Диалог ученика и учителя

 

«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения».

А. де Сент-Экзюпери

                                                          

«Тот, кто, обращаясь к старому способен открывать новое, достоин быть учителем».

Конфуций

 

Профессия – учитель музыки: сложная, многогранная, совмещающая в себе несколько музыкальных профессий: хормейстера, пианиста, вокалиста, музыковеда. Как-то на нескольких уроках у меня присутствовала профессор Ленинградской консерватории, доктор искусствоведения Н. Корыхалова, серьезно занимавшаяся вопросами музыкальной педагогики. В процессе обсуждения уроков она поразила меня, заявив: «Ни один из моих коллег по консерватории не провел бы сегодня Ваших уроков, хотя каждый из них владеет своей музыкальной профессией лучше Вас». Цитирую по памяти, но смысл помню абсолютно точно, так как это высказывание совершенно меня поразило и вызвало у меня чувство гордости за свою профессию. С тех пор прошло много лет, целиком заполненных музыкой и детьми, и сегодня я могу сказать, что профессия – учитель музыки в школе – это образ жизни!

Педагог – это всегда постоянная учеба, освоение новых технологий, методов, новых подходов к содержанию и формам обучения и развития детей, это постоянный творческий процесс в центре которого находится Ребенок. Учитель музыки работает во имя радости общения с детьми, ради духовного развития личности ребенка, приобщения его к высоким гуманистическим, нравственным идеалам человечества, к системе духовных ценностей человечества через освоение системы ценностей музыкального искусства. Глубинное постижение, познание законов существования и взаимодействия Мира и Космоса, смысла бытия человечества, природы человека, мира его мыслей и страстей, важнейших проблем духовной жизни человечества – сверхзадача, решению которой посвящена моя жизнь.

Ребенок для меня – высшая цель и высшее благо. Многие годы меня вдохновляют строки рефрена из сказки о слоне Хортоне английского писателя Доктора Хьюза:

              Пусть Личность не больше чем глаз муравья,

              Но Личность есть Личность,

              Так думаю Я!

Каждый ребенок – целый неизведанный и неповторимый мир, полный загадок и открытий. Главным, определяющим в педагогической деятельности является уважение к личности ребенка. Умение дружески и доброжелательно поддержать все музыкальные и творческие потенции ребенка, предоставить ему возможность самовыражения – необходимое условие успешности педагогического процесса. Особенной заботы педагога музыканта требует предоставление каждому ребенку возможности самореализации, раскрытие творческого потенциала личности, выраженное и в возможности высказывания своего мнения, суждений и умозаключений о содержании музыкальных произведений, и в процессе творческой самореализации в исполнительской деятельности, и, конечно, в различных видах и формах импровизации: вокальной, ритмической, инструментальной, пластической.

Подчеркивая значение личности каждого ребенка нельзя забывать о том, что на уроке музыки учитель сталкивается со множеством индивидуальностей, составляющих класс. Суметь объединить это множество в единый организм—исполнительский коллектив, переживающий одновременно эмоционально- образное содержание музыки как в процессе исполнения, так и в процессе восприятия – важнейшая цель, стоящая перед учителем.

Ребенок – педагог, рассмотрим другую сторону этого двуединства. Личность педагога – музыканта является определяющей на уроке музыки. Педагог с одной стороны руководит процессом познания музыки, с другой стороны сам является неотъемлемой, органичной частью того особого единства, коллективного действа, коллективного переживания, эмоционального сопряжения всех участников этого процесса, возникающего на уроках музыки, которые рождены вдохновением и творчеством педагога-музыканта и сотворчеством и вдохновенностью его учеников.

Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Каждый новый класс – новая, неповторимая эмоционально-интеллектуальная и психологическая общность, которая дает импульс для творчества, как педагогического, так и музыкального. Каждый урок — педагогическое произведение учителя, и как всякое художественное произведение он строится по законам искусства и наполнено личностью своего творца. В своей оценке значения личности педагога-музыканта я опираюсь на суггестопедическую концепцию обучения, которую Г. Селевко определяет как «обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящем к сверхзапоминанию. Оно предполагает комплексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения)»[8].

Личность педагога-музыканта определяется глубиной постижения им музыкального искусства, как инструмента эмоциональной памяти культуры, как всеобщего языка общения, погруженностью в атмосферу музыкального искусства, увлеченностью им, способностью вновь и вновь, каждый раз по-новому переживать эмоционально-образное содержание музыкального произведения настолько глубинно и сильно, чтобы это переживание создавало бы на уроке «эффект заражения», напряженное эмоциональное поле, рождающее в детях способность к сопереживанию в процессе совместного погружения в бездны музыкальных миров, созданных великими творцами-музыкантами.

Воздействие личности педагога-музыканта определяется также вписанностью в культурную парадигму развития европейского и отечественного искусства, пониманием важнейших тенденций развития искусства, особенностей художественно-исторических стилей, пониманием места, значения творчества того или иного композитора, отдельного музыкального произведения в общем культурно-историческом процессе, эрудицией, уровнем развития интеллекта, способностью к рефлексии, креативностью, высоким уровнем развития эмпатии.

Способность к творчеству и сотворчеству, пожалуй, одна из важнейших черт педагога-музыканта.

Естественно, что все выше изложенное предполагает свободное владение необходимыми профессиональными навыками, творческую интерпретацию различных педагогических технологий, владение всем многообразием современных общепедагогических и специальных методов и приёмов музыкального образования и т.д. Трудно поставить точку, перечисляя качества, позволяющие создать полное, исчерпывающее представление о личности педагога-музыканта. Хотелось бы подчеркнуть важнейшие, стержневые, по-моему убеждению, качества, определяющие профессиональную компетентность учителя музыки на современном этапе.

Педагог создает определенную психологическую атмосферу урока. Атмосфера урока музыки – таинство приобщения к великому искусству является непременным условием успеха всей музыкально-педагогической деятельности.

Атмосфера урока определяется во многом качеством обучения и способами общениями учителя и учеников и рождает у ребенка стремление к познанию музыки, к активному музицированию. На уроках музыки царит атмосфера доброжелательности, уважения, тепла, приветливости, любви, дружественности, удивления, интереса и радости. Учитель и ученики, как мне представляется, это в определенном смысле коллеги-музыканты, совместно увлеченно музицирующие или исследующие музыкальное искусство, погружаясь в его волшебные глубины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: