В целях преодоления одной из сложностей дистанционного обучения – отсутствие живого общения, педагогу необходимо определить формат обратной связи со слушателями.
Обратная связь это наиболее действенный способ вовлечения обучающегося в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Обратная связь позволяет определить эмоциональное состояние слушателя, степень его вовлеченности к процессу обучения, степень освоения изучаемого материала (чаты, форумы, кейсы, творческие задания, проекты и другие интерактивные форматы).
Передать простой контент обучающемуся ЦОР смогут быстро и без участия педагога.
Занятия необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня. Слушатель должен видеть своего педагога.
При выборе различных форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения обучающегося за экраном компьютера.
Различают следующие форматы дистанционного обучения:
Видеозанятие позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Слушатель может просмотреть видеозанятия в любое время (офлайн режим). Для создания видеозанятия используются следующие технические устройства:
- видеокамера (веб-камера);
- звукозаписывающее оборудование (микрофон);
- компьютер и программное обеспечение для монтажа видеозаписи.
При отсутствии указанного оборудования можно использовать ноутбук, планшет, смартфон.
При разработке видеозанятия необходимо следовать следующим правилам:
- разделять и сокращать используемый материал (убирать лишнюю информацию);
- концентрироваться на самых сложных вопросах (данный момент должен носить консультативный характер);
- предоставлять слушателю визуальный контакт (некоторую простую информацию, которую цифровые технологии могут передать легче, чем педагог).
Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов).
Чтобы сохранить интерактивность данного формата обучения, необходимо постоянно призывать обучающихся к общению, чаще задавать вопросы и запускать голосование.
Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфоргафика), который может использовать в учебных целях.
При использовании данного контента нужно учитывать следующие условия:
- указанный материал должен быть интересным;
- ограничен коротким периодом освоения (не более 5-10 минут);
- материал должен быть доступен в любое время;
- включать в себя увлекательные события, примеры, кейсы, тренажёры.
Изучая данный контент, обучающийся может выполнять определенные задания педагога (отвечать на опросники и комментировать их). Для мотивирования обучающегося к изучению данного материала необходимо чаще задавать вопросы, акцентировать внимание обучающегося на интересных событиях и примерах, постоянно стимулировать обучающегося к комментариям. Для обратной связи педагогу необходимо отвечать на комментарии обучающегося, обобщать результаты опроса.
На онлайн занятии педагог дополнительного образования объясняет материалы, отвечает на вопросы обучающихся и задает вопросы им.
На онлайн-встречах и в чатах для слушателей, обучающиеся задают вопросы, связанные с выполнением заданий.
2.5. Проблемы, возникающие при дистанционном обучении К основным сложностям дистанционного обучения относят:
1. Отсутствие живого контакта между педагогом и обучаемым.
Решение: организация онлайн общения с обучающимися и проведение индивидуальных консультаций.
2. Отсутствие живого общения между обучаемыми.
Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях.
3. Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала.
Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов.
4. обучающиеся должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет).
Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций.
5. Невозможность 100% контроля над знаниями обучающихся и процессом обучения.
Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами.
2.6. Примерные схемы плана дистанционного занятия для учреждений дополнительного образования: