Уравнение вращающих моментов.
Получаемая от первичного двигателя механическая мощность за вычетом потерь механических магнитных и добавочных преобразуется в якоре в электромагнитную мощность . Часть тратится на электрические потери в цепи якоря (в обмотках якоря, добавочных полюсов и компенсационной и в переходном сопротивлении щеточного контакта), остальная представляет полезную мощность , отдаваемую потребителям.
мую потребителям. Мощность на возбуждение поступает от постороннего источника тока.
На основании изложенного для генератора независимого возбуждения
(8.1)
или
. (8. 2)
Энергетическая диаграмма генератора постоянного тока представлена на рис. 8.2.
Если все члены уравнения (8.2) разделить на угловую скорость вращения якоря , то получим уравнение моментов для установившегося режима работы:
(8.3)
Здесь
(8.4)
- приложенный к валу вращающий момент первичного двигателя;
|
|
(8.5)
- электромагнитный момент, развиваемый якорем;
(8.6)
тормозной момент, соответствующий потерям на трение магнитным и добавочным потерям , которые покрываются за счет механической мощности. В дальнейшем индекс электромагнитного момента и мощности опускаем.
В переходных периодах, когда изменяется скорость вращения, возникает динамический момент
(8. 7)
где момент инерции вращающихся частей генератора. Дина-
мический момент соответствует изменению кинетической энергии вращающихся масс. Если момент > 0 он является тормозным. В этом случае кинетическая энергия вращающихся масс увеличивается за счет работы первичного двигателя. Если момент < 0, он действует в направлении вращения и является движущим, поддерживая вращение за счет уменьшения кинетической энергии вращающихся масс.
В общем случае, при
. (8.8)
Момент
(8.9)
соответствующий статическим силам, называют статическим моментом.