История развития зашиты прав автора промышленного образца

150 лет назад, 11 июля 1864 г. был принят Закон Российской империи «О фабричных рисунках и моделях». Ныне эти объекты именуются «промышленные образцы»[15]. Право на промышленные образцы является составной частью патентного права, регулируемого в основном главой 72 ГК РФ. Однако нормы, касающиеся правовой охраны промышленных образцов, содержатся и в других главах, в частности в главе 69 ГК РФ.
Принятие указанного Закона нельзя считать значительным событием, в отличие, например, от принятия в 1911 г. Закона об авторском праве или от дипломатической конференции 1970 г. по принятию Договора о патентной кооперации (РСТ). Годовщины двух последних событий были отмечены статьями, опубликованными в журнале "Патенты и лицензии».

Тем не менее ВОИС совместно с Роспатентом проводят 24 апреля 2014 г. в Москве международную конференцию, приуроченную к 150-летию первого российского Закона о промышленных образцах, «Промышленные образцы: прошлое, настоящее и будущее». Правовых проблем, связанных с охраной промышленных образцов в России, да и в других странах мира, проблем важных, принципиальных и довольно сложных, накопилось много, а их обсуждение чрезвычайно полезно.

В сфере права промышленной собственности эти объекты именуются «промышленные образцы». В сфере авторского права те же объекты в 90 или в 100% случаев именуются «произведения декоративно-прикладного искусства». Международные договоры по интеллектуальным правам, например Парижская конвенция по охране промышленной собственности (ст. 5 qui№quies), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (ст. ст. 2(7) и 7(4), не определяют, к какой сфере права интеллектуальной собственности должны относиться эти объекты.

В этой связи в доктрине российского права промышленные образцы рассматривались и исследователями патентного/изобретательского права, и специалистами авторского права. В дореволюционной доктрине назову лишь Я.А. Канторовича, который в книге «Авторское право» изложил проблемы, касающиеся авторско-правовой охраны произведений декоративно-прикладного искусства. В советском авторском праве глубокие исследования, касающиеся авторско-правовой охраны произведений декоративно-прикладного искусства, содержатся в книгах: Е.Л. Вакман, И.А. Грингольц «Авторские права художников», У.К. Ихсанов «Права авторов произведений изобразительного искусства», Э.П. Гаврилов "Советское авторское право. В доктрине советского изобретательского права правовой охране промышленных образцов были посвящены работы Э.П. Гаврилова и Е.С. Дубовского «Правовая охрана промышленных образцов в СССР и других социалистических странах», а также многочисленные журнальные публикации различных авторов. В советский период было защищено несколько кандидатских диссертаций о правовой охране промышленных образцов (Э. Гаврилов (1967 г.), Х. Койтель (1970 г.), Л. Кучинскас (1973 г.).
Современная доктрина, касающаяся правовой охраны промышленных образцов в России, выглядит довольно бледно, особенно по сравнению с советским периодом (правда, тогда она была переоценена). Можно назвать лишь кандидатские диссертации С.О. Воронцова (2004 г.) и О.Л. Алексеевой (2005 г.). Были опубликованы также немногочисленные научные статьи на эту тему.

Царская Россия. Действовал Закон от 11 июля 1864 г. о фабричных рисунках и моделях (Устав о промышленности, ст. 199 и последующие). Закон предоставлял изобретателю и его правопреемникам срочное исключительное право использования. Для его получения нужно было подать заявку (прошение) в отдел промышленности или в московское отделение совета торговли и мануфактур. Максимальный срок действия исключительного права составлял 10 лет со дня заявки. Кроме того, чисто художественные произведения (живопись, гравирование и другие виды графического искусства, ваяние и зодчество) охранялись авторским правом. Охрана предоставлялась автоматически и после смерти автора действовала в течение 50 лет[16]. Великая октябрьская социалистическая революция 1917 г. отменила абсолютно все законодательство Российской империи, в том числе и авторское право, не говоря о каком-то там Законе о фабричных рисунках и моделях. Советский период (1917 - 1991 гг.). Произведения декоративно-прикладного искусства фактически получили охрану лишь с 1925 г. как один из объектов авторского права. Поскольку авторско-правовое законодательство принималось не только СССР, но и союзными республиками, правовая охрана произведений декоративно-прикладного искусства, применяемых в промышленности, регулировалась во многом законодательством союзных республик. В советский период промышленные образцы (рисунки и модели) получили правовую охрану в 1924 г. Охрана осуществлялась на основе подачи заявки в Комитет по делам изобретений. Заявителю выдавалось свидетельство, на основе которого его владелец пользовался исключительным правом на использование образца. Максимальный срок действия свидетельства составлял 10 лет (со дня подачи заявки). В 1924 - 1936 гг. в СССР было зарегистрировано 6400 образцов. В 1936 г. эта правовая охрана промышленных образцов была отменена.
В 1965 г. в связи с присоединением СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности в СССР в рамках изобретательского права была восстановлена охрана промышленных образцов: были приняты Постановление Совета Министров СССР «О промышленных образцах» и утвержденное Приказом Государственного комитета СССР по науке и технике Положение о промышленных образцах.

На основе заявки, подаваемой в Комитет по делам изобретений и открытий, заявителю выдавалось либо свидетельство на промышленный образец (аналог авторского свидетельства на изобретение), либо патент на промышленный образец. Свидетельство на промышленный образец давало автору право на получение вознаграждения. Исключительное право на использование промышленного образца, охраняемого патентом, действовало максимально 10 лет. В самом конце советского периода был подготовлен и даже принят Закон «О промышленных образцах», который, однако, не вступил в силу в связи с прекращением существования СССР [17].

Современный период. В 1992 г. был принят Патентный закон Российской Федерации, в котором, в частности, устанавливалась правовая охрана промышленных образов по типу патентного права: патент на промышленный образец, действующий 15 лет со дня подачи заявки, предоставлял его владельцу исключительное право. В 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающий правовую охрану произведений декоративно-прикладного искусства (очевидно, и при применении их к промышленным изделиям). Подзаконные нормативные акты о вознаграждении за использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства были отменены и заменены Положением о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218. Оно применяется и в настоящее время.

1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть ГК РФ. Были отменены и Патентный закон РФ, и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». ГК РФ не внес существенных изменений в правовую охрану промышленных образцов и произведений декоративно-прикладного искусства. В будущем в законодательство о промышленных образцах следовало бы внести некоторые изменения.

 Сейчас считается, что промышленный образец должен быть новым и оригинальным (ст. 1352 ГК РФ), но новизна - критерий патентного, а оригинальность - критерий авторского права. В нашем законе оригинальность - результат творчества.

В ЕС термин «оригинальность» применительно к промышленным образцам имеет иной смысл. Там оригинальность сдвинута в сферу недобросовестной конкуренции. При этом она смыкается с новизной. Для решения этой важнейшей проблемы нужны усилия специалистов.

3. Считаем  что отделить промышленные образцы от авторских произведений никогда не удастся. Поэтому надо заранее учитывать, что часть промышленных образцов будет охраняться авторским правом.
Исключительное авторское право права на промышленные образцы: первое дает охрану только в случае копирования, заимствования; второе защищает и в случае параллельных разработок. Но авторское право возникает в момент создания объекта и по сроку более длительное. Надо прямо предусмотреть в законе кумулятивную охрану. Но при этом следует исключить ситуацию, когда на один и тот же объект право на промышленный образец принадлежит одному лицу, а авторское право - другому. Нельзя допускать такую коллизию прав, ибо тогда права будут парализованы. Подобная норма есть. Это п. 2 ст. 1397 ГК РФ. Правда, она является очень узкой. Здесь есть над чем подумать.

Эстетические (художественные) особенности внешнего вида изделия нельзя полностью и адекватно описать словами. Поэтому перечень существенных признаков промышленного образца следует убрать из ГК РФ. Этот вопрос будет решен 1 октября 2014 г., когда вступит в силу Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ.

 Создание промышленного образца может входить в трудовую функцию работника, поэтому служебные промобразцы должны регулироваться не ст. 1370, а ст. 1295 ГК РФ.

В статье 1370 ГК РФ. В п. 1 этой статьи служебное изобретение определяется как изобретение, созданное работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя. Далее, в п. 3 указывается, что исключительное право на служебное изобретение (включающее и право на получение патента) принадлежит работодателю. Работник письменно уведомляет работодателя о том, что им создано служебное изобретение. Из п. 4 данной статьи следует, что работодатель имеет право либо принять служебное изобретение, либо не принимать его. Способы такого принятия: подача работодателем заявки на получение патента на имя работодателя с последующим получением им патента; передача права на получение патента другому лицу; принятие решения о введении мер конфиденциальности в отношении данного решения. Если служебное изобретение принято работодателем, работник имеет право на получение вознаграждения от работодателя[18].

Вторая фраза третьего абзаца п. 4 ст. 1370 ГК РФ содержит следующую норму: «Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом».

Если работодатель не примет служебное изобретение, то право на изобретение (то есть право получения патента) и исключительное патентное право, которое может быть получено в будущем, принадлежат работнику. Однако и в этом случае работодатель получает право использовать служебное изобретение в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) возмездной лицензии. При этом согласно второму абзацу п. 4 ст. 1370 ГК РФ размер, условия и порядок выплаты вознаграждения автору служебного изобретения «определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора – судом» (второй абзац п. 4 ст. 1370 ГК РФ).

Таким образом, ст. 1370 ГК РФ говорит о случаях выплаты работодателем работнику - автору служебного изобретения вознаграждения за принятые работодателем служебные изобретения и за непринятые служебные изобретения.

Нормы, касающиеся вознаграждения за служебные изобретения, конкретизированы в п. 5 ст. 1246 ГК РФ: «Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец».

Правительство Российской Федерации уже реализовало предоставленное ему право, приняв 4 июня 2014 г. Постановление №512 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы»(далее - Правила).

Общий принцип - вознаграждение определяется по соглашению сторон.

Подводя итог мы можем выделить следующее:

Согласно части 1 ст. 1258 части четвертой Гражданского кодекса соавторами признаются граждане, создавшие произведение совместным творческим путем, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Также в Гражданском кодексе сказано, что доход полученный от реализации результата интеллектуальной собственности делится между ними пополам, если иное не предусмотрено договором. Из этого следует, что соавторы могут между собой заключить соглашение, в котором они прописывают, кто и в каком объеме вносит вклад в создание произведения, следовательно, каждый получит доход равно своему вкладу в него. Так на практике бывает довольно трудно определить соавторство и установить действительно же автор являлся соавтором или же просто решил злоупотребить правом. А как доказать лицу свое авторство, если у него не сохранилось рукописей, свидетели того, что данное лицо в авторстве с кем-то создало произведение также отсутствуют? В этом и состоит проблема Гражданского права, в отсутствии указания в законодательстве на то, что можно считать доказательством. Данная коллизия в праве дает свободу судьям выносить решение по данному спору на свое усмотрение. А всегда ли такая свобода действия будет справедлива, и не только справедлива, но и правильна, чтобы в дальнейшем стать образцом для принятия решений в подобных спорах. Возможно, действенным решением будет обязать на законодательном уровне лиц, создающих какое-либо произведение регистрировать список авторов, а также вести журнал учета выполненных работ. Такой журнал поможет избежать спора между авторами, кто больший внес вклад при создании произведения.

В 1960-х гг. прошлого века в СССР стало бурно развиваться так называемое художественное конструирование. Его основной лозунг: «Промышленное изделие должно быть и удобным, и красивым». Удобством занималась эргономика, а красотой - техническая эстетика. Техническая эстетика была объявлена совершенно новым направлением. При этом серьезно утверждалось, что техническая эстетика - это не наука, не техника, не искусство, а нечто совершенно новое. Красота промышленных изделий, созданных специалистами по художественному конструированию (дизайнерами), абсолютизировалась, объявлялась высшей, почти божественной категорией. Утверждалось, причем на полном серьезе, что некрасивый самолет летать не может, что летать может лишь красивый самолет (то есть самолет, созданный дизайнерами).
В 1965 г. в СССР была восстановлена правовая охрана промышленных образцов, отмененная в 1936 г. Определение промышленного образца, содержавшееся в новом законодательстве, гласило: «Промышленным образцом (промышленным рисунком, моделью) признается новое, пригодное к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в котором достигается единство его технических и эстетических качеств». Определение промышленного образца как художественного решения изделия появилось по инициативе специалистов в сфере технической эстетики. Экспертиза художественных достоинств промышленного образца по материалам заявки была поручена не ВНИИГПЭ (ныне - ФИПС), а Всесоюзному научно-исследовательскому институту технической эстетики (ВНИИТЭ), который представлял во ВНИИГПЭ свое заключение. ВНИИТЭ проверял, соблюдены ли в заявленном промышленном образце требования: социологические; функциональные; соответствия формы изделия его конструкции и технологии изготовления; соответствия формы изделия его эргономическим качествам; композиционно-художественной целостности формы, а также качества эстетического решения.

Разнородность и огромный объем всех этих требований были призваны внушать уважение к художественному конструированию и вызывать священный трепет. На самом деле вся эта «мистика» художественного конструирования являлась мыльным пузырем, который, однако, блестел всеми красками радуги. Вспоминаю, как первый заместитель председателя Комитета по делам изобретений и открытий Е.И. Артемьев в начале 1970-х гг. рассказывал о своих впечатлениях от посещения ВНИИТЭ, где он беседовал с художниками-конструкторами. Он говорил: «В технике они не разбираются: они не знают, какое количество металла потребуется для создания разработанного ими мотороллера».







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: