Тема № 8. Николай Андреевич Римский- Корсаков

(1844-1908).

 

8.1. Жизненный путь композитора. Н.А. Римский- Корсаков – одна из крупнейших фигур в русской культуре. Личность, поражающая многогранностью: это и вдохновенный творец, создавший самобытный музыкальный театр, и выдающийся педагог, и крупный дирижер, и автор серьезных трудов об оркестре и гармонии, статей, книг о себе, современниках и эпохе, и пропагандист русской музыки. Его деятельность стала целой эпохой в истории отечественной музыки.

Но в нем поражает не только удивительная творческая энергия. Он был творцом- мыслителем, создавшим в своих произведениях собственную картину мира, устроенного по законам порядка, гармонии, красоты. Эта картина формировалась на протяжении всей его жизни.

Римский –Корсаков родился 6 марта 1844 года в старинном новгородском городе Тихвине. Казалось бы, вся природа этого северного края, сама атмосфера города способствовали становлению этой редкостно цельной натуры. В Тихвине были живы старинные обряды. Особую роль в этом играл знаменитый Тихвинский монастырь с древними росписями, колокольным звоном, чудотворной иконой Тихвинской Богоматери, к которой народ стекался со всей России.

Семья Римских- Корсаковых была музыкальной. И у Ники, как ласково называли его родители, музыкальные способности проявились очень рано. С 6 лет его начали учить музыке, и к 11 годам он добился больших успехов. Обязательными упражнениями Ника занимался с ленцой, зато любил менять в исполняемой пьесе конец. На возражения отвечал: «Так красивее». Часто близкие замечали, что он записывал что-то в свою тетрадь, которую никогда никому не показывал. Первым значительным сочинением юного музыканта был дуэт, написанный в подражание песне Вани из оперы «Иван Сусанин».

Но не только музыка интересовала тогда юного Нику. Гораздо больше влекла его романтика моря – страсть, развившаяся под влиянием старшего брата Воина Андреевича - офицера- моряка, участника длительных экспедиций, имевшего звание контр- адмирала. Нику пленяла мысль стать моряком. Наконец, его мечта осуществилась. В 12 лет он поступил в Морской корпус в Петербурге.

Кадетский корпус резко изменил уклад его жизни. Все в нем было подчинено военным порядкам. Но юный кадет быстро освоился там, сдружился со старшеклассниками, среди которых были будущий писатель, автор «Морских рассказов» К. Станюкович и художник В. Верещагин.

Учился Николай прекрасно. Шесть лет он всегда входил в «первый десяток» кадетов. Поэтому ему давали еженедельный отпуск. Он стал посещать концерты, оперу. Неизгладимое впечатление на него произвели оперы Глинки. В тот день, когда он шел второй раз слушать «Ивана Сусанина», он писал родным: «Я сегодня совершенно счастлив!» Преклонение перед творчеством великого русского композитора он пронес через всю свою жизнь.

Но музыкальное образование Николая оставляло желать лучшего. Поэтому с 1859 года он стал заниматься с Ф.А. Канилле. Это был образованный музыкант, пианист, ценитель русской музыки. Учитель поддержал его стремление к серьезным занятиям, считая, что степень дарования Николая такова, что «пренебречь его развитием значило бы погрешить перед Богом, зарыть в землю талант, им посланный».

Через Канилле молодой музыкант познакомился с Балакиревым, потом сблизился с Кюи, Мусоргским, Стасовым. Именно это определило его дальнейший путь. Он начинает работу над первым своим серьезным трудом – Первой симфонией. Но параллельно он сдает экзамены в Морском корпусе, а потом как гардемарин уходит в кругосветное плавание на военном клипере «Алмаз».

Кругосветное плавание длилось 3 года. Клипер побывал в Англии, Америке, Бразилии, Испании, Италии, Франции, Норвегии. Поначалу музыкальные интересы были живы, и Римский- Корсаков переписывался с Балакиревым. Но потом яркие впечатления оттеснили творчество.

Море и небо манили художника. Видимо, уже тогда сложились его представления о человеке как части Вселенной, плоть от плоти окружающего его совершенного, гармоничного, даже в грозных своих проявлениях, мира природы. И уже к началу профессиональной композиторской деятельности природа навсегда вошла в сознание и внутреннее «пространство души» Римского- Корсакова и заняла там особое место.

Возвращение к музыке произошло очень быстро. Дебютом композитора стала Первая симфония, потом появились симфоническая картина «Садко», симфония «Антар». Но самой большой работой первого периода творчества стала опера «Псковитянка». Сюжет ему подсказали Балакирев, Мусоргский и Стасов, они же помогли составить план и либретто оперы. Премьера оперы состоялась в 1873 году в Мариинском театре и прошла с большим успехом.

Завершение оперы совпало со счастливым событием в жизни композитора – он женился на Н.Н. Пургольд - талантливой пианистке, участнице музыкальных вечеров балакиревского кружка, постоянной исполнительнице произведений друзей- композиторов. Мусоргский ласково называл ее «наш милый оркестр». Надежда Николаевна стала преданным другом и помощником талантливого художника. Именно она сделала четырехручные переложения «Садко», «Антара», увертюры к «Псковитянке».

В 1871 году Римский- Корсаков становится профессором Петербургской консерватории. Вскоре после этого его приглашают занять место инспектора духовых оркестров Морского ведомства. Для соответствия последней должности он научился играть на духовых инструментах. Руководство оркестровым классом и инспектирование духовых оркестров требовало от Николая Андреевича дирижерского мастерства. В середине 70-х годов он также принял на себя обязанности директора Бесплатной музыкальной школы, сменив Балакирева. Видите, как разнообразна была его деятельность.

Кроме того, в эти годы он совершенствовал свою композиторскую технику. Усиленно занимался гармонией, контрапунктом. Обучая других, он учился сам. Не стеснялся попросить совета у своих друзей- профессоров консерватории, у Чайковского.

Одновременно композитор изучал народные обряды и поэзию, составлял песенные сборники, редактировал с Балакиревым и Лядовым произведения Глинки. Николай Андреевич поистине самоотверженно относился к произведениям своих покойных друзей. Несколько лет своей жизни он отдал завершению, оркестровке, редактированию и подготовке к публикации «Каменного гостя» Даргомыжского, «Бориса Годунова» и «Хованщины» Мусоргского, оперных партитур Глинки.

К тому же его «музыкальные университеты» были закончены. Одно за другим стали появляться гениальные творения: оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада», симфонические произведения: «Сказка», «Испанское каприччио», «Шехеразада», «Светлый праздник».

В середине 80-х годов Николай Андреевич стал художественным руководителем беляевского издательства и концертного дела. Как его представитель, он совершил поездку в Париж, затем в Брюссель. Здесь он активно пропагандировал отечественную музыку, дирижируя русскими симфоническими концертами.

В 90-е годы большой популярностью в Петербурге пользовался частный театр Саввы Ивановича Мамонтова. Его хозяин был не только крупнейшим меценатом, но и глубоким ценителем искусства, к тому же обладал природным даром театрального руководителя. Он собрал в свою труппу выдающихся певцов (Н. Забела – Врубель, Ф. Шаляпин, А. Секар – Рожанский) и художников – декораторов (М. Врубель, В. Васнецов, В. Поленов, В. Серов, К. Коровин). В течение пяти лет здесь проходили премьеры опер Римского- Корсакова «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане».

И вот наступили грозные 1900 –е годы. Страшные события, просто перевернувшие сознание художника. Он был потрясен гибелью у Порт- Артура адмирала С. Макарова, художника В. Верещагина, начальника штаба Тихоокеанской флотилии М. Молоса, который был родственником композитора. Он с тревогой ждал вестей от племянника –моряка Петра Воиновича.

1905 год начался с расстрела мирной демонстрации. Студенты Петербургской консерватории откликнулись на забастовки, прокатившиеся по всей стране. Римский- Корсаков поддержал бунтующих студентов. Когда дирекция консерватории потребовала от профессоров составить списки студентов- зачинщиков забастовок, Римский- Корсаков опубликовал в газетах ряд открытых писем, в которых требовал отставки директора. В ответ на это дирекция Русского музыкального общества уволила его. А вслед за ним ушли и возмущенные произволом начальства передовые профессора (композиторы Глазунов и Лядов). Николай Андреевич получил поддержку музыкантов Московской консерватории, Танеева, Зилотти и группы молодых музыкантов, включая Рахманинова. В газете «Наши дни» они поместили статью, в которой были такие слова: «…сколько бы вы ни вычеркивали это имя из ваших канцелярских списков и ведомостей, оно по- прежнему будет озарять своим блеском всю Россию, весь мир. Позор не ему, «уволенному», а вам, в бездумной слепоте дерзнувшим поднять руку на гордость родного искусства – великого художника и безупречного гражданина».

Под давлением этих событий консерватория перестала зависеть от РМО. Впервые в истории консерватории директора избирал художественный совет. Им стал А. Глазунов. Вернулись к занятиям профессора и освобожденные студенты- забастовщики. «Время великое … старый порядок подорвался навсегда»,- писал Николай Андреевич другу.

В это время появляются ярко новаторские оперные шедевры Римского- Корсакова: «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Сказка о золотом петушке». За год до смерти композитор в последний раз выступал как дирижер в Русских симфонических концертах, организованных Дягилевым в Париже. Весной 1908 года его начала беспокоить сердечная болезнь, но он продолжал работу над учебником «Основы оркестровки». Последние записи сделаны им 7 июня. А в ночь на 8 июня композитора не стало.

Каждая нота, написанная этим великим музыкантом, стала признанием любви творца ко Вселенной. В сложное время, которое породило трагедийные образы Мусоргского и Чайковского, он, будучи великим музыкальным философом и одновременно подлинным поэтом жизни, находил точку опоры в утверждении неотделимости человеческого бытия от ритмов безграничного Космоса.

8.2. Симфоническое творчество Римского- Корсакова. «Шехеразада». К симфоническому жанру Римский- Корсаков обращался в разные периоды своего творчества, особенно в 60 –е и 80-е годы. Он был прекрасным мастером оркестровки. Это нашло яркое выражение в его многочисленных симфонических произведениях. Большинство из них- программные сочинения, потому что программность явилась одним из ведущих творческих принципов композитора.

Среди оркестровых произведений Римского- Корсакова нужно выделить Увертюру на темы трех русских народных песен, Первую симфонию, Сербскую фантазию, Каприччио на испанские темы, музыкальную картину «Садко», симфоническую сюиту «Антар», увертюру «Светлый праздник», а также сюиты из фрагментов его знаменитых опер. Но истинным шедевром его творчества является симфоническая сюита «Шехеразада».

В этом произведении композитор воплотил свою любовь к восточной фантастике, к образам сказок «Тысячи и одной ночи». Тема Востока занимает большое место в творчестве композиторов- кучкистов. В восточных сценах «Руслана и Людмилы» Глинки они обнаружили целый мир новых образов и звучаний. И воплотили их в своих сочинениях. «Шехеразада» принадлежит к числу лучших образцов русской музыки о Востоке.

Эта сюита- программное произведение. Композитор объяснял, что программой, которой он руководствовался, были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды из «Тысячи и одной ночи». Первоначально композитор дал частям подзаголовки, но потом снял их, оставив только общую программу: «Султан Шахриар, убежденный в неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их в продолжение 1001 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

По всем четырем частям сюиты разбросаны разные образы восточной сказки: море и корабль Синдбада, фантастический рассказ царевича Календера, царевич и царевна, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником. Изобразительность, картинность как характерную черту симфонической музыки Римского- Корсакова отмечал П.И. Чайковский. Эта изобразительность, живописность ярко выражена в музыке «Шехеразады»: слушая ее, мы словно видим ряд сказочных сцен, действующих в них лиц. Удивительно картинно изображение моря, связывающее первую и четвертую части сюиты и, тем самым, как бы создающее сквозную тему грозной стихии. Сам побывавший в плавании, восхищавшийся красотой моря, композитор часто в своих произведениях рисовал море, причем каждый раз по – новому: кроме «Шехеразады»- в «Садко»- музыкальной картине и опере, в «Сказке о царе Салтане»- опере и сюите, в прелюдии- кантате «Из Гомера».

Несмотря на отсутствие такого последовательного сюжета, сюита отличается удивительной цельностью. Объединяющей нитью становится тема, рисующая саму Шехеразаду, как бы рассказывающую грозному султану свои сказки. Эта тема будет, как напоминание о главной героине сюиты, появляться во всех частях произведения. А впервые она звучит во вступлении к первой части, где композитор знакомит нас с главными действующими лицами сюиты – Шехеразадой и грозным Шахриаром.

Эти темы контрастны друг другу. Тема Шахриара – грозная, властная- исполняется струнными и медными духовыми инструментами в низком регистре.

Тема Шехеразады  звучит у скрипки соло. По своему мелодическому рисунку она напоминает затейливый восточный орнамент, как бы «вьется».

Первую часть в своем первоначальном подзаголовке Римский- Корсаков назвал «Картина моря с плывущим по нему кораблем Синдбада». Часть написана в форме сонатного аллегро. Главная партия – образ волнующегося моря. Она основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя свой суровый, решительный характер.

С ней ярко контрастирует светлая побочная партия – тема синдбадова корабля. Мерное и тихое чередование мягких аккордов (деревянные духовые инструменты) передает плавное покачивание корабля на волнах океана.

Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворенного моря.

Симфоническое развитие этой части отличается большой динамичностью. Все темы изложены неустойчиво, текуче. Это способствует созданию впечатления непрерывного движения, изменчивости, характерных для морской стихии.

Вторая часть – «Рассказ царевича Календера». Здесь появляется новый персонаж – царевич, и Шехеразада как бы передает ему слово. Так возникает рассказ в рассказе, сказка в сказке. Композитор создает музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения.

Вновь звучит тема Шехеразады, начинающую новую сказку. Но поскольку далее сказка ведется от лица царевича Календера, солирующую скрипку сменяет солирующий фагот.

Основная тема второй части построена на интонациях восточных народных песен и вначале звучит спокойно, повествовательно.

Далее следуют несколько симфонических вариаций основной темы: меняются инструменты, ее гармоническое изложение. Тема получает новый облик, как бы повествуя о разных событиях.

Середина части ярко контрастна. Слышатся тревожные фанфарные призывы (тромбоны). К концу музыка переходит в марш, она становится все более драматической.

В заключении части появляется грозная тема Шахриара.

Третья часть –самая лирическая в сюите. Она называется «Царевич и Царевна» и представляет собой своеобразный любовный лирический дуэт.

Первая тема (Царевич) – широкая, напевная, напоминает восточную народную мелодию.

Вторая тема (Царевна) – танцевального характера, она создает грациозный, светлый образ восточной красавицы.

В середине части появляется тема Шехеразады, рассказывавшей еще одну удивительную сказку. Задумчиво звучит голос скрипки.

Четвертая часть (финал) – самая яркая во всей сюите. В ней объединяются темы всех предшествующих частей. Часть выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть «Картина народного праздника в Багдаде».

Слышится гневный голос Шахриара – ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку.

Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвертой части – в характере восточного танца, в ритме лезгинки.

Среди множества мелькающих образов можно уловить темы Царевны из третьей части и тревожного марша из середины второй части. Постепенно музыка становится более драматической.

Кода обширна. Она рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалы. Тема моря перекликается с темой марша из второй части. Наступает кульминация. Затем все стихает, успокаиваются волны, и нет уже корабля Синдбада.

В эпилоге сюиты тема Шахриара становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворен. В последний раз, как завершение сказки, звучит тихая и грустная тема юной Шехеразады.

8.3. Опера «Снегурочка». Н.А. Римский- Корсаков был великим оперным драматургом. Перу его принадлежат пятнадцать опер. Все они весьма различны по содержанию, формам, драматургии, композиции. Среди них есть исторические, сказочные, лирико- драматические, лирико- комедийные, сатирические произведения. Наряду с монументальными полотнами, композитор создавал и одноактные оперы. Большая часть его оперных творений написана на русские сюжеты, взятые из классической литературы или народного творчества. Особое место среди них занимает опера «Снегурочка».

Эту оперу композитор любил больше всего. Он считал ее самой совершенной. Создавалась она как бы на одном дыхании, единым вдохновенным творческим порывом.

История ее возникновения такова. Римский- Корсаков всегда поражался любви народа к природе, обожествлению и прославлению ее могучих созидательных сил. Все это было созвучно композитору – он и сам любил природу, особенно весеннюю. А, прочитав «весеннюю сказку» А. Островского «Снегурочка», где народная мудрость так тесно сплетается с миром глубоких чувств и высокой поэзии, композитор проникся желанием написать на этот сюжет оперу.

Больше всего «Снегурочка» привлекла его тем, что в сказочной форме прославляла добро, любовь к людям, силу искусства и красоту. Покоряла и народность сказки, созданной по мотивам русского фольклора, и древние языческие обычаи и обряды, в ней описанные, и подлинные народные песни. Да и герои сказки, созданные народным воображением, и сам народ- берендеи, наивные и мудрые, справедливые и добрые – не могли не заинтересовать композитора.

Действие оперы происходит в сказочном царстве берендеев, где ложь и обман считаются преступлением. Берендеи поклоняются природе и солнцу – источнику жизни на земле. С большой теплотой воспроизвел в своей опере композитор старинные русские обычаи и обряды. Он часто изображает природу с ее шумом, звоном, голосами птиц. Иногда образы природы имеют иносказательный смысл – они олицетворяют собой справедливость и закономерность жизненных явлений – смен времен года, столкновения добра и зла, торжества светлого начала.

В опере много хоров, близких по характеру русской народной песне. Широко использованы и подлинные народные мелодии.

Все в этой опере и обычно, и нет: тесно сплетаются волшебные и реальные сцены, общаются сказочные существа (Дед Мороз, Весна- Красна, Леший, Снегурочка) с реальными людьми (Лель, Мизгирь, Берендей, Купава). Образ Снегурочки- дочери Мороза- сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Снегурочка- дитя природы и тесно связана с ней. Кроме того, в ее образе олицетворено великое чувство любви, под воздействием которого тает холодное сердечко дочери Мороза.

В «Снегурочке» Римский- Корсаков часто использует лейтмотивы – выдержанные музыкальные характеристики. Сцены, основанные на непрерывном (сквозном) развитии чередуются в опере с законченными номерами.

В «Снегурочке» выступают жанровые признаки сказочно- эпической оперы. В то же время в ней много лиризма. Таким образом, в ней уже полностью определились типичные черты оперного стиля Римского- Корсакова.

Начинается опера небольшим вступлением, которое вводит слушателя в царство природы. Музыка вступления наполнена звуками леса, таинственными шорохами, криками птиц. Среди многих попевок и мелодических тем, на которых основано вступление, выделяются две: тема Деда Мороза (суровая и властная) и тема Весны (согретая теплом, в ней- дыхание жизни и пробуждение природы).

Пролог. Прилетает Весна с журавлями. В своей арии она открывает нам тайну: оказывается, Ярило- Солнце в гневе отвернулось от берендеев, отдав их землю во власть Деда Мороза. А разозлился он на берендеев потому, что в их заповедном лесу живет Снегурочка- дитя Мороза и Весны. Даже саму Весну эта земля встречает неприветливо. 

Жмутся к Весне птицы и, чтобы согреться, затевают пляски. В сцене «Песни и пляски птиц» Римский – Корсаков мастерски воспроизводит крик кукушки, стук дятла, пощелкивание, посвистывание и цоканье других птиц. А на фоне этого гомона звучит чудесная мелодия народного склада «Собирались птицы, собирались певчи», написанная в семитактовом построении. Не менее характерна и вторая тема народного происхождения - «Орел- воевода».

Свои пятнадцать лет Снегурочка прожила в лесной чаще, спрятанная там от людских глаз и от губительного для нее взора Ярилы. Томится Снегурочка по теплу человеческого чувства. Все ей нравится в берендеях. Приятно ей слушать песни пастушка Леля, хочется гулять с подругами, водить хороводы, повторять за Лелем его песни. Об этом она поет в своей первой арии.

Ария Снегурочки. В ней Снегурочка предстает перед нами как прекрасное, но холодное существо, лишенное человеческой теплоты, хотя и стремящееся к людям. Музыка этой арии легка, изящна и грациозна. Колоратурам сопрано отвечают пассажи деревянных духовых инструментов. Особенно велико значение флейты. Ее холодноватый тембр постоянно сопровождает Снегурочку в начале оперы.

В средней части арии Снегурочка говорит о будущем своем возвращении зимой к отцу и о людских песнях, которые она принесет с собой. Звучит прекрасная мелодия, сочиненная Римским- Корсаковым, но похожая на народную.

Третья часть арии (реприза) сходна с первой. Но уже выразительные интонации кларнета (который впоследствии займет место флейты в характеристике Снегурочки) и виолончели как бы намекают на будущее потепление и пробуждение сердечности в Снегурочке.

Просит Снегурочка отца отпустить ее к людям. Она уходит к ним, полная неясных желаний и лирической мечтательности. Так заканчивается первая часть пролога.

Вторая часть пролога посвящена древнему обряду проводов Масленицы. Эта большая хоровая сцена выражает верования народа в могущество природы. Веселая возня с чучелом отражена в хоре «Прощай, масленица». Его мелодия построена на мелодических оборотах старинных обрядовых песен. Ярко своеобразен припев со словами «Прощай, прощай, прощай, Масленица» с характерным для него повторением одних и тех же интонаций.

В конце всей сцены снова звучит основная тема хора. Но она теперь приобретает печальный характер. Берендеи сожалеют о том, что прошли дни масленицы – пора гуляний и веселья, и наступает Великий пост.

Но вот изумленному народу является прекрасная боярышня – Снегурочка. Когда она сказала, что хочет пожить среди людей, берендеи охотно принимают ее.

Первое действие. События переносят нас в берендееву слободу, где у Бобыля и Бобылихи живет Снегурочка. Лель поет для Снегурочки две песни.

Первая песня Леля «Земляничка- ягодка» - протяжная, заунывная. Большую прелесть ей придают наигрыши флейты и английского рожка с их народным тембровым колоритом.

Вторая песня Леля «Как по лесу лес шумит» - задорная, лукавая хороводная, украшенная красивыми подголосками кларнета и фагота.

 Но скучно веселому пастуху с холодной Снегурочкой, которая не хочет поцелуем наградить его за песни. И, бросив подаренный ею цветок, Лель убегает к веселой толпе девушек.

Горько Снегурочке и одиноко. В своей ариетте «Как больно здесь» она сетует и на Леля, и на отца Мороза, лишившего ее сердечного тепла.

Рядом с хрупкой Снегурочкой возникает совсем другой образ – берендейки Купавы. Она рассказывает о встрече с красавцем Мизгирем – богатым торговым гостем.

Появляются девушки, парни и Мизгирь. Начинается свадебный обряд, его первая часть- выкуп невесты. По обычаю, Купава прячется среди подруг, а жених уговаривает выдать невесту за подарки. Купава приглашает и Снегурочку принять участие в веселье. И вдруг! Мизгирь видит Снегурочку, он пленен ее красотой так, что забывает о Купаве. Его измена потрясает всех берендеев. Никогда еще не было в стране такой измены. Все они советуют Купаве искать защиты у царя Берендея.

Во втором действии мы переносимся во дворец царя Берендея, где царят добро, справедливость, любовь ко всему прекрасному. Царь Берендей занят росписью одной из колонн своего дворца. Но не может он чувствовать себя счастливым. Его волнует немилость Ярилы, непонятное охлаждение и природы, и человеческих сердец.

В слезах прибегает Купава и просит защиты у царя. Потрясенный горем Купавы и вероломством ее жениха, царь велит вести Мизгиря на суд.

Ко двору со всех сторон собирается народ. Появляется царь Берендей со своей свитой.

Шествие царя Берендея представляет собой торжественный сказочный марш. Громкие возгласы духовых инструментов ярко контрастируют с легким пиццикато скрипок (первая тема). Своеобразие маршу придают: опора на неустойчивые ступени, пятитактное строение мелодии, необычное для маршей. Вторая тема, близкая по складу русским народным песням, своим звучанием придает шествию еще больший блеск.

Суд над Мизгирем недолог. Никто не сомневается в его вине, да и он не оправдывается. Суров приговор царя: вечное изгнание ожидает его. Но Мизгирь хочет лишь последний раз взглянуть на Снегурочку.

Вот появляется Снегурочка. Своей красотой она очаровывает всех, включая царя. Чувство священного благоговения перед красотой замечательно выражено в его каватине.

Каватина Берендея звучит тихим, восторженным гимном всемогущей природе. Голосу царя вторит виолончель своей мерно покачивающейся мелодией, ласковой и убаюкивающей.

С удивлением узнает царь Берендей о том, что холодно сердце Снегурочки, и не знает она любви. Мизгирь умоляет отсрочить изгнание и обещает заронить любовь в холодное сердце Снегурочки. Берендей соглашается.

Третье действие оперы начинается в заповедном лесу. Девушки и парни водят праздничные хороводы под подлинную народную песню «Ай, во поле липенька», обработанную Римским- Корсаковым в народной подголосочной манере.

Но вот все поворачиваются к Лелю, который под аккомпанемент своего рожка поет новую песню.

Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» начинается с соло кларнета, исполняющего подлинный народный наигрыш. Во вступлении и первом куплете имеются изобразительные черты – подражание раскатам грома (тремоло литавр).

Мелодия песни основана на народных оборотах и попевках. Характерна для нее ладовая переменность (смена мажора и минора). Песня начинается протяжно, медленно, но постепенно темп ее ускоряется, и песня переходит в грациозную хороводную с традиционным припевом «Лель мой, Лель мой, лёли, лёли, Лель».

После каждой строфы следует быстрый инструментальный наигрыш плясового характера (кларнет).

В награду за пение царь предлагает Лелю выбрать себе девушку. Снегурочке так хочется стать избранницей Леля. Но душевный и ласковый пастушок, понимая горе обиженной Купавы, избирает ее. Все берендеи расходятся, а на лесной полянке остается одна тоскующая Снегурочка. Мизгирь молит девушку о любви, предлагает за нее Снегурочке бесценный жемчуг. Но девушке не понятны его чувства, и она убегает. В горестной обиде бежит она к матери Весне, чтобы попросить у нее «немножечко сердечного тепла».

Четвертое действие начинается встречей Весны и Снегурочки. В волшебном озере, в непроходимой чащобе, укрывшись от людей, обитает Весна. Она дарит дочери волшебный венок, цветы которого обладают чудодейственной силой.

Так Снегурочка получает волшебный дар любви. Мать Весна медленно погружается в озеро, а счастливая Снегурочка другими глазами смотрит на мир. И на Мизгиря, который всюду ищет ее. Теперь сердечко девушки раскрылось для любви, и их счастливый дуэт полон светлого чувства.

Под звуки марша собираются берендеи. Царь желает молодым влюбленным счастья. На вопрос царя о своей любви Снегурочка отвечает: «Спроси меня сто раз – сто раз отвечу, что я люблю его».

И в этот миг луч восходящего Ярилы- Солнца озаряет ее. Испытывая неясные чувства, она начинает таять.

Сцена таяния Снегурочки - одна из вдохновенных страниц творчества Римского- Корсакова. Эту сцену нельзя описать словами, ее обязательно надо послушать. В ней столько человеческого чувства, проникновенности, сладостного томления и предчувствия смерти! Ее последнее обращение к любимому звучит трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и жизнью. И вот Снегурочка исчезает, возвращается в лоно породившей ее природы.

Мизгирь не может перенести разлуку и в отчаянии бросается в озеро. А Ярило – Солнце, даря людям свет и тепло, величаво восходит над прекрасной землей берендеев. Так между природой и людьми вновь воцаряется гармония и мир.

Заключительный хор- гимн Яриле – Солнцу. Лель запевает восходящему светиле хвалебную песнь, и хор берендеев дружно подхватывает ее. Ведь с гибелью Снегурочки прекратилось вмешательство Мороза, и засияло солнце над сказочной страной берендеев.

 

Вопросы.

1. Какими видами деятельности занимался Римский – Корсаков?

2. Назови годы жизни композитора.

3. В каком учебном заведении он получил образование?

4. Кто был первым серьезным учителем музыки Римского- Корсакова?

5. Какое произведение стало дебютом композитора? Перечисли сочинения раннего периода творчества.

6. В каком году Римский- Корсаков стал профессором консерватории? С какой службой он совмещал эту работу?

7. В каком театре ставились оперы композитора 90-х годов?

8. Расскажи, какие события происходили в Петербургской консерватории в 1905 году.

9. Назови знакомые тебе симфонические произведения Римского- Корсакова.

10. Определи жанр «Шехеразады».

11. Кто из русских композиторов первым ввел в свои произведения образы Востока?

12. В чем особенности программы сюиты? Расскажи ее.

13. Перечисли названия частей сюиты.

14. Дай характеристику каждой части сюиты и расскажи об основных музыкальных темах.

15. Что является связующим звеном, объединяющим всю сюиту?

16. Какова роль оркестра в сюите? Какими инструментами пользуется композитор для создания музыкальных образов Шехеразады, Шахриара и других?

17. Расскажи о работе композитора над оперой «Снегурочка».

18. На основе какого произведения создан сюжет оперы?

19. Как сам композитор относился к этой опере?

20. Назови героев оперы, относящимся к реальным образам, а также сказочных героев.

21. Дай общую характеристику оперы и изложи содержание каждого действия.

22. Как обрисованы в опере Снегурочка, Дед Мороз, Весна, Лель, Берендей?

23. Перечисли народно- обрядовые сцены в опере и расскажи о значении в них русской народной песни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: