А может быть иначе, - часть В может развивать мысль части А

              

  А                       В

Начиная с XIX века двухчастные формы бывают двух видов — с репризой и без репризы. Вспомним, что реприза — это повторение первого раздела. Но если в двухчастной форме только два раздела, то где же поместится реприза? Реприза в двухчастной форме занимает только одно предложение (последнее). И повторяет оно любое предложение первого периода. А в начале второго периода остаётся немного места для маленького развития или для появления нового музыкального материала.

Вот схема. Серым цветом закрашено то место, где начинается развитие или появляется новый музыкальный материал.

Вот как это происходит в Старинной французской песенке из «Детского альбома» Чайковского (слушать «Старинная французская песенка», Чайковский 'Детский альбом')

В этой пьесе Чайковский использовал мелодию французской песни XVI века. Полифонический склад первого раздела (и репризы) напоминает старинную музыку. Эту же мелодию композитор использовал и в опере «Орлеанская дева».

Безрепризные двухчастные формы состоят из двух разных периодов. Такая форма типична для многих песен, состоящих из запева и припева.

Казалось бы, сделать эту форму очень просто. Возьми один период и приставь к нему любой другой. Но если действительно попробовать так сделать, получится что-то вроде игры в «чепуху». Музыка говорит звуковыми образами. В сопоставлении этих образов должен быть смысл. На самом деле очень трудно найти два разных периода, которые можно просто приставить один к другому и создать музыкальный образ.

Но иногда композиторам удаётся интересно использовать именно этот «рецепт». Как сделал, например, Чайковский в одной из пьес из «Детского альбома» — «Шарманщик поёт», где ему удалось именно «приставить» друг к другу две мелодии. (слушать «Шарманщик поёт» Чайковский из «Детского альбома»)

В первом разделе звучит подлинная итальянская мелодия. А второй раздел Пётр Ильич придумал сам.

В первом разделе, где Чайковский обработал полюбившуюся песенку, он даёт ей простой вальсовый аккомпанемент, который звучит как лёгкий фон и подчёркивает напевность мелодии. Во втором разделе изображена «солирующая шарманка». Как будто уличный музыкант крутит ручку старой, немного изношенной шарманки.

КУПЛЕРНАЯ ФОРМА

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Куплетная форма, или строфическая форма — песенная форма, основанная на повторении одной мелодии (без изменений) с разным текстом (разные стихотворные строфы).

Схема куплетной формы А А А. Если мелодия варьируется с каждым повторением, возникает вариационно-куплетная форма. Схема вариационно-куплетной формы А1 А2 А3.

Реже куплетной формой называют куплетно-припевную форму (типа AB AB), различая при этом куплетную форму с припевом и без.

Куплетно-припевная (или «запевно-припевная») музыкальная форма — широко распространённая песенная форма в народной, академической, рок- и популярной музыке, основанная на чередовании двух мелодий - куплета и припева. При этом чаще всего куплет звучит с разным текстом, а припев с одинаковым.

 Схема куплетно-припевной формы АВ АВ АВ. Реже куплетно-припевную формой называют куплетной, различая при этом куплетную форму с припевом и без.

Пример куплетной формы: ( слушать «Колыбельная» В. Моцарт, сл. Б. Флисса, пер. С. Свириденко, исп. В. Толкунова)

===========================================================================

Задание:

1. Выписать в тетрадь пояснения таких понятий:



Мотив -

Фраза -

Предложение –

Каданс -

Период –

Простая 2-хчастная форма –

Куплетная форма -


2. Прослушать произведения (прилагаются) и определить форму:

*«Болезнь куклы», Чайковский П. И. «Детский альбом», исп. М. Плетнев.

* «Прелюдии № 7» Шопен Ф.

и отправить по любому варианту обратной связи для выполненных заданий:

3. https://vk.com/public193596615

4. reprints@mail.ru

5. WhatsApp: +7 (908) 630-64-84.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: