
Под устойчивостью работы двигателя понимают его способность вернуться к исходному, установившемуся режиму работы при малых возмущениях, когда действие этих возмущений прекратится. Двигатель неустойчив в работе, если подобные малые возмущения приводят к большим изменениям режима работы.
Неустойчивая работа может быть также и у генераторов. В разделе 8.6 рассмотрена неустойчивость параллельной работы генераторов смешанного возбуждения при отсутствии уравнительного провода. Примером неустойчивой работы является режим самовозбуждения генераторов.
Устойчивость работы двигателя определяется его механической характеристикой
, зависимостью момента сопротивления на валу
, свойствами рабочей машины, приводимой в движение двигателем. У металлорежущих станков при постоянной подаче резца момент сопротивления
и не зависит от частоты вращения. У вентиляторов и насосов момент пропорционален второй степени частоты вращения.
Пусть вращающий момент двигателя М и момент сопротивления
, создаваемый исполнительным механизмом на валу двигателя, заданы кривыми 1 и 2 (рис. 9.6) и пересекаются в точке А. Если частота вращения п уменьшится от значения
до значения
, то на валу двигателя возникнет положительный динамический момент, под действием которого частота двигателя начнет расти, пока не достигнет своего прежнего значения п 1.
В обратном случае, если частота вращения возрастает до значения п 3, то при
>
возникает отрицательный динамический момент, и частота вращения начинает уменьшаться пока не достигнет значения п 1.
Следовательно, в заданных условиях работы электроагрегата точка А является точкой его устойчивой работы. В общем случае устойчивая работа электроагрегата обеспечивается при условии
<
. (9.17)
Теперь предположим, что зависимость
имеет вид кривой 3 (см. рис.9.6). В этом случае уменьшение частоты вращения повлечет за собой появление на валу отрицательного динамического момента
, под действием которого частота вращения двигателя еще более уменьшится, что вызовет дальнейший рост отрицательного момента
. Увеличение частоты вращения повлечет появление положительного динамического момента на валу и еще большее увеличение частоты вращения. Следовательно, в этих условиях двигатель работает неустойчиво. Условие неустойчивой работы агрегата:
>
. (9.18)
Двигатели постоянного тока, как и переменного, обладают при соблюдении условий устойчивости способностью автоматически, без внешнего регулирующего воздействия, приспосабливаться к изменившимся условиям работы, обладают свойством саморегулирования.
Рассмотрим двигатель параллельного возбуждения.
Допустим, что такой двигатель работает при
,
и, следовательно,
и нагрузочный момент
, развиваемый рабочей машиной, увеличивается. Тогда
<
, возникает, согласно (9.7), отрицательный динамический момент и п начинает уменьшаться. Но при этом будет уменьшаться Е; ток IЯ и момент М по (9.11) и (4.14) начнут увеличиваться, причем это будет происходить до тех пор, пока снова не наступит равновесие электромагнитного и статического моментов. Аналогично изменяется режим, если МС уменьшится, причем в этих случаях п и Е начнут увеличиваться, а IЯ и М уменьшаться до тех пор, пока снова не будет
и
.
Допустим, что с по-мощью реостата
(рис. 8.1 ,б) уменьшен ток
. При этом Фd будет уменьшаться, однако вследствие механической инерции якоря частота вращения п в первый момент не изменится, ЭДС Е, согласно (4.5), уменьшится, а вследствие этого
и М возрастут.
При этом электромагнитный момент (вращающий) станет больше нагрузочного (статического). В соответствии с равенством (9.7) и под действием положительного динамического момента частота вращения п начнет увеличиваться Это вызовет увеличение Е и уменьшение
и М до тех пор, пока снова не наступит равновесие моментов
и уменьшение динамического момента до нуля (рис. 9.7).
При увеличении
явления развиваются в обратном направлении. Следует отметить, что резких изменений
при регулировании допускать нельзя, так как U и Е по (9.10) являются близкими по значению и небольшое изменение Ф d и Е ведет к большим изменениям
и М.
Аналогично происходит переход к новому режиму при изменении других внешних условий (например, введение сопротивления в цепь якоря), а также в двигателях с иными способами возбуждения. Из изложенного следует, что поведение двигателя при установившемся режиме работы и переходах к новому режиму всецело определяется уравнениями равновесия моментов (9.7) и напряжения цепи якоря (9.10).