Портрет — жанр изобразительного искусства; изображает человека или группу людей.
Про'наос — часть античного храма между входным портикам и наосом.
Пропиле'и — в древнегреческой архитектуре парадные ворота, оформляющие вход на территорию (например, акрополя) и образованные симметричными портиками и колоннадами.
Про'рись (перевод) — в средневековой русской живописи контурный рисунок на бумаге; служил живописцу образцом для создания иконы, н астенной росписи, миниатюры.
Пункти'рная те'хника — вид гравюры на металле, на поверхность металлической пластины, покрытую лаком, наносят изображение в виде точек различной величины и глубины; затем пластину протравливают кислотой; углублённое изображение служит печатной формой.
Пу'тти — изображения обнажённых, как правило, крылатых мальчиков.
Реликва'рий — вместилище для хранения реликвий.
Релье'ф — скульптурное изображение, выпуклое или углублённое относительно фона; основные виды — барельеф и горельеф.
|
|
Сцена жертвоприношения вина Бахусу. Фрагмент рельефа. I в. до н. э.
Риба'т — укреплённые обители мусульманских аскетов-воинов.
Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Ри'мпа — школа японской живописи XVII —XVIII вв.; тяготела к литературным сюжетам прошлых веков; передавала лирические переживания героев.
Рисунок — основной вид графики; изображение, начертание на плоскости; выполняется (карандашом, пером, кистью или углем) с помощью контурных линий, штрихов, светлых пятен в одном или нескольких цветах.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. Рисунок.
XVI в.
Рито'н — сосуд для питья; чаще всего в виде рога животного; нередко украшался скульптурой.
Ро'дзи (буквально «земля, окроплённая росой») — дорожка в японском чайном саду; ведёт к чайному павильону.
Розе'тка — орнамент в форме цветка.
Ростра'льная колонна — мемориальное сооружение, разновидность триумфальной колонны;воздвигалась в честь побед в морских сражениях как изображение трофея, украшенного носами вражеских кораблей (рострами).
Ру'стика — архитектурно-художественная передача рельефной кладки или облицовки лицевой поверхности стены; подражает природной фактуре камня; подчёркивает тяжесть стены и создаёт впечатление особой её прочности.
Саркофа'г — гроб из дерева, камня или других материалов, нередко украшенный росписью, скульптурой.
672
Светоте'нь — в живописи и графике распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и тёмных штрихов; в архитектуре — сочетание освещённых и затенённых поверхностей.
Свод — выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.
|
|
Сеи' («живопись идеи») — творческая манера в средневековой китайской живописи; отличается живописным лаконичным рисунком, который выражает сущность предмета и позволяет зрителю домыслить недосказанное.
Сино'пия — вспомогательный рисунок при выполнении фрески; наносился охрой на первый слой штукатурки; мог служить самостоятельным произведением.
Скань — вид ювелирной техники; ажурный или напаянный на металлический фон узор из золотой, серебряной, медной или мельхиоровой проволоки, гладкой или свитой в верёвочку.
Ско'ропись — древнерусский почерк преимущественно деловой письменности; характеризуется непрерывностью движения пера при начертании букв; получил распространение в XVI—XVII вв.
Скульпту'ра (ваяние, пластика)—вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму; различаются круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф.