Подготовительный и младший хор

Организация любого хорового коллектива начинается с расстановки участников хора. У каждого ребенка должно быть свое, определенное место в расстановке хора на репетициях и во время концерта. Изменить место можно только с разрешения педагога. Принцип размещения певцов в процессе работы таков: самых слабых – в первый ряд, самых сильных – в последний (четвертый). Во втором ряду сидят дети, которые нуждаются в постоянном внимании педагога. В третьем ряду обычно сидят дети, которые в хоре поют правильно, изредка допуская ошибки, если остаются без поддержки. Среди сильных ребят полезно посадить одного-двух слабых, подающих хорошие надежды, затем, когда эти ребята достигли определенных успехов, пересаживаю их через несколько занятий в третий ряд, а к сильным сажаю других слабых. Посадка хора, особенно у малышей, - дело очень серьезное. Петь на занятии должны не все и не всё время. Вначале должно звучать чистое пение, затем постепенно подключаются остальные дети. Первый ряд - обычно «гудошники», бóльшую часть времени слушают, поют про себя – накапливают музыкально-интонационный багаж. Те из «гудошников», кто поет неточно из-за нарушения координации между слухом и воспроизведением, обычно очень скоро начинают интонировать простейшие попевки, а остальным требуется, как правило, дополнительная индивидуальная работа. Постепенно формируется концертная расстановка хора, где в первом ряду обязательно должны стоять и сильные дети, т.к. первый ряд наиболее слышен в зале.

На занятии подготовительного и младшего хора распевание длится от 3 до 5 минут. Произведения часто меняются, меняется вид работы, задачи. Если хор занимается сидя, то через каждые 10-15 минут необходимо провести игру с движением, ритмические упражнения – подвигаться 2-3 минуты, чтобы дети не уставали. На занятии должно звучать пять-шесть песен и попевок, можно и больше. В процессе пения очень помогает дирижирование детей. Они показывают рукой фразу, характер звука, манеру звукоизвлечения (легато, стаккато); помогают себе рукой в начале пения (ауфтакт), показывают конец фразы. Некоторые учащиеся настолько выразительно и пластично показывают, что я приглашаю их дирижировать хором вместе со мной или самостоятельно.

Пение перемежается с музыкальными играми, вокальной импровизацией. Например, при разучивании «Колыбельной песни» А. Лядова, прошу сочинить свои колыбельные игрушкам, которые «присутствуют» на занятии – зайцу, собачке, кукле, мишке. После этого исполняемое произведение приобретает гораздо большую выразительность. На всех хоровых занятиях использую элементы ритмики, разнообразную пластическую музыкальную деятельность: это и простые ритмические задания, и танцевальные движения, и пластическое интонирование, и пластическое моделирование движения мелодии и других элементов музыкальной речи, а также метод свободного дирижирования. Работу по ритмике планирую, как и все остальное, увязываю с основными задачами обучения, веду ее систематически, постепенно усложняя задания.      

Подводя итог вышеизложенному, хочу подчеркнуть, что работа подготовительного и младшего хора должна быть интересной, разнообразной по материалу, по методам и формам работы.

К отчетному концерту объединяю подготовительный и младший хор.

3а учебный год дети подготовительного хора могут выучить около 20 произведений разной сложности и разного объема. Выступлений должно быть за год два - четыре, а на отчетный концерт надо подготовить пять-шесть произведений из всех разделов программы. Тогда и слушатели, и исполнители получат представление об успехах и уровне подготовки хора.

 

Средний хор

Средний хор – третий и четвертый классы. Занятия проходят два раза в неделю: по группам и сводная репетиция, так как 60-70 человек постоянно вместе заниматься не должны, это – нерезультативно. Лучше всего заниматься группами по 25-30 человек, это дает возможность слышать каждого и проводить необходимую в хоре индивидуальную работу.

Работа со школьным хором любого возраста предполагает обязательные регулярные индивидуальные прослушивания детей, как во время репетиций, так и вне их. Полезно оставлять слабых детей и заниматься с ними дополнительно небольшими группами от двух до четырех человек или индивидуально. Способным певцам также необходимо внимание. Солисты сами по себе не появляются, с ними надо работать отдельно и очень серьезно. Во многих самодеятельных детских коллективах есть классы вокала, в школе же учитель должен, увы, все делать сам.

Репертуар среднего хора гораздо интереснее. Народные песни становятся сложнее, исполняются а’сарреllа; вводится простейшее двухголосие: исполняется много канонов, народных песен гетерофонного склада. Расширяется объем работы в области подготовки многоголосия; увеличивается количество музыкальных игр и упражнений, направленных на формирование гармонического слуха.

Классический раздел репертуара в этом хоре очень богат: произведения П. Чайковского, Р. Шумана, Ф. Шуберта, В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига и т.д. Классическую музыку в этом возрасте поем одноголосно, добиваясь хорошего унисона и максимально отточенного, выразительного исполнения. На классической части репертуара по сути дела и формируется качество звука. Хор, поющий хорошим звуком классику, обычно легко справляется с любым репертуаром, и с современным в том числе. Исполняя классическую музыку, очень важно работать над соотношением партии хора и аккомпанемента, вслушиваться в аккомпанемент, работать над воспитанием ансамблевых исполнительских качеств у хора.

Появляются и другие задачи – исполнение произведений крупной формы. Сначала на смену куплетным песням приходят развернутая двух- и трехчастная формы, («Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова, «Форель» Ф. Шуберта, «Мой садик» П. Чайковского), а затем форма рондо («Птичий рынок» Г. Гладкова из вокального цикла «Всё в порядке», «Спящая княжна» А. Бородина). Я пробую учить с ребятами и небольшие вокальные циклы, части циклов («Маленькие песенки» Т. Попатенко, «Песни в стиле разных народов» Р. Бойко, «Планета детства» А. Журбина и т.д.). Ощущение формы – очень важный исполнительский навык, и его непременно нужно постепенно воспитывать у хора, для чего необходимо выученное произведение многократно пропевать целиком, ставя перед хором различные исполнительские задачи.

Выбрать для хора современную музыку довольно сложно: то очень трудно, то тема не соответствует возрасту детей, то не соответствует учебным задачам, стоящим перед коллективом. А наиболее распространенный недостаток – невокально, трудно петь! Исполнение многих произведений детского репертуара требует совершенного владения вокалом, а мы же еще только учимся, и нам нужен репертуар обучающий, научающий нас!

Важно отметить, что не все разучиваемые произведения надо доводить до концертного состояния. Некоторые произведения хор изучает, так сказать, в рабочем порядке, это тоже очень полезно. Бывает и так: произведение и хору, и педагогу очень нравится, но не получается. Такое произведение надо отложить (можно вернуться к нему позднее), а случается – и снять с репертуара. Если дети не хотят петь то или иное произведение, я не настаиваю. Прежде всего они должны любить ту музыку, которую поют!

Работая со средним хором, важно уделять серьезное внимание различным способам звуковедения, (ребята осваивают приемы цепного дыхания, работают, над расширением диапазона от c1 до e-f2).

В среднем хоре возрастает роль вокальных упражнений, распеванию уделяется 10-12 минут. С учащимися этого возраста полезно исполнять распевания А. Яковлева, а также другие традиционные распевания.

В течение учебного года оптимально выучить 12-17 произведений различной сложности, 7-8 из них вынести на отчетный концерт. В течение года желательно дать 5-6 концертов, причем каждое выступление следует тщательно подготовить. Особое внимание нужно уделить построению, умению выйти на сцену и уйти с нее, умению вести себя на сцене. С младшими и средним хорами этот процесс надо неоднократно репетировать. Перед концертом необходим прогон с конферансом, выходом и уходом.

Концертный хор

В старшем хоре продолжается серьезная работа над развитием музыкальных способностей, освоением вокальных и хоровых навыков, развитием навыков многоголосного пения, совершенствованием исполнительских навыков.

Каждое занятие начинается с распевания. Оно длится 15-20 минут. Есть постоянные вокальные упражнения, которые мы поем в течение всех лет обучения, а есть специфические, исполняемые в определенных случаях, в связи с каким-либо музыкальным произведением, перед концертом и т. д.; Последние годы деликатно использую в работе некоторые фонопедические упражнения В. Емельянова. Фонопедический подход, имеющий прежде всего технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом, эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.

Использую те группы упражнений, которые позволяют управлять артикуляционной мускулатурой, произвольно управлять регистрами, способствовать выработке певческого вибрато, интенсификации и регуляции фонационного выдоха.

Что дают фонопедические упражнения? Расширение диапазона (g, а-А2, Н2); значительное увеличение силы звучания хора, яркости; усиление насыщенности звука, полетность, улучшение вибрато, бóльшую певучесть звука; свободу, раскрепощенность певческого звучания и певческого процесса в целом.

Распевание в старшем хоре включает элементы хорового сольфеджио: исполнение интервалов, аккордов, кадансов, как связанных с текстом музыкальных произведений, так и оригинальных, служащих для развития музыкального слуха.

Вся работа в хоре ведется только по партитурам. На занятии обычно звучит от трех до шести-семи произведений.

Старший хор, конечно, исполняет преимущественно многоголосные произведения, но опыт показывает, что хор должен иметь хороший унисон и петь унисонные произведения, поэтому в репертуаре желательно иметь такие произведения, как «Dignare» Г. Генделя или «Утро» Ж. Бизе. В репертуаре хора сочетаются произведения разной сложности, разного характера, и на занятиях важно чередовать их.

На репетициях работает в основном весь коллектив, но так как наш хор состоит из детей разной степени одаренности и разного уровня развития музыкальных способностей (в хоре есть довольно слабые дети), то нам необходимо работать и отдельно по партиям.

Часто одна партия работает с хормейтером (обычно второе сопрано), а другие партии занимаются в разных помещениях самостоятельно под руководством наиболее способных детей, обычно старших участников хора. Такую работу можно проводить в течение 10-20 минут, обязательно при этом дать конкретное задание. По возвращении в хоровой класс надо обязательно продемонстрировать результат работы каждой группы, а хор должен его оценить. Каждую партию возглавляют 2-3 концертмейстера (самые сильные исполнители), которые могут провести такую самостоятельную работу с партией. С концертмейстерами надо позаниматься, предварительно познакомив их с партитурой, обратить внимание на трудные моменты, дать им специальное домашнее задание. Круг помощников-концертмейстеров важно расширять; дети этим званием очень гордятся, да и взаимная ответственность и взаимное уважение в хоре укрепляются. В итоге выигрывает коллектив.

Кроме концертмейстерства, в хоровых коллективах широко развито шефство, так как детский коллектив ежегодно обновляется. Практически каждый из оптыных студийцев является шефом для начинающих. Кандидатского хора в школьной хоровой студии нет, и поэтому каждый год в течение первого полугодия в старший хор приходят 20-25 новичков и следует выучить с ними весь стабильный репертуар. Это очень сложная задача, однако, шефы с ней справляются. У каждого шефа – один-два подшефных из той же партии; они сидят вместе на репетициях, шеф контролирует пение подшефных, учит с ними партии, отвечает за знание ими старого репертуара.

В начале учебного года вывешивается график повторения части репертуара на хоровых занятиях. При повторении сразу видно, кто из детей (и шефов, и подшефных) поработал качественно, а кто с прохладцей. Лучшие шефы – первые кандидаты в концертмейстеры партии, а нерадивого шефа можно и заменить. Мера эта крайняя, в хоре считается самым большим порицанием.

Организационная сторона в жизни детского коллектива имеет огромное значение. Хор прежде всего коллектив единомышленников, клуб по интересам, а не механическое собрание поющих. Исходя из этого, не надо жалеть времени на организацию жизни хоровых коллективов их самоуправления, праздников, а также на поддержание и развитие традиций. У нашего хора есть свой гимн, своя эмблема, свои значки, свои веселые праздники. Мы любим бывать вместе, любим друг друга, любим что-то делать вместе – и петь, и заниматься уборкой, и готовить концерты или праздники. Ежегодно на каникулах мы отправляемся в путешествие в другие города. Эта неделя для нас самое счастливое время! Мы побывали во Пскове, Новгороде, Риге, Тирасполе, Одессе, Кишиневе, Калининграде, Минске, Саратове, Нижнем Новгороде и в других городах. Старший хор имеет в своем репертуаре более 30 произведений. Он может спеть концерт из двух отделений. Большая часть репертуара состоит из тек произведений, которые мы повторяем в течение нескольких лет. Поддерживать в репертуаре выученные произведения, пожалуй, труднее, чем учить новые, т.к. надо найти новые подходы к раскрытию музыкального образа, раскрыть другие грани музыкального образа, понять глубинные уровни смысла музыкального образа. Настоящая музыка только выигрывает от неоднократного общения с ней, а дети учатся познавать многогранность и глубину художественного произведения.

Основу репертуара старшего хора составляет классическая музыка - русская, западноевропейская, советская. Ребята поют произведения Д. Каччини, Д. Перголези, В. Моцарта, Р. Шумана, Ф. Шуберта, А. Дворжака, Э. Грига, П. Чайковского, П. Чеснокова, А. Гречанинова, С. Рахманинова, Д. Шостаковича, В. Соловьева-Седого, И. Дунаевского и т.д.

Народные песни также очень любимы, и хор поет как русские, так и грузинские, молдавские, французские, немецкие и т.д. Но русские народные песни любимы больше всего, особенно протяжные.

По содержанию репертуара регулярно провожу анкетный опрос участников хора, а репертуар концерта мы выбираем непременно всем коллективом.

Хор очень популярен в школе. Концерты всегда проходят в переполненном зале. С удовольствием посещают дети и их родители наши выступления в зале Ленинградской академической капеллы им. М.И.Глинки. Хотя хор имеет достаточно обширный репертуар, он выступает 8-9 раз в году. Программу каждого выступления необходимо готовить отдельно и тщательно. Концерт – это радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа.

За тридцать лет существования нашей хоровой студии «Радуга» мы сумели воспитать не только огромную массу детей, но и слушательскую аудиторию. И это, наверное, главный результат нашей работы.

Часто выпускники приходят на занятия хора как в свой дом – попеть, послушать, пообщаться с ребятами. И рефреном звучит одна и та же фраза, очень лестная для меня: «Хор - это самая яркая и интересная страница в нашей школьной жизни. Хор научил нас любви, дружбе, приблизил к пониманию искусства, сформировал нас как людей». Большинство моих учеников активные любители музыки. Многие теперь уже приводят ко мне своих детей. Я считаю, что во имя этого стоит работать.

Музыка воспитывает ребенка, делая из него Человека. Человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать. Это огромное счастье, что судьба вложила в мои руки такой мощный и такой тонкий инструмент, как Музыка. Я считаю, что именно Музыка помогла многим моим ученикам выбрать свой жизненный путь, свою человеческую позицию, во всяком случае, они мне об этом часто говорят и пишут.

Закончить хочу словами А. Шопенгауэра: «Для нашего счастья то, что есть в человеке, без сомнения важнее того, что есть у человека».

 



ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Согласны ли вы с автором в оценке роли хорового пения в музыкальном образовании? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Раскройте роль хорового пения в развитии личности ребенка.

3. Охарактеризуйте значение знаний физиологии певческого процесса для учителя музыки.

4. Назовите важнейшие специфические особенности строения и функционирования детского голосового аппарата.

5. Раскройте сущность важнейших методов вокальной работы, их взаимосвязь.

6. Есть ли, по вашему мнению, один универсальный метод вокальной работы?

7. Сформулируйте свое отношение к фонетическому методу вокальной работы?

8. Сформулируйте свое отношение к вокальной технологии, предложенной А. Яковлевым.

9. Дайте сравнительную характеристику первых двух этапов развития детского голоса.

10. В чем заключается специфика мутационного периода?

11. Какие основные задачи стоят перед учителем на начальном этапе формирования певческого голоса?

12. Раскройте сущность понятия «вокальный слух».

13. В чем вы видите причины плохой интонации у детей, и каковы пути ее совершенствования?

14. Каковы основные этапы работы над интонацией?

15. Раскройте значение вступительного слова к песне и приведите пример на материале любой песни.

16. Каким образом, по вашему мнению, предпочтительно знакомить детей с песней?

17. Перечислите основные методы работы по разучиванию песни.

18. Какие методы работы по разучиванию песни вы считаете наиболее важными?

19. Раскройте сущность метода предупреждения ошибок.

20. Приведите пример анализа хоровой партитуры.

21. Составьте план разучивания песни с подробным указанием всех форм, методов и приемов работы.

22. Выскажите свое мнение относительно работы над многоголосным пением на уроках музыки.

23. Охарактеризуйте этапы воспитания гармонического слуха, как подготовки к многоголосному пению.

24. Перечислите этапы работы по освоению канонического многоголосия.

25. Какое место, по вашему мнению, занимает репертуар в певческом воспитании ребенка?

26. Назовите важнейшие критерии, определяющие выбор репертуара.

27. Согласны ли вы с позицией автора по определению цели и содержания внеклассной хоровой работы?

28. Проведите прослушивание детей по предложенной автором модели.

29. Как вы могли бы дополнить предложенную схему фиксирования результатов прослушивания?

30. Выскажите свое отношение к представленному опыту работы.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ

 

1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар, методика. – М., 2005.

2. Апраксина О. А. Методика развития детского голоса: Учеб. пособие. – М., 1983.

3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1968.

4. Добровольская Н. Н. Вокальные упражнения в школьном хоре. Вып.1: 1-4 классы. – М., 1964.

5. Добровольская Н. Н., Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М., 1972.

6. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб., 1997.

7. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. – М., 2003.

8. Куликова Н. Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. – М., 1976.

9. Лукашин А. М., Перепелкина А. Вокально – хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. – М., 1964.

10. Менабени А. Г. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное воспитание в школе. Вып.13. – М., 1978.

11. Менабени А. Г. Методы вокальной работы в школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып.11. – М., 1976.

12. Менабени А. Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М., 1995.

13. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского голоса в процессе работы с хором // Музыкальное воспитание в школе. Вып.10. – М., 1975. –

14. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективом: Учеб. Пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов. – М., 1999.

15. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. – М., 1952.

16. Соколов В. Г. Работа с хором. – М., 1983.

17. Струвэ Г. А. Хоровое сольфеджио. – М., 1986.

18. Струвэ Г. А. Школьный хор. – М., 1981.

19. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002.

20. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992.

21. Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка./ Сост. И.В Калиш., науч. Ред. Л.П. Дуганова. – М., 1999.

22. Халабузарь П., Попов В., Доброльская Н. Методика музыкального воспитания. – М., 1990.

23. Яковлев А. С. О физиологических основах формирования певческого голоса: Сборник статей. Вопросы певческого воспитания школьников. – М., 1958.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абелян Л. М. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростков // Музыкальное воспитание в школе. Вып.13. – М., 1978.

2. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие. – М., 1983.

3. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. Вып.10. – М., 1975.

4. Апраксина О. А., Орлова Н. Д.Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними // Музыкальное воспитание в школе. Вып.10. – М., 1975.

5. Багадуров В. А. Воспитание и охрана детского голоса: Сб. статей. –М., 1953.

6. Багадуров В. А. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 1954.

7. Барсов Ю. А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки. – Л., 1968.

8. Вербов А. М. Техника постановки голоса. - 2-е изд. - М., 1961.

9. Витт Ф. Ф. Практические советы обучающимся пению / Под ред. Ю. А. Барсова. – Л., 1968.

10. Вопросы вокальной педагогики. Вып.5. – М., 1976.

11.  Вопросы вокальной педагогики. Вып.7. – М., 1984.

12.  Вопросы вокально-хорового развития школьников: Интонация и строй / Сост. Б. Э. Биринская. – Л., 1977.

13.  Гарсиа М. Школа пения. – М., 1957.

14.  Гембицкая Е. Я. Из опыта работы с хором учащихся средней школы. – М., 1960.

15.  Гродзенская Н. Л. Произведения классиков в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. – М., 1975.

16.  Дмитриевский Г. А. Хороведение и управление хором. – М., 1957.

17.  Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-нравственных интересов младших школьников в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14. – М., 1979.

18.  Каменев Ю. Парадоксальная дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой. – СПб., 1996.

19. Кирюшин В.В. Музыкальные мифы. – М., 1993.

20.  Левидов И. И. Вокальное воспитание детей. – Л., 1936.

21.  Локшин Д. Д. Из опыта хоровой работы с детьми. – М., 1953.

22.  Лукашин А. М. Обучение и воспитание молодого певца. – Л., 1977.

23.  Любский С. М. Двухголосное пение в школе. – М., 1950.

24.  Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. – Л., 1967.

25.  Морозов В. П. Тайны вокальной речи. – М., 1967.

26.  Огороднов Д. В. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. – Л., 1972.

27.  Орлова Н. Д. О детском голосе. – М., 1966.

28.  Пономарев А.С. Жизнь детского хора // Воспитание музыкой. – М., 1991.

29.  Работа с детским хором: Сборник статей / Под ред. Соколова А. Г. –  М., 1981.

30.  Развитие детского голоса / Материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового восприятия детей, подростков, молодежи. 26 – 30 марта 1961 г. / Под. Ред. В. Н. Шацкой. – М., 1963.

31.  Струвэ Г. А. Музыка для всех. – М., 1978.

32.  Тевлина В. К. Методика работы над песней (начальные классы) // Музыкальное воспитание в школе. Вып.17. – М., 1986.

33.  Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. Вып.15. – М., 1982.

34.  Чишко О. А. Певческий голос и его свойства. – М., 1966.

35.  Юссон Р. Певческий голос. – М., 1974.

36.  Яковлев А. С. Физиологические закономерности певческой атаки. – Л., 1971.

37.  Яковлева С., Кочнева И. С. Вокальный словарь. – Л., 1986.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: