Тема №9. Петр Ильич Чайковский

СОДЕРЖАНИЕ.

Русская музыкальная классика (завершение курса).

1. Тема №9. Петр Ильич Чайковский…………………………………..........2

9.1. Жизненный путь композитора………………………………………........2

9.2. Симфония «Зимние грезы»……………………………………………….5

9.3. Опера «Евгений Онегин»……………………………………………........7

 

Русская музыка 20 века.

1. Тема №1. Музыкальная жизнь России в конце 19-начале 20 веков…….13

2. Тема №2. Анатолий Константинович Лядов……………………………..15

3. Тема №3. Сергей Васильевич Рахманинов……………………………….17

Жизненный путь композитора…………………………………………17

Творчество Рахманинова……………………………………………….21

4. Тема №4. Александр Николаевич Скрябин………………………………24

5. Тема №5. Игорь Федорович Стравинский………………………………..28

6. Тема №6. Обзор русской музыкальной культуры 20 века………………34

7. Тема №7. Сергей Сергеевич Прокофьев………………………………….36

Жизненный путь композитора…………………………………………36

Симфония №7…………………………………………………………...41

Кантата «Александр Невский»………………………………………...42

Балет «Ромео и Джульетта»……………………………………………45

8. Тема №8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович……………………………46

Жизненный путь композитора…………………………………………46

Симфония №7…………………………………………………………...50

Прелюдия и фуга ре мажор…………………………………………….52

9. Тема №9. Арам Ильич Хачатурян………………………………………...54

10. Тема №10. Георгий Васильевич Свиридов……………………………….58

11. Тема №11. Родион Константинович Щедрин…………………………….61

12. Тема №12. Представители российского музыкального авангарда……...64

13. Тема №13. Искусство джаза……………………………………………….69

14. Тема №14. Заключительные занятия……………………………………...74

Список литературы…………………………………………………………….76

Приложения.

 

Русская музыкальная классика (завершение курса).

Тема №9. Петр Ильич Чайковский.

(1840-1893).

 

9.1. Жизненный путь композитора. Чайковский- величайший русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный критик, общественный деятель.

Слушая сегодня его безгранично разнообразную музыку, мы задаемся вопросом: почему эта музыка близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповеданий, почему ее так высоко оценивали люди, принадлежащие разным направлениям в искусстве: Чехов, Блок, Малер, Григ? Почему, слушая знаменитый квартет Чайковского, в котором звучит мелодия народной песни «Сидел Ваня», плакал великий Л.Н. Толстой? Ответов на эти вопросы может быть много. Потому что каждый из нас находит в этой музыке что- то близкое и понятное только ему самому.

Все свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениями к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке Чайковского – вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский – он всегда правдив и искренен.

Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым его жанром была опера. В ней Чайковский явился подлинным реформатором. В центре оперного действия Чайковского - простые человеческие чувства и переживания. Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по- настоящему хорошо знал и понимал.

Вместе с тем, важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром и один для скрипки, ряд оркестровых сюит, симфонические одночастные пьесы. Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли.

Чайковский родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске, на Урале. Отец будущего композитора был горным инженером, управляющим Воткинскими заводами. Мать была дочерью обрусевшего француза. Второй сын в семье, Петр Ильич имел еще двух сестер и четырех братьев.

Что из детских впечатлений следует отметить особо? Конечно, близость природы, пробуждение интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, начавшееся около 5 лет.

Из Воткинска, в десять лет, мама отвезла его в Петербург, в Училище правоведения. Это было привилегированное заведение, готовившее юристов высокого класса.

Будущие правоведы получали хорошее образование, в частности, и музыкальное. Среди преподавателей выделялся хоровой дирижер Г.Я. Ломакин. К Пете Чайковскому он относился с особым вниманием.

В училище Чайковский сразу же обзавелся друзьями. Ему быстро придумали прозвище – Чайка. Товарищей к Пете привлекала его доброта, мягкость, отзывчивость, а главное- музыка. Мальчики часами могли слушать под дверью музыкального зала его игру. Зайти они не решались, так как знали - Чайка не любит играть при посторонних. Но Лене Апухтину, будущему известному русскому поэту, он поверял все свои тайны, играл не только то, что выучил по нотам, но и свои собственные композиторские опыты.

К восемнадцати годам Чайковский успешно закончил училище. А дальше все пошло своим чередом – служба в департаменте Министерства юстиции. Существование его вполне отвечало светским стандартам: днем - служба, вечером- театр, концерты, светские балы и приемы. Он с головой окунулся в водоворот петербургской жизни. «Из меня сделали чиновника, и то плохого»; «Чем я кончу? Что обещает мне будущее? – об этом страшно и подумать»,- писал он сестре.- «Но до тех пор я наслаждаюсь… как могу и всем жертвую ради наслаждения».

Два года продолжалась такая жизнь. А потом Петр Ильич неожиданно для всех оставил службу и поступил в музыкальные классы, только что открытые при Русском музыкальном обществе. В 1862 году эти классы были преобразованы в первую в России консерваторию, и Чайковский стал ее студентом. Его любимым учителем был Антон Григорьевич Рубинштейн. И чем больше ему учитель задавал, тем тщательнее все исполнял Чайковский. Среди ученических работ выделяется симфоническая увертюра на сюжет драмы Островского «Гроза». К выпускному экзамену он написал кантату на текст оды Шиллера «К радости», которая с успехом была исполнена под управлением А. Рубинштейна.

В сентябре 1866 года в Москве тоже была открыта консерватория. И ее создатель - Николай Рубинштейн, брат петербургского Рубинштейна, - пригласил Чайковского на место одного из первых ее профессоров.

Так началась его самостоятельная жизнь на новом поприще музыканта. Несмотря на большую занятость в консерватории, Чайковский много пишет. За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, первый фортепианный концерт, три квартета, фортепианное трио, четыре оперы: «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, фортепианный цикл «Времена года». С оперой «Воевода» связано одно из интересных событий его жизни – содружество с драматургом А. Островским. Они познакомились в артистическом кружке, в который входила лучшая московская интеллигенция. Это сблизило Чайковского со многими выдающимися деятелями русской культуры.

Летом, на каникулы, Чайковский уезжал на юг Украины, в имение Каменка, где жила его сестра, вышедшая замуж за сына декабриста Давыдова. Каменка обладала для него особой притягательной силой. Ведь это имение было местом, где за сорок лет до этого собирались декабристы - члены «Южного общества». И, главное, там бывал Пушкин.

В Каменке, на лоне прекрасной южной природы, в окружении милых сердцу людей, Петр Ильич всегда чувствовал особенный прилив творческих сил. Поэтому так много произведений создано здесь: фортепианный цикл «Времена года», «Ната- вальс», отдельные части Первой, Второй, Третьей симфоний и опер «Воевода», «Опричник» и др.

В 1877 году Чайковский пережил тяжелый кризис. Дело в том, что во время его работы над оперой «Евгений Онегин», композитор стал получать письма от одной из бывших выпускниц консерватории. Она казалась искренней в своем чувстве к нему и чем-то напоминала ему пушкинскую Татьяну. Не раздумывая, Петр Ильич пошел навстречу этому чувству. Вскоре состоялась свадьба. Но прошло совсем немного времени, и Чайковский понял свою ошибку. Это повергло его в отчаяние. Тяжело пережив это потрясение, осенью 1877 года с сильным нервным расстройством композитор уезжает за границу. Благо, что нашелся друг, который, взяв на себя все материальные расходы, дал композитору возможность сменить обстановку и возродиться для творчества. Эти другом оказалась Надежда Филаретовна фон Мекк.

Неустанная творческая деятельность выводит композитора из душевного кризиса. Окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Именно в тяжелом 1877 году Петр Ильич закончил два своих великих произведения – оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию, которую посвятил Н.Ф. фон Мекк.

Следующие семь лет жизни композитора часто называют «годами странствий». Поездки за границу и возвращения в Москву. Чайковский выступает как дирижер – пропагандист русской музыки. Он знакомится со многими зарубежными композиторами: Брамсом, Григом, Сен- Сансом, Массне. С триумфом проходят симфонические концерты под его управлением в Берлине, Париже, Женеве, Лондоне. А между поездками – новые сочинения: оперы «Орлеанская дева» и «Мазепа», три оркестровые сюиты, пьесы для фортепиано, Второй фортепианный концерт и др.

В 1885 году Чайковского избирают директором Московского отделения русского музыкального общества.

В 1891 году Чайковский был приглашен в Новый Свет, в Америку. В Нью- Йорке ему выпала честь выступать в день открытия нового концертного зала «Корнеги-холла». Сегодня это - крупнейший и известнейший концертный центр. Успех выступлений Чайковского превзошел все ожидания.

В последние годы композитором были созданы истинные шедевры. Герои его последних произведений – люди, тонко и глубоко чувствующие, думающие, но не находящие в окружающей жизни понимания. И поэтому  рвущиеся к неведомому идеалу, но терпящие в этом стремлении поражение. Эта идея лежит в основе двух последних симфоний композитора, опере «Пиковая дама», во многих последних романсах. В то же время он создает светлую романтическую оперу «Иоланта» и такие же светлые балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

Но такая насыщенная жизнь несколько утомляла композитора. Ему давно хотелось поселиться где-нибудь в маленьком городке, на лоне природы. Для приобретения небольшого дома он даже накопил денег, но, видя страшную нужду и невежество вокруг, отдал свои деньги на строительство школы в том селе, где хотел обосноваться. Сначала он снимал в Подмосковье дом, а в 1892 году купил дом в Клину.

Завершающей страницей творчества и жизни Чайковского стала его Шестая «Патетическая» симфония. Каким роковым образом в ней и с ней оказались сплетены гибель героя симфонии и смерть самого композитора. Эта симфония безгранично, богатым языком музыки говорила о жизни и смерти, о судьбе, о борьбе, из которой смертный человек выходит победителем. Ведь бессмертны добро, красота и творчество.

Эта симфония прозвучала как реквием, как последнее прощание композитора с жизнью. Потому что премьера симфонии под управлением автора состоялась 16 октября 1893 года, а в ночь на 25 октября композитора не стало. Он умер в самом расцвете сил, полный надежд и творческих замыслов.

9.2. Симфония «Зимние грезы». В музыке Чайковского глубоко и правдиво показан внутренний мир человека его времени, его духовный облик, его нравственные проблемы. И наиболее ярко это воплощено в симфониях композитора (им написано 6 симфоний). Надо отметить, что симфонизм композитора стал важным звеном мировой музыкальной культуры, источником, без которого не было бы симфоний Скрябина и Рахманинова, Малера и Шостаковича.

Большинство симфонических произведений Чайковского программны. Иногда это проявляется лишь в названиях (Первая симфония или увертюра «Ромео и Джульетта»). Некоторым сочинениям предпосланы развернутые литературные программы (симфония «Манфред»). А бывало и так, что, создавая произведение, композитор имел в виду какую- то программу, но не стал ее обнародовать.

Но Чайковский никогда не следовал за всеми деталями литературного прообраза. Программа была для него толчком для свободного развития музыкальной мысли.

Первая симфония создавалась Чайковским весной и летом 1866 года. Работа над симфонией давалась трудно. Петр Ильич уже начал работу в должности профессора, и занятия с учениками отнимали почти все дневное время. Поэтому на музыку оставалась только ночь. И все же, к сентябрю композитор закончил симфонию и отдал ее на суд своих учителей – профессоров Петербургской консерватории А. Рубинштейна и Н. Зарембы. Симфония была сурово раскритикована. Включить ее в программы концертов Русского музыкального общества отказались.

Вторая редакция симфонии тоже не получила одобрения. Чайковскому удалось только добиться исполнения двух средних частей, но оно прошло почти незамеченным.

В полном виде симфония была исполнена только в феврале 1868 года, в Москве. Но это исполнение оказалось единственным. После поездки в Италию в 1874 году Петр Ильич вновь вернулся к этому произведению и сделал еще одну его редакцию. И только в 1883 году ее по достоинству оценили. Это была фактически первая русская симфония, которая одновременно была образцом лирического симфонизма.

В музыке симфонии воплощены впечатления композитора от русской природы, которую он очень любил, воспоминания детских лет о зимней дороге из далекого Воткинска в Петербург, куда родители везли его учиться, картины веселых народных гуляний.

В симфонии  - 4 части. Первые две из них имеют название.

1 часть получила название «Грезы зимнею дорогой». По форме она представляет собой сонатное аллегро.

Главная партия состоит из двух тем. Первая тема (у флейты и фагота) начинается еле слышно: будто зашелестел сухой ветер от ветра, зазвенел морозный воздух. Мгновение…, и появилась печальная мелодия. Она создает впечатление широко раскинувшегося простора, пустыни, одиночества. Вторая тема (у гобоя и флейты) вторит первой короткими звуками, как снежинки, бьющие в лицо.

Что- то слышится в музыке беспокойное, тревожное. Нарастает звучность. Вступают все новые инструменты. Дробится мелодия. Будто подхваченные ветром, льются, летят друг за другом ее обрывки. И вот уже зазвучала во весь голос мощная тема, выросшая из темы колючек- снежинок. Первая, грустная, тема влилась в нее и тоже стала мощной, будто почерпнула силы из чудесного родника. Это - яркая патетическая кульминация, после которой все смолкло. Несколько сухих аккордов, и вот запел кларнет. Песня его - побочная партия - задумчива и спокойна. Это - типично русская мелодия. Она льется свободно и извилисто, подобно русской речке, которая течет по равнине, то огибая холмы, то снова привольно разливаясь в долине.

И - вновь молчание. Заключительный раздел экспозиции, праздничный, торжественный, вливается в разработку. В ней развитие достигает большой напряженности. Героический облик приобретает первая тема главной партии. Слышатся энергичные триольные возгласы у медных инструментов.

Реприза носит неспокойный характер. Тема главной партии звучит теперь у струнных на тревожном фоне деревянных духовых инструментов. После проведения побочной наступает кода – напряженная и драматичная. Однако в конце коды напряжение рассеивается. Слышится песенная мелодия главной партии в ее первоначальном виде – у флейты и фагота на фоне тремоло струнных. но слышится в музыке беспокойное, тревожное.печатление широко раскинувшегося простора, пустыни, одиночества.

Вторая часть называется «Угрюмый край, туманный край». В ней воплотились впечатления композитора от поездки по Ладожскому озеру. Музыка этой части удивительно напевна, широка и близка русской народной песенности. Вторая часть обрамлена медленными вступлением и заключением.

Главная партия (у гобоя) глубоко народна. В ней слышатся выразительные интонации русской лирической песни, ее раздолье и широта. В процессе развития главной партии напряжение возрастает. Мелодия оплетается подголосками, наигрышами народного характера. В конце второй части тема, порученная валторне, звучит драматично.

Третья часть симфонии (скерцо) и финал не имеет подзаголовка. Но по своему образному содержанию они не выпадают из общего поэтического замысла.

 Со стремительно быстрой, «вьюжной» музыкой первого раздела скерцо ярко контрастирует более спокойная мелодия среднего раздела – изящный вальс. Он звучит как воспоминание о прекрасном и невозвратимом прошлом.

Но сквозь мелодию этого вальса начинает пробиваться завывание метели. Все громче оно. И вот уже не слышно изящного вальса, только ветер метет и бьет в лицо колючим снегом.

Четвертая часть (финал) начинается в том же сумрачном характере. Его вступление построено на мелодии русской народной песни «Цвели цветики». Это – пролог, раздумья.

Главная партия имеет активный характер. Она звучит задорно, в ритме быстрого марша, с резкими восклицаниями. Это – образ ликующего, веселящегося народа.

Побочная партия основана на мелодии той же песни «Цвели цветики», которая звучит здесь, как плясовая.

Ярко, торжественно, колокольно- празднично завершается эта симфония. Финал ее стал прообразом целого ряда подобных финалов симфоний Чайковского.

9.3. Опера «Евгений Онегин». Как и симфония, опера в творчестве Чайковского занимала одно из ведущих мест. Одной из причин этого было то, что Петр Ильич считал оперу самым демократичным жанром, способным особенно сильно воздействовать на людей.

Чайковский писал оперы на протяжении многих лет: первые оперы были написаны еще в московский период, последняя- «Иоланта» - создана за год до смерти композитора. Поэтому у него сложились определенные принципы в этом жанре.

Прежде всего, это касается сюжета оперы. По мнению композитора, он должен быть простым и жизненным, а не эффектным. В таком сюжете он мог создавать яркие жизненные образы, причем показывать в типичной для них обстановке. Особым средством для создания таких образов он считал вокальную партию.

Но самое главное, он рассматривал оперу как музыкальный спектакль, в котором все должно быть соразмерным, цельным. И от оперного письма он требовал простоты, широты, рельефности.

Все эти черты проявились в его опере «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку вошел новый тип оперы. Автор назвал ее «лирическими сценами». Уже сам подзаголовок говорит о том, что в произведении преобладают лирические чувства. Все свое внимание композитор сосредоточил на раскрытии внутреннего, душевного мира своих героев.

Еще задолго до решения написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» Чайковский горячо увлекался стихами Пушкина. Одним из его самых любимых мест стихотворного романа было письмо Татьяны к Онегину, и композитор мечтал сочинить музыку на эти слова.

Идею написать оперу на сюжет «Евгения Онегина» подала Чайковскому певица Е.А. Лавровская. К составлению либретто композитор привлек своего друга, литератора К.С. Шиловского.

В основу либретто легли некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвященные главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому и близкому им окружению.

Первое исполнение «Евгения Онегина», по желанию композитора, состоялось силами студентов Московской консерватории под руководством Н. Рубинштейна 17 марта 1879 года.

В опере ярко и правдиво раскрываются картины быта провинциальной помещичьей усадьбы и столичного светского общества. С большой любовью даны поэтические зарисовки русской природы, на фоне которой раскрываются чувства и переживания героев (в сцене письма и в сцене дуэли). Характеры героев на протяжении развития сюжета также развиваются и постепенно изменяются. Каждый из основных героев очерчен своими особыми музыкальными темами. Вокальные партии Татьяны и Ленского – героев, имеющих общее в душевном облике,- обнаруживают заметное сходство и в своем мелодическом облике.

Драматургия оперы имеет сквозное развитие. На протяжении драмы, в разных жизненных ситуациях, развиваются характеры главных действующих лиц.

Важную роль в раскрытии характеров играет оркестр, который часто «досказывает» то, что певец не выражает в данный момент в своей вокальной партии.

Опера состоит из трех действий, которые, в свою очередь, делятся на семь картин.

1 картина посвящена знакомству с главными героями. Здесь же происходит завязка драмы. Звучит небольшое оркестровое вступление. В его основе - элегическая тема, построенная на нисходящих мелодических оборотах. Это - одна из главных тем Татьяны, тема ее поэтических грез. Она будет не раз появляться в разных вариантах в тех эпизодах оперы, которые связаны с образом Татьяны.

Действие первой картины происходит в деревенской усадьбе Лариных – в саду и на веранде старинного барского дома. Ларина и няня варят варенье. Сестры Татьяна и Ольга поют лирический дуэт «Слыхали ль вы?» (на текст стихотворения Пушкина «Певец»). Он очень похож на бытовавшие в начале 19 века романсы. Спокойное течение этого дуэта дополняется репликами их матери и няни: дуэт переходит в квартет. Все дышит покоем.

И вдруг этот покой нарушается приходом крестьян. Их хоровые песни «Болят мои скоры ноженьки» (протяжная) и «Уж как по мосту, мосточку» (плясовая) очень похожи на народные песни и оттеняют покой сельской картины.

По – разному воспринимают эти песни сестры, ведь и характеры у них разные. У Татьяны эти песни вызывают мечты, Ольге же самой хочется повеселиться и пуститься в пляс.

Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» рисует образ простодушной и шаловливой героини. Ольга несколько иронически относится к задумчивости и мечтательности Татьяны, особенно когда она произносит с разными оттенками слово «вздыхать», забавно растягивая слова и этим высмеивая Татьяну.

Приезд Ленского и Онегина меняет неторопливость действия. В квартете каждый из героев выражает свои чувства, отношение к происходящему. Различны музыкальные партии Татьяны и Ольги. В диалоге Ленского и Онегина также обнаруживается несходство их взглядов.

Ольга и Ленский счастливы. Порывистая лирическая мелодия ариозо Ленского «Я люблю вас» передает восторженную влюбленность юного поэта.

Ариозо имеет трехчастную форму с ярко динамичной третьей частью. Интонационно музыка средней части ариозо напоминает одну из прекрасных тем партии Татьяны «Кто ты: мой ангел ли хранитель», которую вы услышите в сцене письма.

В заключительной сцене дается облик Онегина - учтивого, хорошо воспитанного, но холодного человека. В его небольшом ариозо «Мой дядя самых честных правил» слышится ритм чопорного менуэта. В конце сцены, в оркестре, взволнованно звучит тема Татьяны: девушка полюбила Онегина и полна неясных предчувствий.

Вторая картина открывается оркестровым вступлением, построенным на ярко драматичной теме. Музыка вступления играет важную роль в опере и как бы заранее предсказывает роковой исход любви Татьяны. Далее звучит первая тема Татьяны из вступления к опере – тема ее девичьих грез.

Вторая картина полностью посвящена образу Татьяны. Она пишет Онегину письмо – признание.

Сцена письма - одно из высочайших достижений мирового оперного искусства. Характер героини раскрывается здесь в движении, в неустанном развитии. Из наивной мечтательной девочки Татьяна превращается в страстно любящую женщину, обретает душевную зрелость.

Сцена письма начинается темой любви Татьяны, взволнованно и страстно звучащей в оркестре.

Вся сцена состоит из четырех разделов.

Первый раздел - небольшое ариозо Татьяны «Пускай погибну я»- выражает пылкость и решимость героини. Эта тема позднее еще раз прозвучит в шестой картине в устах Онегина.

Второй раздел начинается проникновенной лирической темой в исполнении гобоя. На ее фоне Татьяна произносит простые и выразительные слова «Я к вам пишу, чего же боле?». Напевно – декламационная речь Татьяны хорошо сливается с темой оркестра – одной из выразительнейших лирических тем Чайковского.

Это тема письма Татьяны. Она проходит дважды. При втором проведении музыка звучит более напряженно и драматично.

Третий раздел начинается с новой темы «Другой! Нет, никому на свете не отдала бы сердца я». На смену ей приходит светлая мечтательная тема «Ты в сновиденьях мне являлся». Эта тема имеет много общего с арией Ленского из пятой картины «Что день грядущий мне готовит».

Обе темы повторяются.

Четвертый раздел начинается с темы «Кто ты: мой ангел ли хранитель». Эта тема выросла из темы «Ты в сновиденьях мне являлся», которая теперь становится выражением окрепшего и восторженного чувства.

Вся сцена заканчивается этой темой, звучащей радостно и ликующе.

Наступает рассвет. Поет пастушеский рожок, и его спокойный, умиротворенный наигрыш еще больше оттеняет драматизм предыдущей темы.

Третья картина – объяснение Онегина с Татьяной.

Начинается третья картина хором «Девицы, красавицы». Это поют крепостные девушки, собирая ягоды. Хор звучит светло, спокойно, чуть лукаво.

На фоне этого хора холодная рассудительность Онегина кажется особенно жестокой. Получив искреннее письмо девушки, он читает ей суровую отповедь.

Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом» развертывается неторопливо, в спокойном размеренном ритме. Онегин показан как человек учтивый, светский, умеющий владеть собой.

Короткие реплики Татьяны звучат, как мучительный стон. Онегин завершает свой «урок» фразой «Учитесь властвовать собой…», после которой вновь вступает хор девушек.

Четвертая картина – бал в доме Лариных. Открывается картина оркестровым вступлением, в котором мы слышим тему из сцены письма Татьяны «Кто ты: мой ангел ли хранитель». Она сменяется беспокойной музыкой, напоминающей о роковом свидании Татьяны и Онегина в саду.

С полными тревоги и смятения переживаниями Татьяны контрастирует сцена веселого домашнего праздника. Она включает в себя несколько танцев (вальс, мазурка, котильон), на фоне которых разворачивается ссора Онегина и Ленского. Представьте, Евгений привык бывать на столичных блестящих балах. И вдруг - бал сельский, скучный, на котором барыни, рассевшись вдоль стен, судачат. Девицы провинциальны, смешны для него. От скуки он начинает ухаживать за Ольгой. Оскорбленный Ленский вызывает его на дуэль.

Сцена ссоры начинается элегическим ариозо Ленского «В вашем доме». Оно переходит в ансамбль, в котором каждая партия индивидуализирована и передает тревожное состояние его участников.

Пятая картина - сцена дуэли. Действие происходит на фоне сумрачного зимнего утра. Оркестровое вступление к этой картине начинается и кончается мрачными аккордами, предвещающими трагический исход дуэли. Звучит широкая и напевная, основанная на романсовых интонациях, тема из арии Ленского «Что день грядущий мне готовит?».

Вслед за небольшим диалогом Ленского со своим секундантом начинается его ария.

Ария Ленского «Что день грядущий мне готовит?» начинается декламационно- выразительной певучей фразой «Куда, куда, куда вы удалились».

Далее развертывается знакомая уже по оркестровому вступлению прекрасная лирическая мелодия «Что день грядущий мне готовит?». Интонационно она родственна, как уже говорилось, теме Татьяны «Ты в сновиденьях мене являлся» из второй картины. Развитие ее составляет первый раздел арии. Оркестр постоянно допевает отдельные мелодические фразы вокальной партии Ленского. Это способствует широте дыхания, создает впечатление непрерывности, «бесконечности» развития.

Средний раздел арии «Блеснет заутра луч денницы» светлым характером музыки контрастирует первому разделу. Его мелодия интонационно перекликается с ариозо Ленского «В вашем доме».

Возвращение первой темы (теперь уже со словами «Скажи, придешь ли, дева красоты») завершает арию.

Ария до конца раскрывает образ Ленского - юного поэта с глубокой чистой душой, искреннего и преданного, с тревогой и тоской предчувствующего свою гибель.

В центре сцены дуэли – дуэт «Враги». Он написан в форме канона. Онегин вторит мелодию Ленского. В глубине его души рождается желание остановить дуэль, помириться. Но, по существующим в обществе представлениям, дуэль между бывшими друзьями является неизбежной.

С большой трагической силой звучат в оркестре темы из ариозо Ленского «Я люблю вас» и его арии «Что день грядущий мне готовит?» И вот звучит роковой выстрел. На вопрос Онегина «Убит?» следует утвердительный ответ. Скорбно, трагически безнадежно звучит в оркестре тема из арии Ленского.

Шестая картина переносит нас в столицу. И вновь - бал. Но как разительно отличается он от простодушной музыки на балу Лариных! Он открывается блестящим торжественным полонезом. И даже Онегин здесь другой. Он лишен былого равнодушия и надменности. В его ариозо «И здесь мне скучно» звучит тоска от сознания бесцельности жизни и раскаяние в убийстве друга.

Под звуки вальса на балу появляется Татьяна. Прошли годы, она стала женой князя Гремина, и вот судьба вновь свела их с Онегиным. Мелодия вальса воссоздает новый облик Татьяны – светской женщины, сдержанной и величавой. Онегин поражен. Он расспрашивает о ней князя Гремина.

В арии «Любви все возрасты покорны» Гремин рассказывает Онегину о своей глубокой преданной любви к Татьяне – его жене.

Гремин представляет Онегина Татьяне. Их короткий разговор - не более чем светская беседа. Но в оркестре, как напоминание о былом, звучит взволнованно и страстно тема любви Татьяны.

Здесь в развитии образа Онегина происходит перелом. Впервые в опере его музыка наполнена искренностью и сердечным теплом.

Ариозо Онегина «Увы, сомненья нет, влюблен я» звучит взволнованно. Пробуждение любви к Татьяне коренным образом меняет интонационный строй его речи:  в его партии, как уже говорилось ранее, звучит одна из прежних тем Татьяны «Пускай погибну я».

Седьмая картина - драматическая кульминация оперы. Это объяснение Онегина с Татьяной.

Татьяна грустит, вспоминая прошлое. Внезапно появляется Онегин и признается ей в своей любви. 

Встреча с Онегиным пробудила в душе Татьяны прежнее чувство. Просто и искренне говорит она Онегину, что по – прежнему любит его. С глубокой болью вспоминает о том, что «счастье было так возможно, так близко».

Онегин просит Татьяну ответить взаимностью, но Татьяна остается верна своему долгу.

Перед этой непреклонностью никнет некогда холодный и высокомерный Евгений: «Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!». Так заканчивается опера «Евгений Онегин».

 

Вопросы.

1. Назови годы жизни Чайковского.

2. Где Петр Ильич получил образование? Кто был его другом в годы учебы?

3. В каком году Чайковский начал учиться в консерватории? Какие произведения были им написаны в это время?

4. Где композитор работал после окончания консерватории?

5. Перечисли произведения, написанные Чайковским во время «московского периода» жизни.

6. Когда были закончены «Евгений Онегин» и Четвертая симфония?

7. Расскажи о «годах странствий» композитора.

8. Какие произведения написаны Чайковским в течение последнего периода его жизни?

9. Сколько симфоний написал Чайковский? Какие еще симфонические произведения композитора ты знаешь?

10. Какую роль играет программность в произведениях Чайковского? Как композитор ее понимал?

11. В каком году написана Первая симфония? Какова ее судьба?

12. Перечисли названия и охарактеризуй содержание всех частей симфонии.

13. Объясни, почему симфония получила название «Зимние грезы».

14. Объясни, как Петр Ильич относился к жанру оперы.

15. Какие принципы отличают его оперное творчество?

16. Когда состоялась премьера оперы «Евгений Онегин»?

17. Какое произведение лежит в основе сюжета оперы? Кто подсказал мысль обратиться к нему?

18. Как строится драматургия оперы?

19. Какую роль играет в опере оркестр?

20. Изложите содержание оперы по картинам.

21. Расскажите о главных героях оперы: Татьяне, Ленском, Онегине, Ольге. Как обрисованы они в музыке произведения?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: