Составление конспекта – большое искусство. Практика показывает, что не все курсанты владеют им

Наиболее распространенными недостатками при конспектировании первоисточников по «Правовым основам профессиональной деятельности» являются следующие: слишком подробная запись источника, сделанная путем механического его переписывания; неумение выделить в прочитанном главное, существенное; бессистемное конспектирование, когда правовые нормы не связаны между собой, что делает такой конспект бессмысленным и бесполезным; конспектирование не доводится до конца; не всегда фиксируются реквизиты правового акта (наименование, дата принятия, номер), что не позволяет использовать конспект для решения конкретной правовой задачи.

Записи по содержанию первоисточника могут быть произведены в нескольких формах. Наиболее распространенными из них являются план, тезисы, выписка и конспекты.

Для составления плана необходимо внимательно прочитать по указанной выше схеме и продумать содержание первоисточника, разделить текст на законченные по смыслу части, выделить из них основное содержание, сформулировать выделенные разделы и записать в конспект. План позволяет быстро восстановить в памяти прочитанное, предельно сжать его изложение, четко мыслить.

Тезисы представляют собой краткую формулировку основных положений первоисточника. Запись, составленная курсантом в тезисной форме, помогает глубже понять основные положения правового акта, приучает кратко, сжато и точно формулировать свои мысли, способствует выработке активного мышления культуры письменной речи.

Выписки представляют собой выбранные из текста определенные правовые нормы, схемы, таблицы и т.д. Выписки делаются тогда, когда необходимо собрать материал по узкой правовой проблеме из широкого спектра источников для доклада, статьи, реферата и пр. Удобнее всего выписки делать на карточках или отдельных листах, что позволяет их менять местами, раскладывать по проблемам, заменять новыми. Выписки делаются, как правило, путем копирования правовой нормы или части ее с обязательным указанием реквизитов правового акта.

Конспект является наиболее сложной формой записи. Он может полностью себя оправдать только тогда, когда составлен самим курсантом на основе глубокого изучения первоисточника. Но если составление конспекта свелось к бездумному переписыванию в тетрадь выдержек из изучаемого первоисточника, или переписыванию чужих конспектов, то никакой пользы такая работе не принесет.

Конспект – пособие индивидуального пользования. Хороша та запись, которая позволяет восстановить в памяти содержание правового акта, найти нужную правовую информацию, подготовиться к семинару, контрольному опросу или зачету. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать при составлении конспекта.

Конспект должен быть написан разборчиво, чтобы его можно было легко читать. Наиболее важные места в конспекте следует подчеркивать, выделять. Конспект необходимо подразделять на части в соответствии с разделами, главами и статьями (пунктами) изучаемого правового акта. Важнейшие положения, содержащиеся в правовом акте, при конспектировании следует не только выделять, но и давать их аргументацию, раскрывать содержащиеся в них причинно-следственные связи, подкреплять их практическими правовыми примерами из повседневной деятельности воинских частей, спортивных подразделений.

Конспект должен быть кратким, содержательным. Практика показывает, что объем конспекта составляет примерно одну десятую, одну пятнадцатую часть конспектируемого первоисточника.

В тексте конспекта целесообразно ссылаться на статьи (пункты) правового акта, чтобы нужную запись можно было легко восстановить. Целесообразно конспектирование первоисточников вести в отдельной тетради в последовательности, определенной тематическим планом. На страницах рекомендуется оставлять поля, аналогичные конспектам лекций, необходимые для доработки и пополнения конспекта новой информацией.

Приступая к составлению конспекта, следует прежде всего записать наименование правового акта (закон, постановление, распоряжение, приказ), государственный орган издавший (принявший) его, дату, номер и заголовок. При конспектировании правовых актов из официальных изданий (Российская газета, Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание постановлений Правительства Российской Федерации и других) необходимо указать в каком журнале, газете и когда этот правовой акт опубликован.

При конспектировании первоисточника из электронных правовых баз данных необходимо убедиться является ли правовой акт действующим или нет. Если правовой акт отменен или утратил силу, то нет необходимости в его конспектировании [4], [5].

Иногда курсанты задают вопрос, где лучше писать конспект: в тетради или на отдельных листах. Здесь однозначного ответа нет. Все зависит от цели конспектирования. Если материал изучается в связи с подготовкой к докладу или выступлению, записи лучше делать на отдельных листах, используя одну сторону. Это позволяет систематизировать материал, обновлять его. Если же конспект составляется для длительного последующего использования, записи целесообразно производить в тетрадях.

Изучение рекомендуемой литературы и правовых актов требует не только внимания и трудолюбия, но и аккуратности. Пользуясь книгами библиотеки или методического кабинета, ни в коем случае недопустимо делать в них пометки, подчеркивания и т.д. Ведь эти книги составляют материальную базу учебного процесса.

Небрежное отношение к книгам и журналам ведет к их порче. Удобнее всего пользоваться закладками, на которых можно отмечать что интересного, важного содержит та или иная книга или ее страница.

Важным моментом в изучении учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» является подготовка и работа на контрольных формах занятий: семинарах, сопровождаемых контрольным опросом, и зачете с оценкой.

При подготовке к семинару наряду с изучением учебников, учебных пособий и первоисточников, курсант готовится к контрольному опросу и к каждому вопросу семинара в соответствии с заданием на подготовку к семинару.

В период подготовки допускается распределять вопросы, выносимые на семинар, между курсантами. Однако это не означает, что во время занятия преподаватель предоставляет слово по обсуждаемому вопросу только специально подготовленному обучающемуся. На семинаре по дисциплине принято сочетать выступление курсантов по желанию и по инициативе преподавателя.

Семинар – коллективная форма обучения, на котором происходит обмен приобретенными знаниями, своими открытиями, личным опытом. Участвовать в работе семинара значит:

а) внимательно слушать доклад (сообщение) и выступления товарищей;

б) записывать в тетради новую правовую информацию, практику применения того или иного правового акта, ссылку на судебное решение;

В) всесторонне анализировать и оценивать доклад (сообщение) и выступления коллег. С разрешения преподавателя вступать в дискуссию и отстаивать свое мнение по правильному применению правового акта или его нормы.

Контрольный опрос может проводиться в письменном или устном виде в начале семинарского занятия. Вопросы, выносимые на контрольный опрос должны охватывать ранее пройденные темы, по которым учебной программой и тематическим планом не предусмотрено проведение семинарского или практического занятия.

На практическом занятии по учебной дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» курсанты получают опыт и навыки в составлении основных служебных документов, разрабатываемых начальниками физической подготовки воинских частей по вопросам организации и проведения физической подготовки, спортивных соревнований и спортивно-массовой работы.

 На зачете разрешается пользоваться учебной программой, поэтому во время самостоятельной работы важно иметь и изучать учебную дисциплину вместе с соответствующим разделом программы. Содержание программы позволит вспомнить материал и более качественно подготовиться к ответу на вопросы билета.

На зачете каждому курсанту предоставляется право взять билет, в котором содержится два вопроса по различным разделам учебной дисциплины. На подготовку отводится до 30 минут, столько же – на ответ по всем поставленным в билете вопросам. На дополнительные вопросы курсант обязан отвечать без подготовки.

И, наконец, об оценке труда курсантов. Его преподаватель оценивает по четырех балльной системе. Оценка «отлично» ставится тогда, когда курсант показывает глубокое и всестороннее знание предмета, обязательной и дополнительной литературы (правовых актов), аргументированно и логически стройно излагает материал, свободно ориентируется в действующем законодательстве в объеме изучаемого материала, применяет теоретические знания при решении практических правовых задач.

Оценка «хорошо» ставится курсанту, который твердо знает предмет, рекомендованную обязательную литературу, знаком с дополнительной литературой, аргументированно излагает материал, умеет ориентироваться в действующем законодательстве в объеме изучаемого материала и достаточно уверенно применяет теоретические знания при решении практических правовых задач.

Оценка «удовлетворительно» ставится, когда курсант в основном знает предмет, обязательную литературу, умеет применять полученные теоретические знания при анализе правовых актов и их применении для решения практических правовых задач.

Неудовлетворительно оценивается ответ курсанта, который не усвоил основное содержание предмета и обязательную литературу.

IV. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КУРСАНТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, проверку усвоения курсантами рекомендованной литературы, основных положений действующего законодательства Российской Федерации, международных договоров и соглашений в сфере международного физкультурно-спортивного права. При этом обращается внимание на теоретический и научный уровень выступлений, докладов, сообщений и их связь с практикой войск, будущей служебной деятельностью обучаемых. Учитывается способность курсантов самостоятельно и творчески мыслить, выдвигать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, свободно излагать учебный материал.

 

Подготовка обучающихся к семинару и практическому занятию осуществляется на основе задания, которое разрабатывается на кафедре и выдается обучающимся не позднее дня проведения лекции, завершающей рассмотрение теоретических вопросов предстоящего семинара.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.09.2014 № 670 предусмотрено осуществление текущего, рубежного контроля успеваемости курсантов и их промежуточной аттестации [11].

Текущий контроль успеваемости осуществляется для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной деятельности обучающихся, совершенствования методики проведения занятий и проводится в ходе всех видов занятий в форме, предусмотренной тематическим планом или избранной преподавателем. Результаты текущего контроля успеваемости отражаются в журнале учета учебных занятий.

Рубежный контроль осуществляется с целью систематической проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшего обучения, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Рубежный контроль проводится по завершении изучения отдельных наиболее сложных и объемных тем, разделов учебной дисциплины.

 Результаты рубежного контроля отражаются в журналах учета учебных занятий в графах, называемых «контрольными точками». Контрольными точками «Правовых основ профессиональной деятельности» являются семинарские и практические занятия.

Приказом от 15.09.2014 № 670 определено, что курсанты, имеющие задолженность по «контрольным точкам» (отсутствовавшие по каким-либо причинам на семинарских занятиях, а также получившие неудовлетворительные оценки по результатам контрольного опроса или выступлений на занятии) не допускаются к промежуточной аттестации – к сдаче зачета по учебной дисциплине.

С учетом указанных выше требований Приказа от 15.09.2014 № 670 обучающиеся должны планировать и организовывать свою самостоятельную подготовку к каждому семинару и практическому занятию.

Перед убытием в длительную командировку, на излечение в лечебное учреждение, учебно-тренировочные сборы и соревнования с отрывом от учебного процесса, имея на руках учебное пособие «Самостоятельная работа курсантов по изучению учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности», курсант должен прибыть к преподавателю и получить задание на самостоятельное изучение тем дисциплины, занятия по которым им будут пропущены.

По возвращении в Институт курсант должен погасить задолженность по пропущенным «контрольным точкам» преподавателю с выставлением оценок в журнал учета учебных занятий.

Подготовку к семинару рекомендуется начинать с внимательного изучения плана занятия: контрольных вопросов и вопросов семинара, списка основной и дополнительной литературы. При этом следует иметь в виду, что при подготовке по отдельным контрольным вопросам, относящимся к содержанию предыдущих тем дисциплины, необходимо пользоваться конспектами и литературой, рекомендованной на лекциях по этим темам

Отработку учебных вопросов, выносимых на семинар, рекомендуется начинать с изучения основной литературы (Конституции Российской Федерации, учебников, общевоинских уставов и других), указанной в плане семинара, достаточное количество которой имеется в библиотеке Института и в методическом кабинете кафедры психолого-педагогических и правовых основ служебно-прикладной физической подготовки (далее – Кафедра).

Практическое занятие проводится в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в поиске и применении действующего законодательства в решении правовых задач и проблемных ситуаций, возникающих в процессе служебной деятельности офицера-специалиста в сфере физической культуры и спорта, разработке правовых актов командира воинской части и иных служебных документов.

При подготовке к практическому занятию курсантам необходимо внимательно изучить выданное преподавателем задание, ознакомиться с рекомендованными нормативными правовым актами и практическими задачами, выносимыми на занятие. Продумать варианты решения задач (составления служебных документов).

Особенностью изучения «Правовых основ профессиональной деятельности» является наличие большого массива нормативных правовых актов Российской Федерации, имеющих постоянную тенденцию к их изменению, отмене, принятию (изданию) органами государственной власти новых актов, а также наличие значительного количества международных договоров и соглашений по международному физкультурно-спортивному праву.  

Указанные нормативно-правовые акты, международные договоры и соглашения рекомендуются в качестве дополнительной литературы при подготовке к семинарским занятиям. В библиотеке Института и на Кафедре данные правовые акты, международные договоры и соглашения отсутствуют либо имеются в единичных экземплярах. Вместе с тем все эти документы, включая приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации, опубликованы и содержатся в электронных бесплатных правовых базах данных «Консультант плюс» и «Кодекс»  в сети Интернет.

При подготовке к семинарам изучить весь массив дополнительной литературы не представляется возможным. Поэтому курсантам рекомендуется использовать по своему выбору наиболее важные из них. В отношении других правовых актов обучаемые должны иметь представление о их наличии, путях поиска и использования в практической деятельности по должностному предназначению.

Изучение вопросов семинара и практического занятия является наиболее эффективным, когда идет конспектирование ключевых положений учебного материала, в процессе которого осуществляется его осмысливание и лучшее запоминание.

Накануне семинара и практического занятия проводятся групповые и индивидуальные консультации, во время которых разъясняются неясные и непонятные вопросы. Во время консультации и на занятии преподавателем проверяется наличие у курсантов конспектов и качество их ведения.

При наличии в плане семинара доклада (сообщения), командир учебной группы или лицо его заменяющее, по указанию преподавателя определяет из числа курсантов докладчика в день чтения лекции, предшествующей семинарскому занятию. В случае не определения докладчика или назначения его накануне семинарского занятия, когда курсант лишен возможности качественно подготовить доклад, либо по другим причинам доклад не был подготовлен, перед командованием факультета преподавателем ставится вопрос о проведении разбирательства и решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц (лица) в соответствии с требованиями статьи 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Курсант, назначенный докладчиком, обязан за несколько дней до семинара прибыть на консультацию к преподавателю и с учетом рекомендаций подготовить доклад.

Тема доклада, указанная в плане семинара, может быть изменена преподавателем.

Методические рекомендации по подготовке доклада (теоретического сообщения) изложены в главе VII настоящего учебного пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: