Регулирование отношений между потребителями и продавцами

Тема. Защита прав потребителей и Государственный контроль в торговле

Регулирование отношений между потребителями и продавцами.

Организация государственного контроля в торговле.

Регулирование отношений между потребителями и продавцами.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992г.(с изм. от 29.07.2018 №250-ФЗ) «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами относятся:

1. КоАП РФ определяет административную ответственность за следующие нарушения прав потребителей:

· ст.14.6 - нарушение порядка ценообразования (завышение, занижение регулируемых государством цен);

· ст.14.7 - обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение);

· ст.14.8 - нарушение иных прав потребителей;

· ст.23.49-23.52 – содержат перечень государственных органов, осуществляющих контроль за качеством товаров и защитой прав потребителей (их задачи и функции).

2. Уголовный кодекс РФ:

· ст.171(1) – производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров и продукции;

· ст.238 – производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

1. Вторая часть содержит нормы о различных видах договоров, например, ст.426 – публичный договор ст.470 - гарантия качества товара; ст.471 - исчисление гарантийного срока; ст.472 – срок годности товара и т.д.

2. ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года – регулирует отношения, возникающие при:

· разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

· разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

· оценке соответствия.

3. ФЗ от 02 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001, 10 января,30 июня 2003) определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозках и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

4. ФЗ от 22 ноября 1995 №18-ФЗ ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп. от 29 декабря 2001, 24,25 июня 2002)

5. Правила продажи отдельных видов товаров (в ред. постановлений Правительства РФ от 20 октября 1998 г. №1222, от 02 октября 1999 г. №1104).

6. Правила по предоставлению различных видов услуг (ремонта и технического обслуживания автомобилей, оказания платных образовательных услуг, распространения периодических печатных изданий по почте и т.д.).

Требования законодательных актов обязательны для выполнения на территории РФ всеми изготовителями, исполнителями, экспортерами и продавцами товаров и услуг.

 Права потребителей. Защита прав потребителей

Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

К основным правам потребителя относятся:

· право на безопасность товара, работы или услуги (ст. 7 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

· право на информацию (ст. 8 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

· право потребителя при обнаружении в товаре недостатков качества (ст. 18 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

· право потребителя на обмен товара надлежащего качества (ст. 25 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

· право требовать устранение последствий нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) (ст. 28 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

· право потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.);

· право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) (ст. 32 Закона № 2300-1 от 07.021992 г.).

Права потребителей при приобретении товаров можно разделить на 2 группы:

1. права потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества;

2. права потребителей при приобретении товаров надлежащего качества.

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» требования к качеству товаров подлежат обязательному исполнению. В соответствии со ст.18 Закона потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

· потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

· потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

· потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Статьей 19 Закона предусмотрены сроки и порядок их исчисления при предъявлении потребителем требований в отношении недостатков товара.

Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Согласно ст. 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Реализовать данное право потребитель может в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Защита прав потребителей осуществляется:

1. судом, в случае если между продавцом, изготовителем или исполнителем не достигнуто соглашение об устранении выявленных недостатков товара ненадлежащего качества или обмене товара надлежащего качества.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

· нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

· жительства или пребывания истца;

· заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 17 Закона № 2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей в РФ»).

2.органами местного самоуправления (ст. 44 Закона);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: