Причины, способствующие возникновению несчастного случая

Эти причины делятся на две большие группы:
причины, вызванные слабым техническим и тактическим мастерством, слабой физической подготовленностью самих участников похода, допущенными ими ошибками в организации и проведении похода;
причины, вызванные недостатками или прямыми ошибками в деятельности лиц, работающих в руководящих туристских органах (членов комиссий по видам туризма и разделам туристской работы, работников туристских клубов, туристских баз, экскурсионных бюро и контрольно-спасательной службы).

При рассмотрении первой группы причин следует остановиться на следующих моментах:

а) тактическая неподготовленность туристов:
неоправданное изменение маршрута (например, при резком ухудшении погоды скалы оказались присыпанными снегом, что резко увеличило опасность их прохождения. Не дожидаясь установления хорошей погоды и стаивания снежного покрова на скалах, группа с целью снижения степени опасности выбрала более безопасный, но технически значительно более трудный путь, к прохождению которого она по своему опыту не была подготовлена);
неправильное распределение времени движения (например, выход с бивака в позднее время, движение в наступающих сумерках и даже в темноте, выход в лавино- или камнепадоопасный кулуар в период наибольшей интенсивности падения камней, схода снега;
начало переправы во второй половине дня в условиях наибольшего уровня воды);
спешка на маршруте, обусловленная слишком большой протяженностью трассы, длительной отсидкой на одном месте в связи с непогодой или заболеванием участника и т. п., что приводит к переутомлению туристов из-за отсутствия необходимого отдыха, к резкому сокращению времени как на предварительную разведку сложных участков маршрута, так и на организацию действенной страховки при движении по опасным зонам;
движение в условиях плохой видимости. Отдельные участники могут заблудиться. Вся группа, не подозревая того, может попасть в опасную зону: выйти к основанию лавино- или камнепадоопасного кулуара, под нависающий карниз, в зону закрытых трещин на леднике; к естественным (пороги, шиверы, завалы, нависающие деревья, водовороты) или искусственным (плотины, пешеходные мостки, тросовые переправы) препятствиям на реке и т. п.;
отсутствие учета климатических факторов при разработке маршрута: движение против направления господствующих в данном районе ветров, в период наибольшего выпадания осадков, наиболее сильных штормов или морозов;
неправильная расстановка участников (например, при подъеме по разрушенным скалам впереди группы оказался наиболее слабый в техническом отношении участник, который из-за неумения определить степень подвижности камня, из-за неправильной постановки ноги может сбросить камень на нижерасположенных туристов), неправильный подбор членов связки (без учета опыта, физической подготовленности, неодинаковости веса участников);
выход значительного числа участников на опасный участок;
организация привала под карнизом, остановка на ночлег у основания камнепадоопасного кулуара, в низине у самого берега горной реки в период сильных дождей или длительной жаркой погоды, грозящих образованию паводка или селевого потока; одновременное движение всей группы практически без интервала при траверсе лавино- или камнепадоопасного склона, под нависающими карнизами, под сераком на ледопаде и т. п.;
расположение участников друг под другом при траверсе опасного участка;
отсутствие наблюдателя при организации движения группы по заведомо опасному участку;
отсутствие предварительной разведки сложных участков маршрута. Например, группа не учла того, что подробное описание одного из таких участков, взятое из отчетов предыдущих групп, несмотря на кажущуюся полноту, не отвечает условиям данного года (подвижка ледника и образование сложного ледопада, резкое изменение уровня воды в реке, завал одного их ходов в пещере);
неправильный выбор места и времени преодоления группой
опасного участка (переправа через серьезную горную реку во второй половине дня, то есть в период наибольшего уровня воды, в узком месте, где сила потока - наибольшая; движение по камнепадоопасному кулуару в часы, когда скалы уже прогрелись солнцем, то есть когда возможность движения камней резко возрастает и т. п.);
неправильный выбор способа преодоления опасного участка (например, вместо попеременного движения участников, руководитель принял решение об одновременном движении участников без организации наблюдения за возможным возниковением опасности);
неправильный выбор места расположения бивака (палатки расположены на лавиноопасном склоне, на карнизе и т. п.);
неправильное построение маршрута: наиболее сложный участок расположен в самом начале маршрута; план путешествия предусматривает резкий набор высоты в первые же дни движения по торному маршруту; отсутствуют дни отдыха; маршрут не имеет разработанных заранее запасных вариантов выхода в ближайший населенный пункт на случай преждевременного схода группы с намеченной трассы из-за резкого ухудшения климатических условий (длительный туман, паводок, сделавший водную преграду непроходимой в течение многих дней и т.п.), из-за болезни одного из туристов, утери специального снаряжения, необходимого для преодоления сложных препятствий.





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: