Событие, о котором рассказывается в произведении

1. Со-бытие автора и читателя в эстетическом объекте.

2. Два аспекта «событийной полноты» художественного произведения: событие, о котором рассказывается и событие самого рассказывания.

3. Понятия сюжетологии и понятия нарратологии.

4. Событие, о котором рассказывается: «мир героя».

5. Художественное время и пространство.

6. Классификации форм времени-пространства:

- модели, создающие границы между автором и героем (время);

- модели, создающие внутренние границы в мире героя (пространственные);

- «точечное» пространство-время.

7. Понятие события в «мире героя».

8. Виды событий в «мире героя».

9. Последовательности событий: разграничение сюжета и фабулы.

10. Понятия ситуации и коллизии.

11. Понятие мотива.

12. Сюжет как комплекс мотивов. Циклический сюжет. Кумулятивный сюжет.

 

Литература

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.

 

Практическое занятие 3.2.

Структура текста. «Событие рассказывания».

Типология персонажей

1. «Событие рассказывания»: текст и повествование.

2. Субъект речи и носитель точки зрения.

3. Понятие композиции и компонента.

4. Понятие «точка зрения».

5. Классификация «точек зрения» по Б.А.Успенскому и Б.О.Корману.

6. Понятие композиции.

7. Понятие повествования. Происхождение термина. Определение повествования по Н.Д.Тамарченко.

8. Корреляция повествования, описания, рассуждения.

9. Характеристика повествователя.

10.Характеристика рассказчика.

11. Понятие автора-творца.

12. Понятие образа автора.

13. Литературный герой как персонаж. Отличительные черты.

14. Понятие персонажа в художественном произведении.

15. Понятие персонажа-характера.

16. Понятие персонажа-типа.

17. Система персонажей и авторская позиция.

18. Типологии героя в фольклоре и литературе.

Литература

1. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. – 358 с.

2. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб, заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 512 с.

 

 

Лекция 4.

Тип произведения. Литературный род. Эпика.

 

Проблема типологии литературных произведений

Литературное произведение обладает рядом типических черт, что позволяет объединять сходные художественные явления в группы и выделять в них общие свойства. При таком подходе актуализируются литературоведческие категории рода, жанра, стиля.

Остановимся на первых двух. Их объединяет одинаковое основное значение: и «род», и «жанр» являются типами литературного произведения. Но при общей семантике терминов обнаруживается существенное различие между понятиями, этими терминами обозначающимися. Тип литературного произведения выделяют либо на основе исторической парадигмы, либо через теоретическое  осмысление. Кроме того, в разных национальных культурах используются разные термины. Во французском литературоведении, к примеру, термин жанр покрывает оба понятия, которые в русском языке обозначаются терминами «род» и «жанр».

Под литературным родом в современном русском литературоведении принято понимать «одну из трех групп произведений, которые выделяются по традиции на основе устойчивых, повторяющихся структурных особенностей, взаимосвязанных и характеризующих основные аспекты художественного целого: тематическую сферу произведения (типические свойства хронотопа и сюжета), его речевую структуру (место, роль и основные формы авторской речи и речи персонажей) и границу (в основном временную и смысловую) между миром героев и действительностью автора и читателя» [58, с. 266].

Понятие «жанр» в русском литературоведении двойственно. С одной стороны, это группа произведений, сложившаяся в национальной литературе исторически и обозначаемая традиционным термином – роман, эпопея, баллада и т.д. С другой стороны, это «идеальный» тип или «логически сконструированная модель произведения». Такой тип произведений является инвариантом конкретных литературных произведений, сформировавшимся на основе их сравнения.

И для категории рода, и для категории жанра важна теоретическая модель произведения (структура) как критерий сопоставления исторически сложившихся художественных разновидностей. Категория литературного рода применяется для обозначения группы жанров со сходными доминирующими структурными признаками, для определения основных возможностей словесно-художественного творчества, для разграничения «надысторических» инвариантов структуры произведения.

Научное осмысление типов художественных произведений особенно интенсивно начало осуществляться лишь в ХХ веке. Назовем несколько основных трудов по данной проблеме: Б. Кроче «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика» (1902, рус. пер. 1920); Э. Штайгер «Основные понятия поэтики» (1948); Э. Лэммерт «Структуры повествования» (1955); Цв. Тодоров «Введение в фантастическую литературу».

Цв. Тодоров дал обоснование дифференциации «исторических» и «теоретических» жанров. По его мнению, «исторические» жанры являются результатом наблюдений над реальной литературой, а «теоретические» сложились в процессе дедукции. Если первые он связывает со «школьными знаниями о жанрах», то «вторые» обнаруживает в античных поэтиках: «Диомед (IV в. до н.э.), вслед за Платоном, разделил все произведения на три категории: те, в которых говорит только рассказчик; те, в которых говорят только персонажи; наконец, те, в которых говорят и рассказчик, и персонажи» [58, с. 9-10.]. Античная классификация типов произведений основана не на сопоставлении литературных фактов разных культурологических эпох или авторов, а на «абстрактной гипотезе» – природа «субъекта сказывания» является критерием типологии.

 

Литературный род

Природа художественного произведения в Античности изучалась с точки зрения двух наук – философии и поэтики, что сформировало определенные сложности в ее трактовке. Философия стремилась теоретически осмыслить сущность и задачи искусства в «отдельном творческом акте»; поэтика описывала классические образцы литературных произведений. В результате, категория литературного рода не получила глубинного осмысления. Хотя в «Эстетике» Гегеля акцент сделан именно на литературном роде, при том, что он не отрицает значимости конкретных исторических жанров. М. Бахтин, напротив, ориентируется практически лишь на жанры.

Категория литературного рода формировалась в литературоведении двумя путями. С одной стороны, «структурные особенности изображенного мира» и «жанровое содержание» классических (канонических) жанров экстраполировались на другие, неканонические жанры (роман, рассказ, новая драма, лирический фрагмент) и таким образом формировалось «родовое содержание».  С другой стороны, уже в поэтике XX в., выделяются особенности «текста произведений», которые традиционно относятся к эпике, драме или лирике и в них выявляются доказательные признаки «родовой» общности.

Задачей современной теории литературы стало формирование единого методологического подхода в определении родовой природы произведения. Собственно, в настоящее время такой подход сформирован. Родовая дифференциация осуществляется через акцентуацию «тематической сферы», «речевой структуры» и границы «между миром героев и действительностью автора и читателя» [49, с. 213].

Поскольку теоретическое осмысление категории рода началось еще в эпоху Античности и продолжается до настоящего времени, при попытке описать родовую природу определенной группы произведений следует учитывать эволюцию теоретической мысли. Наибольшего научного внимания удостоена драма еще начиная с эйдетической эпохи, лирика получила глубокое осмысление уже в ХХ веке. Теория эпики менее всего разработана в современном литературоведении. Как и другие родовые теории, она формировалась в три этапа.

Античная поэтика фокусировала внимание на «ценностно-временной дистанции по отношению к герою и событию», Гегель в своей «Эстетике» акцентирует проблемы эпической ситуации и сюжета, а теория литературы XX в. обнаруживает родовую специфику в повествовании.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: