Большие эпические формы. Эпический мир

Общие родовые черты в двух эпических жанрах «большой формы» (роман, эпопея) выделяли еще Гегель и Шеллинг. Гегель усматривал их общность в «целостности мира, в котором совершается индивидуальное действие», «целостности миросозерцания и взгляда на жизнь», «самостоятельности эпизодов». Шеллинг – в «универсальной» форме изложения и в «равноправии необходимости и случайности» [58, с. 288].

«Целостность мира», или полнота бытия в эпопее проявлена в качественном многообразии явлений в пространстве-времени, во взаимодополнительности его основных оппозиций – земного и небесного, далекого и близкого, сиюминутного и вечного, внутреннего и внешнего. Роман сосредоточен на универсализме и национальном-историческом своеобразии идеологической жизни, что выражено в оппозициях столицы и провинции, природы и цивилизации.

Природа изображенного события обусловлена, как известно, целью героя и тем, какие границы он пересекает (пространственно-временные или ценностные). Следовательно, тип события в эпическом мире является определяющим структурным элементом художественного произведения.

 

Эпический тип события

Инвариантное событие для эпики – встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического мира. Оно имеет два исторических варианта: в древней эпике – поединок, в романе – диалог-спор. Такое событие вырастает из эпической ситуации – встреча противоположностей, оно же демонстрирует противоречивое единство мира. Представители каждой из сторон предназначены друг для друга. Они равны по силе в эпопее, а в романе представляют не столько взаимодополнительность идеологических позиций, сколько стоящих за ними сверхличных сил. В эпопее война (эпическая ситуация) и поединок (коллизия) формируют событие, развернутое в мировую катастрофу – гибель-возрождение космоса. В романе главные духовно-нравственные события свидетельствуют о радикальном обновлении мира. Таким образом, эпическое событие предстает как нераздельность-неслиянность мира и героя. В сюжетном событии, т.е. «в конкретном целенаправленном действии героя, проявляется сущность мира, его бесконечность».

 

Структура эпического сюжета

Типическими особенностями строения событийного ряда в эпике являются: удвоение центрального события; закон эпической ретардации; равноправие и равноценность случая и необходимости; равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем; случайность и условность границ сюжета.

Своеобразие эпического события связано с эпической сюжетной ситуацией. «Ни отдельным событием, ни всей их совокупностью эпическая ситуация не создается, а также не преодолевается или отменяется». Ее создает соотношение мировых сил, существующее до и после действия, в событии оно лишь проявляется. Сущность мира, его целостность, взаимодополнительность противоположностей остается неизменной, поэтому окончательные оценки здесь невозможны. Это обусловливает и дублирование главного события, и необязательность или отсутствие развязки в сюжете, и другие особенности эпического сюжета.

 

«Малые» эпические формы. Эпический субъект

Исходя из гегелевского определения «эпического изображения», в центре его – «индивидуальное событие» (частное, особенное и в известной мере случайное), в котором проявляется «целостность мира», что доказательно изложено на материале «события изображенного» (объекта) в «больших» формах (эпопеи и романа). В «малых» жанрах (анекдот, басня, притча) «целостность мира» также выражается в «индивидуальном событии», но событие такое находится «в сфере субъекта» (в сознании героя, повествователя (или рассказчика) и читателя, то есть, на уровне «события изображения»). Рассмотрим структуры малых жанров, привлекая понятия субъекта высказывания и точки зрения.

 

Точки зрения субъектов в структуре малых жанров

Все три жанра – анекдот, басню и притчу – объединяет общий структурный принцип – акцент на событии самого рассказывания, а не на изображенном. В событии рассказывания сталкиваются противоположные точки зрения, и в итоге событие, реализующееся в субъектной сфере этих жанров, «пересоздает» предмет изображения.

В анекдоте такое столкновение называется «пуантом»: «случай из жизни» благодаря финальной смене точки зрения вдруг «становится демонстрацией странности мироустройства» [58, с. 298]. В притче столкновение точек зрения – это выбор одного из возможных жизненных сценариев, здесь раскрывается «правильность», ранее не выявленный «смысл предустановленного порядка» [58, с. 298]. В басне – сталкиваются два «аффективных момента» (эмоциональных состояний) действующих лиц. «Острота» басни обусловлена  «несовпадением внешней точки зрения, с которой «мораль» вполне однозначна, и точек зрения участников изображенного события» [58, с. 298].

В рассмотренных жанрах можно обнаружить определенное родство с драмой: им присуща «сценичность», то есть, «отсутствие временной дистанции и приобщение читателя непосредственно к точке зрения действующего лица» [58, с. 298]. В то же время, необходимо каждую отдельную точку зрения представить предельно значимо, а это тормозит продвижение сюжета к финальной катастрофе или пуанту, что напоминает прием ретардации в большой эпике.

Ограниченность предметного содержания малых жанров компенсируется принципиальной множественностью точек зрения на мир, их творческим взаимодействием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: