Музыкальная характеристика народа

Пролог. В нем – две картины. В центре каждой – два главных участника трагедии: народ и царь Борис.

1 картина. Во дворе Новодевичьего монастыря толпится народ, согнанный по приказу бояр просить Бориса Годунова принять «престол и шапку Мономаха»- стать царем. Небольшое оркестровое вступление рисует образ народа. Скорбная тема вступления близка русским народным протяжным песням. Она проходит несколько раз, обрастает подголосками и звучит все более мощно и динамично.

Народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет за престол, - таков герой пролога. Дубинка пристава (тема дубинки, которая отчетливо слышна в оркестре – «топчущийся мотив») «убеждает» московский люд звать боярина Бориса Годунова на престол.

И народ, скорбно причитая, обращается к нему (хор народа «На кого ты нас покидаешь, отец наш?») В этом хоре – плаче - такое вековое народное горе, что становится ясно: в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.

Какой россыпью даны народные типы в хоровой сцене у Новодевичьего монастыря! Здесь и угрюмый безымянный мужик («Митюх, а Митюх! Чего орем?»), и беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю!»), и баба, жалобно причитающая («Ой, лихонько!»), и баба, сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»). Если вы послушаете эту сцену, вы зримо увидите этих людей, их лица, движения. И все это - благодаря точнейшим речевым интонациям.

2 картина. Площадь в Московском Кремле. Могучий звон колоколов сопровождает венчание Бориса на царство. Народ на коленях ждет выхода нового царя. При появлении Бориса Годунова народ, по приказу боярина Шуйского, славит его. Хор народа «Слава» основан на народной величальной песне, неоднократно использованной русскими композиторами.

В первой картине4 действия (в сцене у храма Василия Блаженного) народ, измученный лишениями и голодом, поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба!». Это уже требование. И звучит оно как смутный протест, объединяющий народ. Начинается этот хор совсем тихо, с просьбой милостыни, хлеба, затем вырастает в трагический и ужасный вопль, в котором- вся неизбывная мука голодного люда.

В третьей картине 4 действия (в сцене под Кромами) этот народный протест превращается в стихийный бунт. Могучий хор восставшего народа «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» построен на интонациях удалых молодецких песен. В нем народ встает во всей своей богатырской силе и мощи. Музыка хора проникнута стихийным порывом. Разновременное вступление голосов (в имитационной манере) еще более активизирует звучание.

Ярким контрастом звучит средняя часть хора «Ой, ты, сила, силушка», основанная на задорно- веселой мелодии народной хороводной песни «Заиграй, моя волынка».

Далее возвращается основная тема. Динамика хора постепенно нарастает, убыстряется темп. Кажется, что эта могучая сила все сметет на своем пути.

Образ народа представлен в опере многолико. Здесь и монах – летописец Пимен, вынесший от имени народа приговор Борису, и бродячие монахи Варлаам и Мисаил, воплотившие в себе разные черты русского народа, и Юродивый, не побоявшийся бросить в лицо царю обвинение в убийстве, и многие другие персонажи, выписанные композитором очень ярко, почти осязаемо.

Музыкальная характеристика монаха Варлаама.

Первое действие, вторая картина. Корчма на литовской границе. Сюда, вместе с беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом, добрался Самозванец (Григорий Отрепьев). Образ его спутника, бродячего монаха Варлаама- один из самых ярких в опере. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова) рассказывает не только об истории осады и взятия Иваном Грозным Казани с помощью подкопа и порохового взрыва. Она служит и характеристикой самого Варлаама - удалого и бесшабашного, которому некуда девать свою могучую силу, и он расходует ее на хмельное веселье и бродяжничество.

Песня написана в форме симфонических вариаций на неизменную тему народного склада. В зависимости от содержания текста мелодия звучит то лихо и задорно, то, порой, более сосредоточенно и медленно, то драматично. Каждая вариация имеет свою фактуру изложения, яркую и своеобразную оркестровку.

 

Музыкальная характеристика Юродивого.

 

Четвертое действие, первая картина. Площадь перед собором Василия Блаженного. Толпа обнищавшего и голодного народа бродит перед собором. Самозванец уже подходит с войсками под Кромы и громит полки Годунова. В сцене явно чувствуется нарастающее недовольство народа. Главное действующее лицо этой сцены – Юродивый. Обездоленный человек глубоко страдает, предчувствуя несчастье родной земли. Его музыкальная характеристика основана на интонациях народных причитаний и плача. Юродивый поет заунывную песенку «Месяц едет, котенок плачет», штопая свой лапоть и слегка раскачиваясь.

Мальчишки, распевая насмешливую песенку, окружают Юродивого. Они обманом отнимают у него копеечку. Юродивый жалобно плачет.

Появляется Борис. Он спрашивает, о чем плачет Юродивый. Тот рассказывает, как у него мальчишки украли копеечку, и просит: «Вели – ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича». Этими словами Юродивый высказывает Борису истинное мнение народа о нем как о царе – убийце. И молиться за Бориса блаженный отказывается, ибо «нельзя молиться за царя Ирода».

Четвертое действие, третья картина. Под звуки военных фанфар на коне появляется Самозванец со свитой и войском. Народ присоединяется к нему. Плачем Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие», предсказывающего горе русской земле и народу, заканчивается опера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: