Эффективность контроля

Чтобы управленческий контроль выполнял поставленную перед ним задачу способствования достижению целей организации, он должен обладать рядом определённых характеристик, а именно:

· Стратегической направленностью контроля, котораяявляется одним из главных условий его эффективности. Контролироваться должны результаты деятельности организации по выделенным стратегическим направлениям, деятельность в областях, которые не имеют стратегического значения, следует измерять значительно реже, так как контроль за мелкими операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных целей.

· Ориентация на результаты. Конечная цель контроля — не сбор информации, не стандарты или выявление проблемы, а решение задач, стоящих перед организацией. Информация о результатах контроля важна только тогда, когда доходит до тех лиц, которые обладают правом и обязаны осуществить на ее основании соответствующие изменения. Процесс контроля считается эффективным, только если организация фактически достигает поставленных целей и способна определить для себя новые цели, которые позволят ей развиваться дальше.

· Соответствие виду деятельности. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Например, общепринято оценивать эффективность торговли путем планирования и контроля объема продаж в рублях. Но это может маскировать убытки, так как высокий уровень сбыта может достигаться за счет слишком низких цен.

· Своевременность контроля заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скорости изменений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов. Это связано с важнейшей целью контроля — устранять отклонения, прежде чем они примут серьезные размеры.

· Гибкость контроля,как и гибкость планов, необходима для приспособления к происходящим изменениям. Например, если неожиданно возникает новый фактор издержек, вызванный принятием закона, то до тех пор, пока он не будет включен в систему контроля, она не сможет отслеживать издержки [8].

· Простота контроля. Как правило, самой эффективной является система контроля, наиболее простая в применении для решения задач, для которых она предназначена. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Кроме того, люди их понимают и поддерживают. Эффективная система контроля должна создаваться с учётом потребностей ми возможностей людей для которых она предназначена.

· Экономичность контроля. Совершенствование контроля, увеличение затрат на его проведение оправдано до тех пор, пока это приводит к увеличению преимуществ и доходов организации, превышающих рост затрат на контроль. Если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, то организации необходимо изменить систему контроля или вести менее тщательный контроль. Для реальной оценки соотношения затрат и прибыли, связанных с системой контроля, необходим рассматривать как текущие, так и долгосрочные результат ы ее применении

 

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте определение организационного контроля.

2. Что выступает в качестве объекта контроля?

3. Сформулируйте, что является предметом контроля.

4. Опишите основные функции контроля в системе управления организацией.

5. Какие основные виды контроля применяются в системе управления организацией?

6. Перечислите основные этапы организационного контроля.

7. Что понимается под стандартами контроля?

8. Приведите несколько примеров показателей результативности, которые характеризовали бы цели любой произвольно выбранной организации.

9. Перечислите основные характеристики эффективного контроля.

 

Тест по теме 7

1. Процесс контроля состоит из:

a) установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок;

b) проверки состояния контролируемого объекта и оказания помощи контролируемому объекту;

c) соотнесения контрольных показателей организации с требованиями внешней среды и обеспечения тем самым продвижения к целям организации.

2. Контроль начинается с момента, когда...:

a) произведены первые затраты ресурсов;

b) фактически выполнена программа или часть ее;

c) руководители сформулировали цели и задачи и создали организацию.

3. Конечная цель контроля состоит в том, чтобы...:

a) собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы;

b) установить отклонения и осуществить корректирующие действия;

c) не только проверить состояние контролируемого объекта, но и оказать действенную помощь.

4.Сама организация выступает в качестве:

a) субъекта контроля;

b) объекта контроля;

c) предмета контроля;

d) основной цели контроля.

5. Изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выступает в качестве:

a) диагностической функции контроля;

b) информационной функции контроля;

c) корректирующей функции контроля;

d) коммуникационной функции контроля.

6. Какой вид контроля выделяют исходя из осуществляемой деятельности:

a) стратегический;

b) внутренний;

c) специальный;

d) маркетинговый.

7. Какой вид контроля проводится после того, как работа выполнена:

a) специальный;

b) текущий;

c) заключительный;

d) тактический.

8. Какой вид контроля осуществляют представители вышестоящей организации - материнской компании, управляющей структуры холдинга и т. д:

a) внутренний;

b) производственный;

c) внешний;

d) тактический.

9. На каком этапе контроля осуществляется выработка стандартов:

a) первом;

b) втором;

c) третьем;

d) четвёртом.

10. Какие действия могут осуществляться на последнем этапе контроля:

a) корректирующие действия;

b) корректировка самих стандартов;

c) отсутствие каких-либо действий;

d) все вышеперечисленные.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: