Составление акта о несчастном случае работниками туристской КСС

Основным официальным документом для работы комиссии по разбору несчастного случая с туристской группой является акт, составленный членами КСС (КСО), в зоне деятельности которой, произошло происшествие.

Акты высылаются в соответствующие туристские органы в срок не позже одного месяца с момента происшествия. Более поздний срок представления акта, обусловленный задержкой поисковых работ из-за крайне неблагоприятных погодных условий, должен быть по согласованию с советом по туризму и экскурсиях, в ведении которого находится данная КСС, оговорен с вышестоящим органом КСС, о чем необходимо поставить в известность совет по туризму и экскурсиям, который направил потерпевшую бедствие группу.

Акты, в зависимости от того, с какой группой (плановой или самодеятельной) произошел несчастный случай, составляются по следующим различным формам, утвержденным Бюро Центрального совета по туризму и экскурсиям 7 мая 1979 г., протокол № 14-5.

а) Форма акта для плановых туристских групп:

Наименование туристской контрольно-спасательной службы совета по туризму и экскурсиям

АКТ № _______

О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ПЛАНОВОМ ТУРИСТСКОМ МАРШРУТЕ

Дата составления Место составления

Настоящий акт составлен комиссией в составе:.....

1. Номер маршрута и группы.

2. Дата и время несчастного случая.

3. Место происшествия.

4. Характер несчастного случая (утопление, срыв, попадание в лавину, под камнепад и т. п.).

5. Фамилия, имя, отчество инструктора группы.

6. Количество человек в группе.

7. Сведения о пострадавших:

№ п/п. фамилия, имя, отчество Пол Год рождения Место работы, или учебы Исход (травма, смерть)
           

8. Состояние трассы маршрута, кем и когда проверялась.

9. Дата и время получения информации о несчастном случае. От кого и как получена информация.

10. Кому и когда было сообщено о несчастном случае.

11. Дата и время выхода спасательного отряда, способ его доставки к месту происшествия.

12. Описание несчастного случая с конкретным указанием метеорологических условий, действий группы и пострадавших, непосредственных и косвенных причин несчастного случая, осуществлялась ли страховка, ее необходимость и правильность осуществления, проводила ли группа поисково-спасательные и транпортировочные работы, правильность их организации, нарушения, допущенные туристско-экскурсионными учреждениями при подготовке группы к походу и в обустройстве туристско-экскурсионного маршрута или объекта.

13. Правильность оформления маршрутных документов; нарушения, допущенные группой, инструктором-методистом.

14. Проводился ли перед выходом на маршрут медицинский осмотр туристов. Наличие медаптечки в группе на маршруте.

15. Работа, проделанная спасательным отрядом. Итоги поисково-спасательных и транспортировочных работ.

16. Количество людей, принявших участие в поисково-спасательных и транспортировочных работах.

17. Сроки проведения работ.

18. Сумма (в руб.), затраченная на проведение работ.

19. Результаты судебно-медицинской экспертизы. Акт составлен в четырех (трех) экземплярах:

Экземпляр № 1 - в Центральный совет по туризму и экскурсиям.
Экземпляр № 2 - в республиканский совет по туризму и экскурсиям.
Экземпляр № 3 - в областной совет по туризму и экскурсиям (при наличии областного деления), в ведении которого находится данный плановый маршрут или его часть, проходящая по территории данного совета, на котором произошло ЧП.
Экземпляр № 4 - в дело туристской КСС (КСО), составившей данный акт. Подписи председателя и членов комиссии. Штамп КСС.

При ответе на некоторые вопросы указанной схемы акта следует учитывать следующее:
акты нумеруются согласно их порядкового номера с момента начала работы КСС (КСО) вне зависимости от характера групп (плановая или самодеятельная) и года.

1. Номер маршрута. Имеется в виду шифр маршрута в соответствии с Единой системой кодированной нумерации туристских маршрутов. Здесь же необходимо провести достаточно подробную нитку маршрута.

5. Следует также указать квалификационную категорию инструктора-методиста-руководителя группы, его общий стаж работы в качестве инструктора-методиста на турбазах страны, в том числе стаж работы на данной турбазе и, особенно, на данном маршруте (например, несколько сезонов, первый сезон, вторая группа). Был ли он участником предсезонных сборов по повышению инструкторской квалификации, проводимых турбазой в данном году. Степень знания им маршрута, запасных вариантов маршрута на. случай осложнения обстановки, мер по обеспечению безопасности. Какая маршрутная документация имелась у инструктора-методиста непосредственно на маршруте.

8. Указать, имелся ли утвержденный паспорт маршрута, акт проверки и подготовки маршрута к эксплуатации в текущем году.

13. Указать, какие теоретические и практические занятия с группой (в рамках программных требований на значок "Турист СССР"), тренировочные выходы в соответствии с планом обслуживания туристов на данном маршруте были проведены инструктором-методистом.

В случае, если в совете по туризму и экскурсиям туристская КСС не создана, указанный акт составляет созданная комиссия по разбору несчастного случая на основе тщательного разбора и анализа ЧП.

б) Форма акта для самодеятельных туристских групп:

Наименование туристской контрольно-спасательной службы совета по туризму и экскурсиям

АКТ № _______

О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ МАРШРУТЕ

Дата составления Место составления

Настоящий акт составлен комиссией в составе:....

1. Дата и время несчастного случая.

2. Место происшествия несчастного случая.

3. Вид туризма. Категория сложности.

4. Полное наименование организации, проводящей путешествие.

5. Фамилия, имя, отчество руководителя группы.

6. Количество человек в группе.

7. Наименование маршрутно-квалификационной комиссии, рассмотревшей документы данной группы, ее код.

8. Сведения о пострадавших:

№ п/п. Фамилия, имя, отчество Пол Год рождения Место работы или учебы Исход (травма, смерть)
           

9. Дата и время получения информации о несчастном случае. От кого и как получена информация.

10. Кому и когда КСС сообщила о несчастном случае.

11. Дата и время выхода спасательного отряда, способ его доставки к месту происшествия.

12. Описание несчастного случая с указанием метеорологических условий, действий группы и пострадавших, непосредственных и косвенных причин несчастного случая, осуществлялась ли страховка, ее необходимость, правильность исполнения и т. д.

13. Проводила ли группа поисково-спасательные и транспортировочные работы. Правильность их организации и проведения.

14. Нарушения, допущенные группой, маршрутно-квалификационной комиссией и т. д. Правильность оформления маршрутных документов.

15. Работа, проделанная контрольно-спасательной службой.

16. Итоги поисково-спасательных и транспортировочных работ.

17. Количество человек, принявших участие в поисково-спасательных, транспортировочных работах.

18. Сроки проведения работ.

19. Сумма (в рублях), затраченная на проведение работ.

20. Результаты судебно-медицинской экспертизы.

Акт составлен в пяти (четырех) экземплярах:

Экземпляр № 1 - в Центральный совет по туризму и экскурсиям.
Экземпляр № 2 - в совет по туризму и экскурсиям по принадлежности данной КСС.
Экземпляр № 3 - в республиканский совет по туризму и экскурсиям по принадлежности группы.
Экземпляр № 4 - в областной совет по туризму и экскурсиям (при наличии областного деления) по принадлежности группы.
Экземпляр № 5 - в дело туристской КСС (КСО), составившей данный акт.

Подписи председателя и членов комиссии. Штамп КСС.

При ответе на вопросы указанной схемы акта помимо некоторых рекомендаций, приведенных для акта по несчастному случаю на плановом маршруте, следует учесть следующее:

1. Время, когда произошел несчастный случай. Достаточно точное указание времени происшествия важно для комиссии, поскольку фактор времени имеет существенное значение для обеспечения безопасности при преодолении ряда естественных препятствий, связанных с лавинной обстановкой, камнепадами, а также при наведении переправ через горные реки и т.д.

2.12. В этом случае описательная часть должна быть достаточно подробной и четкой, чтобы члены комиссии, читающие этот документ, могли с полной ясностью представить картину произошедшего события даже не побывав на месте происшествия. Здесь важно описать те мельчайшие детали, которые при разборе помогут выявить нарушения, допущенные группой или отдельными ее участниками.

6. Количество человек в группе. Следует обязательно указать то количество, которое имеется налицо, а также фамилии, имена и отчества фактических участников путешествия. Это поможет членам комиссии не тратить время на установление истинного количества и состава участвовавших в данном походе. До сих пор в отдельных группах отмечается замена одного участника другим (имеющим, как правило, меньший опыт походов) без соответствующей перезаявки в маршрутно-квалификационной комиссии н без уведомления выпускающей организации. Имеются и случаи сокращения указанного в маршрутной книжке общего количества участников без извещения указанных выше организаций.

9. Дата и время получения информации. От кого и как получена информация. Этот вопрос имеет существенное значение не только для туристской группы, в которой произошло ЧП, но и для туристской КСС. Быстрое оказание помощи зависит от полноты информации. Достаточно часто в туристскую КСС или в другие организации (Управления гидрометеослужбы, лесного хозяйства и т. п.) по рации поступают сообщения о несчастном случае без указания конкретных ориентиров места происшествия, иногда даются названия перевалов, ущелий и других мест, присвоенные самими туристами без учета точного официального или местного наименования, что затрудняет поиски группы и свидетельствует о плохом знании маршрута участниками данного путешествия. Нередко сообщения поступают без указания фамилии руководителя группы, принадлежности группы к тому или иному совету по туризму и экскурсиям, учебному заведению, организации или предприятию, без указания номера маршрутной книжки и других необходимых данных, позволяющих по форме № 6 ТУР определить хотя бы ориентировочно местонахождение группы, а также общую нитку ее маршрута.

Время и способ передачи информации о ЧП в контрольно-спасательную службу также играют существенную роль, так как позволяют в дальнейшем рекомендовать этот способ передачи другим туристским группам, путешествующим в данном районе, или изыскивать другие способы передачи информации. Кроме того, незнание мест нахождения гидрометеопостов, геологических партий" имеющих радиостанции, свидетельствует о недостаточной подготовке к походу, о пренебрежении к консультациям, которые можно было бы получить в местной туристской контрольно-спасательной службе и что позволило бы существенно сократить поиск источника связи и, тем самым, время прохождения информации.

13. Разбор несчастных случаев показывает, что еще значительное количество туристских групп не умеет правильно организовать поисково-спасательные и транспортировочные работы, что на проводимых советами по туризму и экскурсиям, клубами туристов семинарах и школах этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Выявление указанных недостатков позволит комиссии сделать соответствующий вывод о необходимости внести коррективы в организацию учебной работы.

К акту необходимо приложить копии объяснительных записок участников туристской группы.

Следует учесть количество экземпляров акта. В случае, если ЧП с группой произошло на территории совета по туризму и экскурсиям, который выпускал группу, то надобность в экземпляре № 2 отпадает. Если сборную группу самодеятельных туристов выпускал республиканский совет по туризму и экскурсиям, то надобность в экземпляре № 4 отпадает.

При составлении акта о несчастном случае члены контрольно-спасательной службы могут столкнуться с необходимостью составления акта о "Поднятии тела погибшего", который может сыграть существенное значение при разборе ЧП.

Существующие законы требуют, чтобы при поднятии тела (то есть когда в результате поисковых работ найден труп пропавшего туриста) присутствовал представитель прокуратуры или органов внутренних дел.

Работники туристской контрольно-спасательной службы (там, где она есть), руководитель или участники туристской группы о произошедшем несчастном случае сообщают по телефону, радио или нарочным дежурному по отделу (отделению) милиции ближайшего органа внутренних дел. Получив сообщение о несчастном случае, приведшем к смерти людей или принесшем им серьезные телесные повреждения, начальник органа внутренних дел и прокурор района (области) принимают решение о направлении в район происшествия сотрудников милиции и прокуратуры, которые проводят на месте первоначальные следственные действия. Так, в пределах определенной законами компетенции, в зависимости от конкретных обстоятельств милиция производит дознание, следователь прокуратуры или органов внутренних дел-следствие.

Если представители указанных органов не могут по ряду объективных причин (значительная удаленность и труднодоступность района происшествия, резкое длительное ухудшение погодных условий и т. п.) присутствовать при поднятии тела, то акт составляется работниками туристской контрольно-спасательной службы, руководителем или участниками группы, в которой произошло чрезвычайное происшествие, или руководителем (участниками) другой туристской группы, которая оказала помощь пострадавшей группе в организации и проведении поисково-спасательных и транспортировочных работ.

Акт составляется по следующей форме:

"Мы, нижеподписавшиеся (следует указать полностью фамилии, имена н отчества, принадлежность к туристской контрольно-спасательной службе, к туристской группе, домашний адрес) составили настоящий акт о том, что " " 19 г. при проведении поисковых работ (указать район, долину реки, ущелье, вершину, ледник и т. п.) при зондировании конуса лавины и последующих раскопках был обнаружен труп мужчины, лежащего вниз лицом у большого камня под слоем снега толщиной около 1,5 м. Поза погибшего сфотографирована. На трупе был штормовой костюм защитного цвета, под штормовой курткой шерстяной свитер красного цвета, на голове лыжная шапочка шерстяная синего цвета, на спине рюкзак, на ногах лыжные ботинки с бахилами, на левой руке часы марки "Восток" и т. д.

При внешнем осмотре трупа отмечена травма лицевой части черепа. Трупные пятна розового цвета. Глаза прикрыты веками, грудная клетка не деформирована, переломов и вывихов при внешнем осмотре не отмечается. Кожа кистей рук мацерирована.

Члены поисковой группы (указать фамилии и инициалы) опознали в погибшем участника (фамилия, имя, отчество) из группы (указать выпускающую организацию, туристский клуб или совет по туризму и экскурсиям).

При осмотре карманов и рюкзака погибшего обнаружены следующие вещи:

рюкзак туристский - 1, топор - 1, фляга 2-литровая- 1, коврик поролоновый - 1, тельняшка х/б - 1, носки шерстяные - 2 пары, варежки - 1, очки защитные - 1, маска защитная - 1, лавинный шнур - 15 м, спальный мешок ватный с вкладышем - 1, фотокопия карты размокшая - 1, кинокамера "Кварц" - 1, большая круглая жестяная коробка из-под кинопленки, в которой находились документы личные и 12 маленьких картонных упаковок с узкой кинопленкой. Кроме того, в рюкзаке находились продукты, часть из которых была испорчена. Вещи погибшего упакованы и подготовлены к отправке. Испорченные продукты уничтожены.

Руководитель поисковой группы (подпись)

Члены поисковой группы (подписи)

В случае, если есть подозрение, что смерть наступила от отравления, продукты упаковываются и в дальнейшем передаются на экспертизу.

Этот акт может помочь, если несчастье произошло в результате схода лавины, при этом обнаруженный в кармане штормовки или в рюкзаке лавинный шнур свидетельствует о явном нарушении правил движения по лавиноопасному склону.

Обнаруженное личное и групповое специальное снаряжение следует сравнить с перечисленным в маршрутной книжке. Это сравнение также поможет установить допущенные нарушения. Но при этом следует учитывать тот факт, что какая-то, часть снаряжения могла быть не найдена поисковой группой.

Общий анализ имеющегося специального снаряжения и имущества к моменту несчастного случая позволяет судить о подготовленности данного участника и всей группы в целом для совершения похода той или иной категории сложности по конкретному району.

Местоположение трупов также позволяет судить о допущенных нарушениях, особенно если очевидцев живых не осталось или по каким-то причинам оставшиеся в живых участники не видели самого момента ЧП, расположения и действий пострадавших (например, на склоне в момент схода лавины, камнепада).










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: