке. Действительно, он вошел в историю и как крупный композитор, и как выдающийся химик, и как общественный деятель. Он был также и талантливым литератором, что подтверждают написанные им либретто оперы «Князь Игорь» и тексты романсов. Казалось бы, такая разбросанность устремлений! Но вся его деятельность отличалась удивительной цельностью. Во всем проявлялась ясность мысли и широкий размах, светлое отношение к жизни. Можно только удивляться, как на это все хватало духовных и физических сил у одного человека?

Ему не хватало только одного – времени. Во всяком случае, на музыку. Поэтому работа над его произведениями растягивалась на годы. Вторую симфонию он писал семь лет, «Князя Игоря» - восемнадцать, но так и не успел закончить. Поэтому можно понять его друзей- музыкантов, которые всегда сердились на него, упрекали в том, что он не оставляет времени на музыку.

Но можно предположить, что одной только музыки ему было мало, как и одной науки или общественной деятельности – вообще чего – нибудь одного. Этому великому исполину нужно было все сразу.

Таким же разносторонним было его творчество. Оно невелико по объему, но охватывает разные жанры: оперу, квартеты, симфонии, симфонические картины, романсы.

Творчество Бородина отличается поразительной цельностью. И связано это с тем, что все его сочинения объединяет одна ведущая мысль – о богатырской мощи русского народа.

Обстоятельства жизни Бородина необычны. Он был рожден вне брака. Отцом его был князь Лука Степанович Гедианов, происходивший, по одной линии, от татарских, по другой – от грузинских князей. Мамой будущего композитора была дочь солдата, Авдотья Константиновна Антонова. Ребенка записали сыном дворового человека Порфирия Бородина.

Мальчик рос хрупким и впечатлительным, дружил, в основном, с девочками. Примечательно то, что первым сочинением девятилетнего Саши была «Полька Элен». Он посвятил ее одной юной особе, в которую был влюблен. Потом им созданы: концерт для флейты, фортепианные пьесы, трио на темы оперы Мейербера «Роберт- дьявол».

В тринадцать лет на дому ему стали преподавать гимназический курс. Это были занятия по географии, истории, черчению, французскому, английскому и латыни. Вот тогда- то он и увлекся химией. И дом его превратился в большую лабораторию. Саша проводил эксперименты, опыты, делал фейерверки. Несколько раз у него происходили взрывы, и он чуть было не сжег весь дом. Прошло время, и химия победила все другие увлечения.

В 17 лет Бородин поступил в Медико- хирургическую академию в Петербурге. Он стал любимым учеником выдающегося русского химика, профессора Н.Н. Зимина. Но увлечение литературой, философией, музыкой не бросил. В студенческие годы он играл в любительских квартетах, сочинял.

Окончив академию, Бородин проходил врачебную практику в госпитале. Здесь он познакомился с молодым офицером М. Мусоргским. Это знакомство сыграло большую роль в жизни Бородина. Но до этого молодой ученый защитит докторскую диссертацию и в 1859 году уедет за границу.

Три года Бородин провел в Германии, Франции, Италии вместе со своими друзьями, которые в будущем станут выдающимися учеными: Д. Менделеевым, И. Сеченовым. Они занимались в крупнейших библиотеках Европы, изучали новые методы преподавания.

Во время этой поездки Бородин познакомился со своей будущей женой, пианисткой из Москвы Екатериной Протопоповой. Она открыла ему мир музыки Шопена, Шумана, Листа, Вагнера.

В 1862 году Бородин вернулся в Россию. Его сразу же избрали профессором Медико- хирургической академии.

Вскоре произошло еще одно важное событие в его жизни: зимой, на одном из вечеров профессора Боткина, Бородин встретился с М.А. Балакиревым. Он был известен как прекрасный пианист, композитор, руководитель бесплатной музыкальной школы и глава кружка молодых композиторов «Могучая кучка». Хотя Балакирев был на два года моложе Бородина, будучи опытным музыкантом, он стал настоящим учителем начинающего композитора. Он учил его музыкальной форме, инструментовке. Именно Балакирев предложил Бородину взяться за сочинение симфонии, и композитор сразу же включился в работу. Он стал активным участником «Могучей кучки».

Премьера Первой симфонии состоялась в Петербурге, в 1869 году, и имела огромный успех. Это вызвало огромный прилив сил у Бородина. Он сразу же стал работать над Второй симфонией и оперой «Князь Игорь». Оба эти замысла были очень близки по общему эпическому характеру и складу тем. Правда, работа эта растянулась на много лет. Ведь будучи ученым, Бородин и здесь подошел к работе с научной точки зрения. Он долго изучал старинные летописи, трактаты, «Слово о полку Игореве», русские эпические песни и сказания. Композитор сам составил общий план оперы. Его очень отвлекала научная работа. А еще, в 1872 году, театральная дирекция заказала членам «Могучей кучки» написать оперу- балет «Млада». Бородин в этом произведении писал четвертое действие. Но, к сожалению, этот совместный проект не был завершен, и Бородин вновь вернулся к симфонии и «Князю Игорю».

Вторая симфония была закончена в 1876 году. Друзья называли ее «львиной симфонией» и очень любили, когда автор играл ее на фортепиано. Стасов назвал ее «богатырской», ее содержание связывали с русским героическим эпосом. Премьера симфонии в Москве, в 1880 году, стала важным событием в жизни композитора. Ведь московская публика не знала его творчества, и исполнение этого шедевра стало настоящим торжеством для автора.

Работа над «Князем Игорем» продвигалась очень медленно. Много времени и сил отнимали занятия в Медико- хирургической академии, научная работа, организация женских врачебных курсов – первого в России женского медицинского учебного заведения, участие в издании журнала «Знание». Все это не оставляло времени на сочинение музыки. Друзья шутили и радовались, когда он болел и не мог выходить из дома. В одном из писем Бородин писал: «Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но все-таки могу чем-то заниматься. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни».

В такие дни работа у него кипела. Ученый- химик изобрел собственный способ ускорения записи музыкальных произведений. Переписывать с черновика на чистовик было некогда, поэтому он записывал ноты карандашом, а потом нотные листы покрывал специально изобретенным лаком. И развешивал их, как белье на веревках, - через всю квартиру. Если «кучкисты», придя к нему домой, видели эти веревки, они сразу понимали – хозяин был болен и писал оперу.

И все же, несмотря ни на что, он создал в это время множество произведений: два квартета, симфоническую «В Средней Азии», «Маленькую сюиту» для фортепиано, романсы, отдельные сцены оперы.

Это было время расцвета его композиторской известности и авторитета. В 1885 году он получил приглашение приехать на выставку в Антверпен в Бельгии, где в культурную программу были включены его произведения.

По дороге в Бельгию Бородин заехал в Веймар, чтобы повидаться с Ф. Листом. Еще в 1877 году он познакомился с великим маэстро, который был в восторге от его Первой симфонии. И на этот раз их встреча была «самая душевная». Бородин показал мастеру свои сочинения, которые очень понравились маэстро.

Концерты русской музыки в Антверпене прошли с большим успехом. Публика увидела в Бородине великого представителя молодой русской национальной школы.

В 1886 году Бородин начал работу над Третьей симфонией. В его портфеле были также два квартета, «Маленькая сюита» для фортепиано.

В один из дней друзья договорились встретиться у него дома, чтобы всем вместе заставить его завершить оперу. Среди пришедших в тот день к Бородину был известный в то время музыкальный издатель и меценат Беляев, который предложил композитору купить у него право издания оперы за крупную сумму. Бородин согласился. Теперь он старался работать каждое утро, чтобы собрать воедино все написанное. Оставалось не так много, но как всегда находились другие дела. Он писал жене: «Утопаю в кипах написанной бумаги разных комиссий, тону в чернилах, которые обильно извожу на всякие отчеты, донесения, рапорты. Господи! Когда же конец этому будет?»

К сожалению, он наступил скоро. На масленицу в академии был устроен костюмированный бал. Бородины с удовольствием принимали в таких вечерах участие. Александр Порфирьевич любил танцевать, быстро становился душой общества, умел рассказывать веселые истории, остроумные шутки. Около полуночи он подошел к группе беседующих, присоединился к их разговору. И вдруг, на полуслове, упал. Его даже не успели подхватить. Среди присутствующих было много врачей, но сделать они ничего не смогли. Он умер, не приходя в сознание, от остановки сердца. Было композитору в то время пятьдесят три года. «Словно страшное вражеское ядро ударило в него и смело его из среды живых», - писал об этом ужасном событии Стасов.

Бородина похоронили в Некрополе Александро- Невской лавры в Петербурге, где покоится прах многих русских деятелей науки и искусства. Его незаконченные, а вернее, незаписанные произведения были завершены Римским- Корсаковым и Глазуновым, которые часто слышали их в фортепианном исполнении автора.

7.2. «Богатырская симфония». Вторая симфония Бородина- не только одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов русского музыкального общества в Петербурге, под управлением одного из крупнейших дирижеров той поры - Эдуарда Направника.

Композитор не объявлял какой- либо программы к ней, и все же здесь есть явные черты программности. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в медленной части желал нарисовать фигуру Баяна (древнерусского певца – сказителя), в первой части- собрание русских богатырей, в финале- сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Именно это и дало повод Стасову назвать симфонию Богатырской (Мусоргский именовал ее «героической славянской»). Все эти картины объединены единой патриотической идеей – идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа.

Симфония состоит из четырех частей.

Первая часть написана в форме сонатного allegro. Именно в ней особенно ярко воплощены богатырские образы симфонии.

Музыка первой части, как из зерна, произрастает из начальной темы главной партии. Она близка русским былинным напевам. Главной партии отвечают наигрыши деревянных духовых инструментов, похожие на народные пляски.

Можно представить себе, что это отклик воинской дружины на призыв витязя.

Совсем ной характер имеет тема побочной партии. Она близка лирическим песням русского народа. В ней выражаются лирические чувства не одного человека, а целой массы народа. А еще она как будто рисует раздольную русскую степь.

Побочная партия не противопоставляется главной, а служит ее дополнением.

Разработка построена по излюбленному Бородиным эпическому, картинному принципу. Она строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, которые напоминают боевые схватки, былинные подвиги, и лирических, более личных моментов, построенных на развитии побочной партии. В результате этого развития побочная приобретает ликующий характер.

После сжатой репризыкода с огромной силой утверждает первую тему.

Вторая часть – стремительное скерцо. С предыдущей частью оно связано кратчайшей связкой – одним протянутым аккордом.

Первая тема скерцо стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторной октавы, а потом несется вниз, «не переводя дыхания».

Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Драматизма в этом разделе нет – это изображение богатырского состояния, грандиозной игры. Недаром известный русский музыковед, академик Б. Асафьев сказал о нем: «Скерцо стремится, будто конь под джигитовщиком».

Трио пленяет мелодическим очарованием. Для творчества Бородина характерен восточный колорит многих тем. Вот и эта мелодия овеяна восточной негой.

Но трио не велико по размерам. И вновь возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.

Третью часть, Andante, можно назвать богатырской эпической песнью. Она рисует образ Баяна – легендарного древнерусского певца. Эта часть воспринимается как рассказ народного сказителя о славных битвах и подвигах древних витязей.

Аккорды арфы рисуют переборы струн на гуслях Баяна. Валторна запевает поэтическую мелодию – одну из лучших страниц музыки композитора. Эта тема является главной партией сонатной формы, в которой написана третья часть симфонии.

Побочная партия звучит как ее продолжение. Но настроение здесь становится другим. Как будто сказитель от рассказа о мирной жизни перешел к повествованию о тревожных и грозных событиях.

Но постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором главная тема звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит нас в финал, начинающийся без перерыва. Эта музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и необыкновенным величием. Главная партия – размашистая, буйно- веселая тема, прообразом которой является народная песня «Пойду во царь – город».

Побочная партия – более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит на фоне как бы «переливов гуслей звончатых».

Эти темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

7.3. Опера «Князь Игорь». Сочинение оперы началось еще в конце 60-х годов. Стасов предложил Бородину в качестве сюжета «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы, написанный в 7 веке. Это увлекло композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы.

Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников – научных и литературно- художественных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова о полку Игореве», и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого- Бородин изучал и подлинные русские летописи, научные исследования о половцах (степных кочевниках), русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое. Была даже заведена папка, в которой хранились выписки самого Бородина, озаглавленные: «Противоречия в источниках о походе Игоря». Он даже заказал из Венгрии нужные сведения о половцах и сборники их народных песен.

Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создал либретто. Этот замечательный памятник русской истории, дополненный другими историческим документами, летописями, лег в основу всей оперы.

«Слово» рассказывает о походе князя Игоря Святославича Новгород- Северского в 1185 году против степных половцев. Половцы совершали неожиданные набеги на мирные русские города и села, сжигали дома, поля, уводили в плен людей. Победить их русские князья не могли, так как были разрознены, их раздирали междоусобные войны. Поэтому и князь Игорь потерпел поражение.

Неизвестным автором «Слова» была выдвинута патриотическая идея единства страны. Ею понизана вся поэма. С горячей любовью автор говорит в ней о родной земле и ее защитниках, с болью- о бедах, с радостью- о благополучном возвращении Игоря из плена.

Эта патриотическая идея и народный дух поэмы были близки Бородину. К тому же в ней могли раскрыться особенности таланта композитора – стремление к широким эпическим картинам и богатырским образам, интерес к Востоку.

Хотя «Слово» пронизано мыслью о народе и заботой о его интересах, там не было фрагментов, рисующих народные массы. А Бородин наполнил ими всю свою оперу. Он написал хоры девушек, ратников, крестьян и в этой музыке воплотил чувства, думы, характер народа.

Всю оперу обрамляют Пролог и Эпилог. Словно прекрасные древнерусские фрески, они рисуют Русь во всей ее красоте и величии. Подобные фрески еще сохранились на стенах некоторых старинных храмов – в них те же суровая красота и неповторимость. Это выявляет особый стиль оперы- эпический. Причем эта эпичность здесь понимается не только как определенное содержание, но и как особая манера художественного воплощения образов. Это выражено ярким национальным языком, поражающим простотой и своеобразием.

Действие 1 и 4 актов происходит в русском лагере. Два акта- 2 и 4- переносят нас в лагерь половцев.

Пролог рисует торжественные проводы Игоря и его дружины. Главный герой пролога – народ. Здесь показаны его богатырский образ, любовь к родине, спокойная уверенность в своей силе, непоколебимая стойкость и сплоченность. Народ славит мужество и решимость своего князя, который, вопреки дурному предзнаменованию- затмению солнца, идет на половцев, чтобы защитить от них Русь.

Хор «Слава» выражает могучую силу народа, он полон решимости и мощи. Своим характером этот хор близок гимну- маршу «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин».

Замечательно изображено в прологе солнечное затмение: светлая музыка неожиданно «темнеет», как будто заволакивается какой- то дымкой. И таким естественным кажется страх народа и Ярославны. Она просит Игоря не ходить на половцев.

Необычное явление природы, которое в древности казалось сверхъестественным, и ужас, вызванный им у людей, Бородин очень ярко и образно передал в музыке при помощи четырех аккордов.

Совсем другой становится музыка в новой сцене со Скулой и Ярошкой. Гудошники не желают отправляться в далекий и рискованный поход. Они предпочитают примкнуть к «войску» Владимира Галицкого, на попечении которого оставляет Игорь свое княжество и жену- Ярославну. Так уже в прологе композитор намечает не только основной конфликт оперы – между русскими и половцами, но и конфликт внутри русского стана.

Первый акт состоит из двух картин, противостоящих друг другу. В центре каждой из них – контрастные образы Владимира Галицкого и его сестры Ярославны. Владимир, которого отец прогнал и лишил наследства, мечтает захватить власть в Путивле, где Игорь приютил его как родственника. Этими планами он делится с челядью, которая вместе с ним предается пьяному разгулу. Песня Галицкого (бас) очень полно раскрывает его характер: прямолинейная, лишенная гибкости мелодия, такой же ритм и стремительный темп создают образ гуляки - бражника. Его помыслы не простираются дальше «чести на Путивле князем сести» для беспробудного пьянства и разгула. Песня Галицкого – законченный портрет своевольного гуляки, «князя- босяка», как назвал его Стасов.

Каким контрастом звучит музыка второй картины! Ярославна (сопрано) тоскует о муже. Тихой горести полно ее ариозо «Ах, где ты, прежняя пора».

Но как повелительна она с бесчинствующим братом Владимиром (в этой сцене Ярославна показана как твердая, сильная духом правительница), как внимательна и участлива она в сцене с девушками (Хор девушек «Мы к тебе, княгиня»).

Завершается 1 акт приходом бояр. Прежде чем сообщить страшную весть о разгроме Игорева войска, они обращаются к Ярославне (хор «Мужайся, княгиня»). Удивительна эта музыка. Полная трагедийной силы и непреклонности, она воздействует на слушателей как магическое заклинание. Так могут говорить только люди, осознавшие великое бедствие и полные решимости побороть его. Хор звучит сурово, сдержанно и даже мрачно. Звучание мужских голосов в низком регистре, строгое и размеренное сопровождение оркестра создают впечатление неумолимо надвигающейся беды.

В конце 1 акта показана картина пожара, учиненного половцами. Тревожный, призывный набат пронизывает собой всю эту сцену, рисующую картину народного бедствия.

Во втором акте музыка переносит нас в половецкий стан. Об этом говорит уже оркестровое вступление, которое вводит слушателя в совершенно другой мир образов. Каким разнообразным предстает Восток в музыке этой оперы, какие контрасты соединяет он в себе! То смиренно – тоскующий (в хоре половецких девушек), то полный неги (в каватине дочери хана Кончака, полюбившей сына князя Игоря - Владимира), то воинственный (в половецком марше).

Такая же контрастность отличает и отдельные образы. Например, хан Кончак (бас) соединяет в себе грубую властность с радушным гостеприимством, хитрость и лукавство – с чистосердечием и наивной доверчивостью.

Особое место во 2 акте занимает ария Игоря (баритон). Она противостоит всему половецкому окружению. Музыка правдиво рисует страдания пленного князя, горечь мужественного сердца, его тоску по свободе. Начало арии «Ни сна, ни отдыха измученной душе» звучит как мучительный стон исстрадавшейся души. Как могуч и страстен его порыв «О, дайте, дайте мне свободу». Невозможно не верить в чистоту помыслов славного русского князя, непременную победу его дела. А как нежен он в обращении к своей «голубке- ладе – Ярославне (средняя часть арии).

Появляется крещеный половец Овлур. Он предлагает Игорю побег из плена. Но русский князь благороден, он дал слово чести Кончаку и не хочет нарушить его своим побегом.

С приходом Кончака музыка приобретает совсем другой характер. Большая ария хана состоит из нескольких разделов и рисует законченный портрет дикого, необузданного человека и, в тоже время, мужественного воина. Кончак хочет отвлечь Игоря от мрачных дум. Он готов выполнить любое его желание.

Хан предлагает Игорю дружбу взамен на обещание не выступать против него. Но князь, тоскуя по свободе, отказывается принять ее от Кончака. На предательство русский князь не пойдет.

Кончак восхищен бесстрашием Игоря и приглашает князя полюбоваться половецкими плясками.

Финал 2 акта – грандиозная вокально- танцевальная сюита. В ней звучит лирический хор и танец пленных девушек, дикая пляска мужчин, стремительный танец мальчиков и, наконец, ликующая пляска с хором, славящая хана.

Третий акт рисует совсем другой Восток – хищный, разбойный. Он начинается половецким маршем - картиной шествия воинственной варварской орды. Под эту музыку на сцене появляется хан Гзак и другие половцы – победители для дележа награбленной добычи. Они упиваются победой, поют о сожженных и разграбленных русских городах, о зарубленных и плененных русских людях.

Русские пленники подавлены. Князь Игорь решается на побег. Кони готовы: Игорь и его сын могут бежать.

Но их разговор подслушивает Кончаковна. Она созывает половцев. Удается бежать только Игорю, Владимир же остается в «плену» у влюбленной половчанки. Кончак призывает к новому набегу на Русь.

Четвертый акт рисует страдания русской земли, разоренной врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем. Здесь образ княгини становится символическим. В нем выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разоренной дикими ордами.

К солнцу, ветру, Днепру обращается Ярославна. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов.

Голос Ярославны переходит в хор поселян – тоже народный по своему складу. С потрясающей силой выражено в этой хоровой песне народное горе. Хор написан в манере распевной протяжной песни. Открываясь одноголосным запевом, песня постепенно «обрастает» выразительными подголосками. И в каждой следующей строфе запев переходит (как это бывает иногда в народном пении) к новому запевале.

Крестьяне удаляются, а Ярославна видит двух всадников, приближающихся к Путивлю. Среди них она узнает бежавшего из плена Игоря.

Новая сцена связана с образами гудошников Скулы и Ярошки. Они бродят по городу и поют разудалую песню, высмеивающую Игоря. Но вдруг видят живого князя! Представьте их смятение и растерянность. Но хитрецы находят выход: они начинают звонить в колокола, созывая народ. Игорь прощает их.

Эпилог. Народ славит возвратившегося князя, и в этой радости звучит предчувствие будущей победы над врагами Руси. Так эпилог завершает эту монументальную величественную оперу, в которой так полно показано славное прошлое русского народа, связанное с его великим настоящим.

 

Вопросы.

1. Назови годы жизни А.П. Бородина.

2. К какому содружеству музыкантов он принадлежал?

3. Кем был Бородин по образованию?

4. В каком возрасте композитор написал первое свое произведение? Назови первые опыты Бородина в области композиции.

5. Кто из русских композиторов был творческим наставником Бородина, вдохновившем его на создание Первой симфонии?

6. Назови основные произведения композитора.

7. Назови имена композиторов, закончивших недописанные произведения Бородина.

8. Когда состоялась премьера Второй симфонии Бородина?

9. Приведи записанные Стасовым слова Бородина о программе симфонии.

10. Кто дал симфонии название «Богатырская»?

11. Расскажи, как построены части симфонии, охарактеризуй основные темы каждой части и приемы их развития.

12. Расскажи историю создания оперы «Князь Игорь».

13. Какое произведение легло в основу сюжета оперы?

14. Какова основная идея оперы?

15. Какие певческие голоса исполняют партии главных действующих лиц?

16. Какие акты оперы посвящены показу образов Востока, а какие- описанию русского лагеря?

17. Объясни, в чем заключаются особенности жанра эпической оперы?

18. Охарактеризуй основные музыкальные номера оперы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: