Анализ внешней микроэкономической среды ПАО «Аэрофлот» по угрозам

Наименование факторов

Угрозы (-) для бизнеса

Состояние факторов Оценка влияния факторов, балл

1. Ресурсы:

Наличие ресурсов требуемого качества Нефть – не возобновляемый ресурс. -8
Динамика цен на ресурсы Рост цен на авиатопливо. -6
Наличие посредников Выплата денежных средств посредникам. -4

2. Потребители:

Стабильность спроса Стабильность спроса – высокая, однако, наблюдаются сезонные колебания спроса на авиабилеты, что связано с наступлением рабочего периода. -7
Удаленность потребителей Для людей, живущих за городом, требуется дополнительное время и транспорт для прибытия в аэропорт. -3

3. Конкуренция:

Соперничество между имеющимися конкурентами Существуют компании, которые активно вкладываются в свое развитие и продвижение. -6
Угроза появления новых конкурентов Вполне вероятно, но пока не наблюдалось. -2
Угроза появления товаров и услуг-заменителей Использование альтернативных видов транспорта. -8

4. Государственные законы и постановления:

Состояние законодательной базы в РФ Существующее правовое поле Российской Федерации пока не отличается совершенством. -4
Государственный контроль обеспечения безопасности Наблюдались случаи допущения особо опасных ситуаций -5

Вывод: Итак, видим, что на рынках авиабилетов наблюдается усиление конкуренции, что приводит к объединению предприятий. Оценим структуру рассматриваемых рынков, чтобы выбрать наилучшую конкурентную стратегию. Для этого рассчитаем следующие показатели концентрации рынка:

Оценка конкурентной позиции фирмы в отрасли

1) Коэффициент концентрации, % (CRk):

CRk = Σsi, i = 1… k, где

si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %

k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчета коэффициента

Авиабилеты: CR4 = 34 + 16 + 10 + 2 = 72 %

2) Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

HHI = Σsi2, i = 1… n, где

si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %

n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке

Авиабилеты: HHI = 352 + 162 + 102 + 22 + 42 + 102 +82 +62 + 32 + 62 = 1 846

Таким образом, значения показателей CR4 и HHI свидетельствуют о том, что рынок авиабилетов ПАО «Аэрофлот» высококонцентрированный.

3) Коэффициент относительной концентрации (К):

К = (20+3β)/α

β – доля числа крупнейших предприятий в общей численности предприятий, %

α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %

Авиабилеты: К = (20+3*4/15)/72 = 0,29

Коэффициент К ≤ 1, что означает высокая степень концентрации конкурентов на рынке, рыночная власть предприятий велика.

4) Коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм (σ2) и коэффициент вариации (ν)

σ2 = (1/n)Σ(lnsi- lnŝ)2

ν = (σ/s)*100

σ = √[(1/n)Σ(si – ŝ)], i = 1…n

si – доля продаж i-го предприятия на рынке

ŝ – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n

n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке

ТАБЛИЦА 5

n

si

lnsi

(lnsi- lnŝ)

(lnsi- lnŝ)^2

ŝ = (1/n)*100 10

1

35

3,56 1,26

1,59

ln ŝ 2,30

2

16

2,77 0,47

0,22

σ2 0,72

3

10

2,3 0

0,00

σ 0,85

4

2

0,69 -1,61

2,59

ν 0,07

5

4

1,39 -0,91

0,83

   

6

10

2,3 0

0,00

   

7

8

2,08 -0,22

0,05

   

8

6

1,79 -0,51

0,26

   

9

3

1,1 -1,2

1,44

   

10

6

1,79 -0,51

0,26

   

Итого:

7,24

   

Дисперсия (σ2) определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство занимаемых ими размеров рынка. Чем больше дисперсия, тем более неравномерен и более концентрирован рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупных предприятий на рынке. Дисперсия рынка авиабилетов составляет 0,72, что говорит о недостаточной концентрированности рынка.

Чем ниже коэффициент вариации (ν = 0,07), тем равномернее распределение объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации.

5) Коэффициент Джини (G):

G = (1/nAn)│Σ(i-1)Ai – iAi-1

Ai – накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке

An – сумма значений долей всех предприятий на рынке

n - число предприятий на рынке

ТАБЛИЦА 6

n

1/nAn

si

Ai

(i-1)

(i-1)Ai

Ai-1

i*Ai-1

│(i-1)Ai - i*Ai-1

1

0,01

35

35

0

0

0 0

0

2

0,005

16

51

1

51

35 70

19

3

0,003

10

61

2

122

51 153

31

4

0,003

2

63

3

189

61 244

55

5

0,002

4

67

4

268

63 315

47

6

0,004

10

77

5

385

67 402

17

7

0,001

8

85

6

510

77 539

29

8

0,002

6

91

7

637

85 680

43

9

0,001

3

94

8

752

91 819

67

10

0,002

6

100

9

900

94 940

40

Итого:

348

G = 0,64

Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и, следовательно, при прочих равных условиях, выше уровень концентрации. В нашем случае значение показателя Джини указывает на то, что существуют компании, у которых большая роль на рынке, в данном случае – это авиакомпания «Аэрофлот».

Конкурентная позиция основных предприятий, осуществляющих авиаперелеты.

Выявим конкурентную позицию ПАО «Аэрофлот» на рынках авиабилетов (рис. 1). В качестве конкурентов возьмём топ-10 авиакомпаний России. Для наглядности нанесем в декартовой системе координат с осями: привлекательность отрасли (среднеотраслевой уровень рентабельности затрат) и конкурентоспособность предприятия, – рассматриваемое предприятие и его основных конкурентов в виде окружности с диаметром, соответствующим доле рынка предприятия. Расчет показателей конкурентоспособности предприятий, реализующих авиаперевозки, приведен в табл.1.

Рисунок 1. Конкурентная позиция ПАО «Аэрофлот» (включает в себя 4 авиакомпании: «Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Аврора») на рынке авиаперевозок в 2018 году.

1 – Аврора (доля рынка – 2 %)

2 – Red Wings (доля рынка – 3 %)

3 – Победа (доля рынка – 9 %)

4 – Оренбургские авиалинии (доля рынка – 4 %)

5 – Ямал (доля рынка – 7 %)

6 – ЮТэйр (доля рынка – 6 %)

7 – Уральские авиалинии (доля рынка – 11 %)

8 – Россия (доля рынка – 13 %)

9 – S7 (доля рынка – 15 %)

10 – Аэрофлот (доля рынка – 20 %)

Вывод: Из рисунка 1 видно, что при доле авиакомпаний на рынке авиаперевозок неравномерны (Аэрофлот - 20%, Россия – 13%, Победа – 9%, Аврора – 2%), конкурентоспособность авиакомпаний в составе ПАО «Аэрофлот» так же неравномерна (Аэрофлот – 3,9, Россия – 2,9, Победа – 1,6 %, Аврора – 1,1 %). Можно сделать вывод о том, что необходимо развивать компании «Аврора» и «Победа», так как их показатели находятся на последних местах, в то время как «Россия» и «Аэрофлот» занимают начальные строчки по показателям.

 

 



ТАБЛИЦА 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: