Произведения в форме периода
«Детском альбоме» Чайковского — «Утренняя молитва» (слушать «Утренняя молитва», Детский альбом» Чайковского)
Очень светлая, спокойная пьеса. Простая, ясная гармония и аккордовый склад с преобладанием плавного, пост у пенного (по ст у пеням) движения голосов напоминают церковное хоровое пение. Во втором предложении верхний голос (мелодия) постепенно забирается всё выше, а музыка звучит всё громче (crescendo) и ведёт к кульминации, подчёркнутой выразительным и неожиданным аккордом «чужой» тональности.
Кадансом второго предложения музыка не кончается, после него идёт ещё один большой раздел размером с предложение (даже на такт больше). Это дополнение. Здесь оно звучит как своеобразное «долгое прощание», в котором бас мерно пульсирует на тонике, а мелодия постепенно спускается вниз, повторяя одну и ту же «прощальную» фразу.
Выучить:
Двухчастная форма (AB) – простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого (т. е, повторного строения, но есть произведения, в которых периоды различны.
|
|
Схема формы: АА1 или АВ
Важнейшим (и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:
· повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;
· повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;
· повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.
Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в различных вариантах.
ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА
А В
Большинство песен написано именно в этой форме.
ЗАПЕВ+ПРИПЕВ=КУПЛЕТ.
Часть А и часть В могут контрастировать друг с другом, то есть быть разными по характеру.