Классификация международных авиационных организаций

Классификация международных организаций связана с определенными трудностями, которые вызваны их большим числом, разнообразием организационно-структурных форм и направлений деятельности, особыми условиями членства и другими факторами. Предлагаемая схема классификации (рис. 1) международных авиационных организаций не претендует на завершенность и может дополняться и совершенствоваться.

Одним из главных критериев классификации является критерий членства в международной организации. На основе этого критерия все международные авиационные организации можно подразделить на категории:

межправительственные

неправительственные (частные)

профессиональные организации.

 

 


Рис. 1. Классификация основных международных организаций ГА

SITA – Society Internationale de Telecomunication Aerienne - Международная Ассоциация по авиационным телекоммуникациям (СИТА). 

ACI – Международный Совет аэропортов

 

Членами первой категории организаций являются государства в лице своих правительств и авиационных администраций, которые играют важную роль в системе международного сотрудничества на мировом воздушном транспорте;

Второй - национальные организации в лице авиакомпаний, аэропортов, авиационных ассоциаций и федераций, фирм изготовителей и эксплуатантов авиационной техники и т.д. с очень разнообразной профессиональной специализацией. Половина из них обладает широкой международной компетенцией и имеет официальные отношения с межправительственными организациями;

Как известно, главное место среди международных организаций принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН) и большой группе ее специализированных учреждений, в число которых входит ИКАО. В уставах ООН (ст. 71) и ИКАО (ст. 65) имеются положения, специально предусматривающие возможность сотрудничества с другими международными организациями.

Другой важный критерий классификации - социально-географический принцип деятельности организаций. Согласно этому критерию, все международные авиационные организации подразделяются на общемировые (всемирные) организации, которые представляют подавляющее число государств, и региональные, охватывающие государства, входящие в определенные группировки, объединенные в силу общих географических, политических и социально-экономических факторов. Более половины всех международных авиационных организаций регионального характера, что говорит о важности этой категории.

По профессионально-отраслевому характеру специализации и компетенции авиационные организации можно подразделить на следующие группы:

-международные экономические авиационные организации (МЭАО);

-международные эксплуатационно-технические авиационные организации (МЭТАО);

-международные профсоюзные авиационные организации (МПАО);

-международные исследовательские авиационные организации (МИАО)

- и прочие международные авиационные организации общего характера, специализирующиеся в области авиационного спорта и туризма, авиационной и космической медицины, страхования на воздушном транспорте и других смежных с гражданской авиацией областях.

Группу межправительственных МЭАО возглавляет Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation -ICAO, ИКАО), являющаяся специализированным учреждением системы экономического и научно-технического сотрудничества ООН. Объединяя 157 авиационных государств, ИКАО осуществляет свою деятельность в об­щемировых масштабах. В тесном сотрудничестве с ИКАО и в некоторой степени под ее руководством действует подгруппа региональных межправительственных организаций, четыре из которых известны своей широкой международной компетенцией в экономической области и являются весьма авторитетными институтами регионального экономического авиационного сотрудничества. В их число входят: Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК), Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК), Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС) и Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК).

Группу неправительственных МЭАО возглавляет Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association -IATA, ИАТА), которая объединяет авиакомпании, выполняющие регулярные коммерческие перевозки на всех континентах мира.

В тесном сотрудничестве с ИАТА действует большая подгруппа региональных неправительственных МЭАО, в число которых входят следующие организации, объединяющих регулярные коммерческие авиакомпании: Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА), Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА), Организация арабских авиа­перевозчиков (ААКО), Международная ассоциация латиноамериканских авиакомпаний (АИТАЛ), Ассоциация восточных авиакомпаний (ОАА) и Ассоциация авиакомпаний Тихого океана (АСПА).

Группа международных эксплуатационно-технических авиационных организаций насчитывает 10 организаций, в числе которых 3 межправительственные и 7 неправительственных.

Межправительственными являются три региональные организации, обеспечивающие безопасность и обслуживание аэронавигации над территорией Западной Европы, Африки и Центральной Америки: Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (ЕВРОКОНТРОЛЬ); Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА); Центрально - американская организация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА). Эти организации обладают полным международным межправительственным статусом и полномочиями и поддерживают тесное сотрудничество с ИКАО и другими организациями гражданской авиации.

Среди неправительственных МЭТАО можно выделить группу организаций, объединяющих международные аэропорты. Цель этих организаций – развитие сотрудничества между аэропортами всех стран мира и их эксплуатантами, содействие решению различных проблем деятельности аэропортов и их прогрессу, защита их интересов на международной арене. В их число входят: Международная ассоциация гражданских аэропортов (ИКАА); Международный совет эксплуатантов аэропортов (АОСИ); Координационный совет ассоциаций аэропортов (ААКК) и региональная Ассоциация западноевропейских аэропортов (ВЕАА).

К другим неправительственным МЭТАО следует отнести также Международное общество авиационной электросвязи (Societe Internationale de Telecommunications Aeronautiques - SITA (СИТА) было создано в 1949 г. на паевых началах 11 авиакомпаниями из Франции, Великобритании (3), Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Голландии и США. Они объединили имеющиеся у них средства электросвязи и начали совместно использовать их для передачи сообщений, связанных с коммерческой эксплуатацией их авиалиний.

В настоящее время СИТА - Международная Ассоциация по авиационным телекоммуникациям представляет собой общемировую международную неправительственную организацию, которая имеет самую крупную частную сеть электронного обмена информацией. Сеть СИТА позволяет в мировом масштабе осуществлять обмен информацией, которая касается оперативных, технических, коммерческих, административных вопросов воздушного транспорта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: