Наименование факторов | Угрозы (-) для бизнеса | |||
Состояние факторов | Оценка влияния факторов, балл | |||
1. Ресурсы: | ||||
Наличие ресурсов требуемого качества | Нефть – не возобновляемый ресурс. | -8 | ||
Динамика цен на ресурсы | Рост цен на авиатопливо. | -6 | ||
Наличие посредников | Выплата денежных средств посредникам. | -4 | ||
2. Потребители: | ||||
Стабильность спроса | Стабильность спроса – высокая, однако, наблюдаются сезонные колебания спроса на авиабилеты, что связано с наступлением рабочего периода. | -7 | ||
Удаленность потребителей | Для людей, живущих за городом, требуется дополнительное время и транспорт для прибытия в аэропорт. | -3 | ||
3. Конкуренция: | ||||
Соперничество между имеющимися конкурентами | Существуют компании, которые активно вкладываются в свое развитие и продвижение. | -6 | ||
Угроза появления новых конкурентов | Вполне вероятно, но пока не наблюдалось. | -2 | ||
Угроза появления товаров и услуг-заменителей | Использование альтернативных видов транспорта. | -8 | ||
4. Государственные законы и постановления:
| ||||
Состояние законодательной базы в РФ | Существующее правовое поле Российской Федерации пока не отличается совершенством. | -4 | ||
Государственный контроль обеспечения безопасности | Наблюдались случаи допущения особо опасных ситуаций | -5 |
Вывод: Итак, видим, что на рынках авиабилетов наблюдается усиление конкуренции, что приводит к объединению предприятий. Оценим структуру рассматриваемых рынков, чтобы выбрать наилучшую конкурентную стратегию. Для этого рассчитаем следующие показатели концентрации рынка:
Оценка конкурентной позиции фирмы в отрасли
1) Коэффициент концентрации, % (CRk):
CRk = Σsi, i = 1… k, где
si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %
k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчета коэффициента
Авиабилеты: CR4 = 34 + 16 + 10 + 2 = 72 %
2) Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
HHI = Σsi2, i = 1… n, где
si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %
n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке
Авиабилеты: HHI = 352 + 162 + 102 + 22 + 42 + 102 +82 +62 + 32 + 62 = 1 846
Таким образом, значения показателей CR4 и HHI свидетельствуют о том, что рынок авиабилетов ПАО «Аэрофлот» высококонцентрированный.
3) Коэффициент относительной концентрации (К):
К = (20+3β)/α
β – доля числа крупнейших предприятий в общей численности предприятий, %
α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %
Авиабилеты: К = (20+3*4/15)/72 = 0,29
Коэффициент К ≤ 1, что означает высокая степень концентрации конкурентов на рынке, рыночная власть предприятий велика.
4) Коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм (σ2) и коэффициент вариации (ν)
|
|
σ2 = (1/n)Σ(lnsi- lnŝ)2
ν = (σ/s)*100
σ = √[(1/n)Σ(si – ŝ)], i = 1…n
si – доля продаж i-го предприятия на рынке
ŝ – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n
n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке
ТАБЛИЦА 5
n | si | lnsi | (lnsi- lnŝ) | (lnsi- lnŝ)^2 | ŝ = (1/n)*100 | 10 |
1 | 35 | 3,56 | 1,26 | 1,59 | ln ŝ | 2,30 |
2 | 16 | 2,77 | 0,47 | 0,22 | σ2 | 0,72 |
3 | 10 | 2,3 | 0 | 0,00 | σ | 0,85 |
4 | 2 | 0,69 | -1,61 | 2,59 | ν | 0,07 |
5 | 4 | 1,39 | -0,91 | 0,83 | ||
6 | 10 | 2,3 | 0 | 0,00 | ||
7 | 8 | 2,08 | -0,22 | 0,05 | ||
8 | 6 | 1,79 | -0,51 | 0,26 | ||
9 | 3 | 1,1 | -1,2 | 1,44 | ||
10 | 6 | 1,79 | -0,51 | 0,26 | ||
Итого: | 7,24 |
Дисперсия (σ2) определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство занимаемых ими размеров рынка. Чем больше дисперсия, тем более неравномерен и более концентрирован рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупных предприятий на рынке. Дисперсия рынка авиабилетов составляет 0,72, что говорит о недостаточной концентрированности рынка.
Чем ниже коэффициент вариации (ν = 0,07), тем равномернее распределение объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации.
5) Коэффициент Джини (G):
G = (1/nAn)│Σ(i-1)Ai – iAi-1│
Ai – накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке
An – сумма значений долей всех предприятий на рынке
n - число предприятий на рынке
ТАБЛИЦА 6
n | 1/nAn | si | Ai | (i-1) | (i-1)Ai | Ai-1 | i*Ai-1 | │(i-1)Ai - i*Ai-1│ |
1 | 0,01 | 35 | 35 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0,005 | 16 | 51 | 1 | 51 | 35 | 70 | 19 |
3 | 0,003 | 10 | 61 | 2 | 122 | 51 | 153 | 31 |
4 | 0,003 | 2 | 63 | 3 | 189 | 61 | 244 | 55 |
5 | 0,002 | 4 | 67 | 4 | 268 | 63 | 315 | 47 |
6 | 0,004 | 10 | 77 | 5 | 385 | 67 | 402 | 17 |
7 | 0,001 | 8 | 85 | 6 | 510 | 77 | 539 | 29 |
8 | 0,002 | 6 | 91 | 7 | 637 | 85 | 680 | 43 |
9 | 0,001 | 3 | 94 | 8 | 752 | 91 | 819 | 67 |
10 | 0,002 | 6 | 100 | 9 | 900 | 94 | 940 | 40 |
Итого: | 348 |
G = 0,64
Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и, следовательно, при прочих равных условиях, выше уровень концентрации. В нашем случае значение показателя Джини указывает на то, что существуют компании, у которых большая роль на рынке, в данном случае – это авиакомпания «Аэрофлот».
Конкурентная позиция основных предприятий, осуществляющих авиаперелеты.
Выявим конкурентную позицию ПАО «Аэрофлот» на рынках авиабилетов (рис. 1). В качестве конкурентов возьмём топ-10 авиакомпаний России. Для наглядности нанесем в декартовой системе координат с осями: привлекательность отрасли (среднеотраслевой уровень рентабельности затрат) и конкурентоспособность предприятия, – рассматриваемое предприятие и его основных конкурентов в виде окружности с диаметром, соответствующим доле рынка предприятия. Расчет показателей конкурентоспособности предприятий, реализующих авиаперевозки, приведен в табл.1.
Рисунок 1. Конкурентная позиция ПАО «Аэрофлот» (включает в себя 4 авиакомпании: «Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Аврора») на рынке авиаперевозок в 2018 году.
1 – Аврора (доля рынка – 2 %)
2 – Red Wings (доля рынка – 3 %)
3 – Победа (доля рынка – 9 %)
4 – Оренбургские авиалинии (доля рынка – 4 %)
5 – Ямал (доля рынка – 7 %)
6 – ЮТэйр (доля рынка – 6 %)
7 – Уральские авиалинии (доля рынка – 11 %)
8 – Россия (доля рынка – 13 %)
9 – S7 (доля рынка – 15 %)
10 – Аэрофлот (доля рынка – 20 %)
Вывод: Из рисунка 1 видно, что при доле авиакомпаний на рынке авиаперевозок неравномерны (Аэрофлот - 20%, Россия – 13%, Победа – 9%, Аврора – 2%), конкурентоспособность авиакомпаний в составе ПАО «Аэрофлот» так же неравномерна (Аэрофлот – 3,9, Россия – 2,9, Победа – 1,6 %, Аврора – 1,1 %). Можно сделать вывод о том, что необходимо развивать компании «Аврора» и «Победа», так как их показатели находятся на последних местах, в то время как «Россия» и «Аэрофлот» занимают начальные строчки по показателям.
|
|
ТАБЛИЦА 7