Цели:
1. Изучить сущность технологического подхода в обучении.
2. Осуществить анализ обобщенных педагогических технологий.
План:
1. Технологический подход в обучении.
2. Обобщенные педагогические технологии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Задание 1. Охарактеризовать признаки технологии обучения.
Задание 2. Осуществить анализ обобщенных педагогических технологий (по образцу).
Название: Проблемное обучение
Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм: Поисковые методы; постановка познавательных задач.
Название: Обучение развитию критического мышления
Цель: Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Сущность: Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
|
|
Механизм: Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы причины технологического подхода в организации процесса обучения? Каково место технологии обучения в целостном образовательном процессе?
2. С чем связана гуманитарная составляющая современной технологии обучения?
3. Каково место компетенций в проектировании технологии обучения? Ответ обоснуйте.
Литература
1. Агапов, И.Г. Учимся продуктивно мыслить / И.Г. Агапов // Библиотечка «Вестника образования». – М., 2001. – № 2.
2. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И. Байденко. – М., 2002.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 1989.
4. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учеб. пособие / Н.В. Борисова. – М., 2000.
5. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.
6. Горчакова-Сибирская, М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: учеб. пособие / М.П. Горчакова-Сибирская. – М., 2001.
7. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество преподавателя / В.И. Загвязинский. – 2000.
8. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования /
Е.С. Заир-Бек. – СПб., 1999.
9. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. – М., 1994.
|
|
10. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. – Рига, 1995.
11. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
12. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»).
Семинарское занятие 3
Метод ситуационного обучения
Способен нести ответственность за результаты профессиональной деятельности (ОПК-4)
Цели:
Знать: сущность метода ситуационного обучения, его возможности.
Уметь: составить кейс по определенной теме.
Владеть: владеть профессиональным мышлением.
План:
1. История метода Case Study.
2. Возможности использования CASE в обучении.
3. Структура и виды CASE.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Чем отличается кейс от задачи?
2. Какие виды кейсов бывают?
3. Что может выступать источником для написания кейса?
4. Как правильно написать кейс?
5. Разработайте идею кейса и выразите ее в виде наброска.
Как составить кейс?
Методические рекомендации по разработке кейса / сост.
О.К Крылова.
Составьте по алгоритму свой кейс, заполнив в каждой строке выбранную Вами позицию.
Технологическая схема создания кейса
1. Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
5. Определение источников и методов сбора информации.
6. Выбор техник работы с данным кейсом.
7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки).
8. Создание заданной модели.
9. Апробация в процессе обучения.
Литература
1. Завгородняя, А. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых / А. Завгородняя, Д. Ямпольская // Новые знания. – 2001. – № 2.
2. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: мат-лы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2003.
3. Маргвелашвили, Е.О. О месте «кейса» в российской бизнес-школе / Е.О. Маргвелашвили // Обучение за рубежом. – 2000. – № 10.
4. Панфилов, А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / А.П. Панфилова, Л.А. Громова, И.А. Богачек,
В.А. Абчук. – СПб.: Питер, 2004.
5. Российский менеджмент: учебные конкретные ситуации. Кн. 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом / науч. ред. и сост.: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев. – М.: ГУУ, 1998. – 1032 с.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
7. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.
8. Современные технологии обучения / под ред. Г.В. Борисовой и др. – СПб., 2002.
9. http://www.educ.sfu.ca/case
10. http://www.pace.edu/CTRCaseStudies
11. http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips/html
Семинарское занятие 4
Информационно-технологическое сопровождение
Образовательного процесса