Форма образуется в результате развития музыкального материала.
Теперь осталось выяснить, как устроены музыкальные формы.
Самая маленькая музыкальная форма — уже знакомый вам период. Можно найти
много миниатюр, которые написаны в форме периода. Но чаще форма музыкального произведения состоит из нескольких периодов. Простая двухчастная — из двух, а простая трёхчастная — из трёх. Бывают ещё и сложные формы, каждый раздел которых состоит из нескольких периодов.
Вспомним, что период — это самая маленькая, одночастная музыкальная форма, в которой может быть написано целое произведение.
А вспомните, из каких «кубиков» состоит сам период? Ну конечно, это мотивы, фразы и предложения. Вот они в первом периоде Вальса Чайковского из «Детского альбома» (слушать «Вальс» Чайковского из «Детского альбома») .
Довольно скоро
Понятная форма, хорошо воспринимается на слух, делает понимание произведения более доступным.
музыкальные формы нужны для:
· создания чётких границ музыкальным мыслям и настроениям;
· облегчения восприятия произведения;
· организации крупных построений (сюита, соната, опера, балет).
Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее.
Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского — «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного — двух звуков до целого такта.
Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение») — мотивы объединяются во фразу.
Фразы объединяются в предложения. Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь»)
Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение.
Из предложений составляется период.
Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и не повторного строения.
Одночастная форма (А) – это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение, или музыка для детей, для исполнения.
Схема формы: А
ОДНОЧАСТНАЯ ФОРМА
А