Современный европейский роман

 

Роман «Элементарные частицы» принес автору мировую славу и «Гран-при» в области литературы за 1998 год и вызвал самую бурную полемику на рубеже третьего тысячелетия, заставив многих усомниться в избитом тезисе о смерти классического романа.

Своим появлением роман произвел неожиданно сильное воздействие на европейское общество. Уэльбеку удалось впечатлить западный мир. Это, пожалуй, главная пока что книга нынешнего европейского поколения сорокалетних. Роман, способный вызвать отвращение - и способный заразить. Книга об отсутствии любви. Книга о присутствии страдания и боли. Книга об отсутствии смысла. Книга о присутствии смерти. Приговор современной цивилизации Запада. Приговор современному человеку. Все это - роман Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы».

Сначала он произвел фурор во Франции. Такого по поводу изящной словесности там, по отзывам наблюдателей, не было с 60-х годов. Только за первые три месяца после появления книги было продано 300 тысяч экземпляров. Однако коммерческим успехом дело не кончилось. Автор очутился в эпицентре дискуссий, получивших название l’affaire Houellebecq - дело Уэльбека. «Расширение пространства борьбы», первый роман Уэльбека, уже известного своими эссе и стихами, был встречен в 1994 году с одобрительным любопытством, кое-кто называл его даже культовым. Во всяком случае, стало ясно, что появился новый яркий писатель. Его второго романа с нетерпением ждали. Но к такому удару по нервам не был готов никто… Уэльбек неожиданно совершил то, что уже давно никому из литераторов не удавалось: он действительно шокировал своих соотечественников. Оценки роману давались полярно противоположные, нейтральных практически не было, но и сторонники, и хулители сходились в том, что этот сорокалетний ниспровергатель основ необычайно талантлив… Заголовки рецензий звучали почти на истерической ноте: «Уэльбек - герольд конца света», «Мишель Уэльбек, или Кривое зеркало поколения», «Апокалипсический итог сексуальной свободы в конце столетия». Редакция литературного журнала «Лир» признала роман лучшей книгой года.

Но воздействие романа на умы и кошельки не замкнулось национальными границами. Уэльбека читают в материковой Европе. Роман переведен на два с половиной десятка языков. Михаил Золотоносов, литературный обозреватель «Московских новостей» не знает, то ли иронизировать, то ли ужасаться тому, что о романе «уже написаны шаманские статьи, в одной из которых, самой пафосной, автор поставил это произведение в один ряд с Новым Заветом, «Капиталом», Заратустрой» и «Майн кампф». На самом деле Мишель Уэльбек создал некий «манифест», в котором идеологии гораздо больше, чем литературы, и где «прямым текстом» выражен страх перед старостью, немощью тела и одновременно - ненависть к юности как к «жизни без нас». Таков современный европейский роман, пользующийся успехом. По мысли Уэльбека именно страх перед разрушающимся телом привел в отчаяние поколение, сформированное «эпохой шестьдесят восьмого» (по отношению к самому МУ это - поколение его «отцов»), которая утвердила на Западе культ секса и превосходство юности над зрелостью.».

 

Анализ романа

 

Главные герои книги - два сводных брата: школьный учитель Брюно Клемент, полупоэт-полуписатель, и биохимик Мишель Джерзински, гениальный изобретатель. Первый страдает от комплексов и находит утешение в свободной любви, за которой ездит по загородным лагерям хиппи. Второй не может пробить брешь в стене собственной созерцательности и через свою замкнутую жизнь проносит одно желание - докопаться до тех самых элементарных частиц человеческого сознания, которые определяют поведение и облик людей. Один без конца ищет удовлетворения - не с партнершей так хотя бы с самим собой, старым испытанным способом. Другой без конца размышляет и живет лишь своим умом, едва касаясь всего остального. Пока Брюно постигает философию плотских утех, стремясь обрести личную свободу, его брат Мишель пытается вывести новую расу андрогинов с полным отсутствием эго. Бруно в итоге попадает в психушку, Мишель совершает грандиозное открытие, которое помогает людям стать счастливыми. Поиски братьев заканчиваются разочарованием в человечестве. Да и автор, похоже, не видит для него никакой перспективы. В будущем, по Уэльбеку, человеческий род тихо угаснет, уступив место андрогинным существам, появившимся не из космоса, как в каком-нибудь голливудском суперхите, а прямиком из пробирки. Уравновешенным, спокойным и абсолютно счастливым.

Мишель и Брюно - два полюса современной цивилизации. Два символа, в которых новый мир Запада раскрывает свою природу. И те две крайности, между которыми, по Уэльбеку, расположено пространство души и пространство жизни всякого современного западного человека.

Итак, индивидуализм, гедонизм на сексуальной основе, одиночество. Новое неравенство - в возможностях удовлетворения своих влечений. Новая борьба - за это. Новое отчаяние: короткие радости, долгое страдание, неизбежный конец всего.

…Не сразу поймешь, что же во всем этом волнует сильнее всего. Чем вообще берет тебя этот роман, написанный почти протокольным языком, или по крайней мере в тональности сухого отчета, с длиннейшими рассуждениями социологического свойства, с научными справками (в регистре от биологии до математики), с образцами творчества персонажей (текст в тексте)… Со всем тем, чему в романе, по расхожему мнению, нет места. Русский прозаик Владимир Шаров весьма удивлен: «В романе очень много эротики или порнографии: где и как проходит водораздел, я определять не умею… И вот, идет эпизод из жизни того или иного героя, написанный реалистически, и часто совсем неплохо, также неплохо и переведенный, а дальше следует подробный социальный, психологический плюс естественнонаучный комментарий, сделанный занудливо и без всякого вдохновения».

Один из критиков сравнил Уэльбека с беспристрастным летописцем, ученым у микроскопа, который, однако, «не может скрыть презрительной гадливости, с которой относится к героям». И писатель, наверное, дает основания для такого прочтения. Уэльбек приходит к выводам, которые не всегда новы, но весьма правдоподобны, если пытаться ухватить не толщу жизни, а ее вектор, ее передовые силы и средства.

Уэльбек объясняет тональность своего повествования тем соображением, что «роман не в состоянии описать безразличие или ничто. Для этого необходимо создать новую форму, упрощенную и одуряющую».

Тогда и вправду ждать от человечества больше нечего. «Расправа с иллюзиями делает нас более счастливыми», - сказал писатель в одном из интервью, - «люди с иллюзиями глупы». Не поможет ни левый бунт, ни политическая корректность. И мейнстрим, и маргиналы равно бесплодны и лишь имитируют способность к творчеству жизни. Человек безнадежен, таков диагноз Уэльбека. Он скорее мертв, чем жив. Его нельзя перевоспитать, его можно только пересоздать…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: