Особенности музыкального восприятия младших школьников

 

Восприятие ребенка младшего школьного возраста, как правило, достигает к моменту поступления в школу достаточного развития: сформирована необходимая острота зрения (хотя она ниже, чем у взрослых), и слуха (фонетического и звуковысотного), ребенок различает гамму оттенков цвета, имеет хорошее осязание.

Характеризуя особенности восприятия младших школьников, необходимо остановиться на двух важных его аспектах: восприятии пространства и времени, особенности которых во многом обуславливают специфические качества музыкального восприятия.

Восприятие пространства представляет особую сложность с точки зрения вычленения пространственных соотношений между предметами: младшим школьникам свойственно нарушение логики пространственного расположения предметов.

Формирование музыкального слуха, освоение звуковысотности требует от ребенка не только ориентирования в пространственных отношениях (выше – ниже), но и достаточно высокого уровня абстрагирования (нотная запись, запись ритма и т.д.), что для многих первоклассников является очень трудной задачей. Путь решения этой проблемы видится в постепенном, неторопливом, поэтапном (П.Гальперин) освоении звуковысотности с обязательным включением движений тела и руки ребенка, привлечении его конкретных жизненных представлений.

Процесс освоения явления регистра основан на системе специально подобранных дидактических музыкальных упражнений (“Игра в регистр”). Необходимо сразу подчеркнуть, что абсолютно все упражнения, о которых идет речь в данной работе, построены на художественном музыкальном материале.

Изучение нотописания происходит поэтапно, начиная с двух линеек (двухэтажный дом), и постепенно увеличивается до пяти. Запись ритма на первоначальном этапе изучения необходима наглядно-утрированная, демонстрирующая долгий (большой) звук и короткие ♫ (маленькие) звуки. Подобная первоначальная примитивизация материала позволяет постепено его усложнять, абстрагировать и впоследствиии перевести действия во внутренний план.

Восприятие времени – проблема особой сложности для малышей. Дети сокращают время (одна минута ≈12 секунд). Игнорирование фактора времени приводит к нарушению изложения последовательности событий, обуславливающим ощущение сложности восприятия формы в музыкальном произведении. Исходя из понимания временной специфики музыкального искусства и учитывая особенности детского восприятия времени, можно понять, насколько сложно ребенку осваивать такие понятия как темп и форма, особенно на первоначальном этапе обучения.

К осознанию явления темпа ребенок подготавливается системой практических упражнений – пластических этюдов, выявляющих в процессе движения изменение скорости метро - ритмической пульсации (идем шагом, бежим, едем на лошадке, скачем в атаку на боевой лошади, едем на машине, на поезде). Все упражнения выполняются на материале пьес А. Гречанинова, Д. Кабалевского, Р. Шумана, М. Старокадомского и др.. Необходимо отметить, что в медленном и умеренном темпе подавляющее большинство детей выполняют задание достаточно успешно, но в быстром темпе многие дети теряют ощущение метрической пульсации, не дифференцируют ее, и над этой проблемой важно работать специально.

Освоив определенную систему упражнений и осознав явление темпа, дети в процессе анализа художественного произведения явление темпа осознают с трудом, а, зачастую, без специально поставленных вопросов учителя не вычленяют его вовсе из комплекса других выразительных средств музыки, даже, если темп является в данном произведении определяющим выразительным средством с точки зрения содержания музыки (С. Прокофьев «Отъезд», Г. Свиридов «Тройка», М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»); плохо осознают изменение темпа внутри произведения. В таких случаях полезно, используя метод инверсии, показать фрагмент произведения в измененном темпе; наглядно продемонстрировать изменение физиологических ритмов организма (дыхания, сердцебиения), резонирующих с частотой колебания звучащей музыки.

Систематическая, поэтапная работа требуется в области осознания формы и элементов, ее образующих. Начинать работу надо с формирования ощущения фразы, т.к. большинство детей-первоклассников фразу как синтаксический элемент формы не слышат. Формирование ощущения фразы начинается в певческой деятельности, с песни, где текст помогает понять и отметить начало и конец фразы, затем дети осваивают фразу в музыкально-пластической деятельности, в процессе «свободного дирижирования» в певческой деятельности. Группировка по фразам является основополагающим для музыкального мышления действием.

Первоначальные представления о форме создаются на материале произведений, написанных в простой трехчастотной форме, обязательно с контрастной средней частью. Услышать смену характера музыки и осмыслить ее помогают детям цветные квадратики: меняется характер музыки, меняется цвет квадратика. Выбор цвета произволен, но дети интуитивно выбирают более яркие, светлые тона для музыки светлой, мажорной, и темные – для музыки минорной, тревожной, темной, беспокойной. Музыка повторяется, повторяется цвет. Учитель, выбирая цвета для квадратиков, опирается на исследования психологов, касающихся взаимосвязи цвета и эмоций и возможностей цветового моделирования музыки (тест М. Люшера, методика В. Кирюшина). Формирование и развитие звуко-цветовых синестезических компонентов музыкального слуха обогащает восприятие музыкального образа. Полезно также интегрировать эту работу с учителем изобразительного искусства. Целью этой работы является формирование у ребенка представления о принципах повторности (периодичности) и принципе контраста как основополагающих принципах формообразования в музыке.

Наполнение представлений о принципах формообразования происходит в течение первых трех лет обучения, конкретизируясь во втором полугодии третьего класса в обобщенные опорные схемы: АВ – двухчастная форма, АВА – трехчастная форма, АВАСА – форма рондо. Эти формулы с каждым годом наполняются все новым содержанием, работа с ними продолжается в основной школе. Интересно, что наиболее развитые в музыкальном и интеллектуальном отношении дети слышат детали строения внутри частей сложной трехчастной формы и стараются отразить это слышание в процессе анализа. Важнейшим условием развития формообразующего чувства является хорошо сформированное ощущение частей формы: фразы, предложения, периода. Эффективным методом освоения этих элементов формы является вокальная импровизация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: