ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА
СОСТАВИТЕЛЬ: ЗАКИРОВА С.О.
Г. НЕФТЕКАМСК
СОДЕРЖАНИЕ
Й год обучения (1 полугодие)
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ V – VII ВВ
ВИЗАНТИЙСКИЙ ОРНАМЕНТ
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
ИСКУССТВО ВАРВАРОВ
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
КАРОЛИНГСКОЕ искусство периода Карла Великого
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОРНАМЕНТА
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
Й год обучения (1 полугодие)
Искусство Руси второй половины 15-17 вв.
Ансамбль Московского Кремля
Своеобразие русской архитектуры
Иконостас
Школа дионисия и Симона Ушакова
Декоративно- прикладное искусство
(1 полугодие)
Средневековое искусство - ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ V – VII ВВ.
Урок №1.
Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527 - 565). Наряду с Константинополем большую роль играли центры провинций Византийской империи. Например, в Италии Рим постепенно уступал место Равенне.
Архитектура
Постепенно все большее значение стали приобретать здания центрического типа, увенчанные куполом.
Характерной особенностью ранневизантийской архитектуры:
- Внешняя строгость и отсутствие декора
- Богатство внутренней отделки. Все внимание зодчих сосредоточивалось на оформлении интерьера. Особо подчеркивается алтарная часть, как наиболее священная.
Церковь св. Софии в Константинополе. 532 – 527гг.
Венец зодчества времени правления Юстиниана.
532 г. – в Константинополе восстание «Ника» - сгорела базилика «Святой премудрости» или св. Софии, построенная при Константине.
Задумка Юстиниана: грандиозный храм - воплощение силы империи и могущества христианского Бога.
Храм Св.Софии в Константинополе – купольная базилика:
- В основе здания – трехнефная базилика.
- Центральный неф перекрыт куполом.
Внешний вид:
- Гладкие стены.
- Огромные контрфорсы.
- Простота и массивность форм.
Храм Св.Софии в Константинополе – купольная базилика:
Внутри резкая перемена впечатления:
- Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках.
- Грандиозное подкупольное пространство
- Кольцо купола на Н – 55 м, Д > 31 м.
- Все это пространство воспринимается целиком благодаря гениальному решению – примыкающим к куполу полукуполам.
- Пространство кажется легким и простым при всей своей грандиозности – победа над материалом.
- Богатство внутреннего оформления
- Стены нефов, галерей и подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора.
- Малахитовые и порфировые колонны.
- Декоративная мозаика
- Изумительный по тонкости кружевной узор из мрамора.
- Позднее, в 9 – 13 вв., собор украсили мозаичными росписями.
- Все мозаики были закрашены турками и уже в наше время раскрыты реставраторами.