Пейза'ж — рисунок или картина с изображением природы, города, архитектурного комплекса.
Пектора'ль — украшение в виде воротника.
Пе'ргола — увитая растениями беседка или галерея в парке, состоящая из рядов каменных столбов или лёгких арок, соединённых сверху решётками.
Перегоро'дчатая эмаль вид эмали; эмалевая масса заполняет ячейки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность изделия и образующими контур узора.
Перекры'тие — горизонтальная ограждающая конструкция здания (балки, плиты).
Пери'птер — античный храм, со всех сторон окружённый колоннадой.
Перисти'ль — прямоугольный двор (сад, площадь), с четырёх сторон окружённый колоннадой.
Петро'глифы — наскальные изображения.
Пило'ны — массивные столбы или башнеобразные сооружения, служащие опорами для перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов.
Пиля'стр — плоский вертикальный выступ степы в виде части четырёхгранного столба, как правило с каннелюрами и капителями.
Пирами'да — монументальное сооружение; гигантские гробницы древнеегипетских фараонов, а также древнеамериканские постаменты для храмов (Мексика, Гватемала, Гондурас, Перу).
Пла'стика — см. Скульптура.
Пла'стика ма'лых форм — статуэтки, керамика, глиптика.
Пленэ'р — в живописи изображение изменений воздушной среды под влиянием солнечных лучей и атмосферных условий.
По'диум — в древнеримской архитектуре высокая прямоугольная платформа, основание храма.
Поли'ва — тонкое стекловидное покрытие различныхцветови оттенков, закреплённое высокотемпературным обжигом; служит в декоративных целях.
Поли'птих — створчатый алтарь из нескольких частей (створок).
Полуколо'нна — колонна, выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину диаметра.
671
Полууста'в — тип почерка славянских рукописей кириллицей; по сравнению с уставом сильно упрощён для большей скорости начертания.
Поморский стиль — стиль русского книжного орнамента; возник в конце XVII в. в Поморье, крупнейшем центре старообрядчества.
Помпе'йские стили — условное обозначение стадий развитияединого декоративного стиля древнеримских стенных росписей (II в. дон. э. — третья четверть I в. и. а). Первый помпейский стиль («инкрустационный») (II в. до н. э. — 80-е гг. до н. э.) — подражание кладке стены из цветного мрамора или полудрагоценного камня; второй помпейский стиль («архитектурный»; около 80—13 гг. до н. э.) — живописная передача фасадов и архитектурных деталей {колонн, пилястров, капителей и т. п.), изображение портиков, беседок и др.; третий помпейский стиль («канделябровый»; конец I в. до н. э. — 50-е гг. н. э.) отмечен орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают лёгкие ажурные сооружения, похожие на канделябры; четвёртый помпейский стиль («стиль фантастической архитектуры»; 63 г. — конец I в.) отличается динамичностью пространственных композиций, обилием неравномерно освещённых фигур, находящихся в движении, пестротой колорита.
Порта'л — архитектурно оформленный вход в здание.
По'ртик — галерея на колоннах или столбах, как правило, перед входом в здание.