Рекомендации к выполнению задания по разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов.
Групповое воспитательное мероприятие должно иметь социально-педагогическую направленность и может быть проведено в следующих формах:
1. Социальная акция;
2. КТД.
Темы социальных акций могут быть связаны с тематикой молодежных проектов, участвующих во Всероссийском конкурсе, направленных на вовлечение молодежи в творческую деятельность, повышение ее гражданской активности и формирование здорового образа жизни молодого поколения. (Проекты «Технология добра», «Информационный поток», «Арт-квадрат», «Беги за мной», «Наша общая Победа» и др.).
Коллективное творческое дело (КТД) – одно из эффективных воспитательных средств, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.
Целевой и содержательный аспекты стадий коллективного творческого дела:
|
|
Первая стадия – стартовая беседа.
Вторая стадия – коллективное планирование.
Третья стадия – коллективная подготовка.
Четвертая стадия – проведение КТД.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов.
Занятие №11.
Практикум по теме «Социально-педагогическая защита прав ребенка»
Задания:
Задание №1: Работа с текстом Конвенции и конституции. (Кейс 1)
Вы уже знаете, что Конвенция содержит 54 статьи, каждая из которых детально рассматривает различные права. Эти права условно могут быть разбиты на 4 категории:
- Права на выживание
- Права на развитие
- Права на защиту
- Права на участие
Найдите в тексте Конвенции статьи, раскрывающие содержание названных прав.
Кейс 2.
Выполните задания, связанные с оценкой ситуации в нашем государстве
Вам необходимо выявить проблемы, которые звучат в тексте, установить причины, предложить пути решения этих проблем.
Текст 1.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.
|
|
Вам необходимо выявить проблемы, которые звучат в тексте, установить причины.
Проблема | Причина проблемы | Пути решения |
Текст 2
В мире насчитывается 2,1 миллиона детей ВИЧ-инфицированных. В России эта цифра составляет около 43 тысяч детей. Каждый день в России в среднем рождается примерно 4950 детей. Из них 2423 девочки и 2527 мальчики.
Около 50% детей рожденных в России, имеют психологические отклонения. По статистике 35% детей в России рождаются с врожденными заболеваниями. 12% детей в России рождаются не доношенными. Число детей инвалидов в стране составляет более 500 000 (2%).
Текст 3.
В России около 2 миллионов неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок.
Серьезные нарушения прав ребенка имеются и в области образования. Это и чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны многих педагогов, и низкое материально-техническое обеспечение учебного процесса, имеющие место необоснованные переводы детей в коррекционные классы, спецшколы и т.д.
Текст 4.
Ухудшение и без того тяжелого положения детей, снижение уровня жизни и реальных доходов родителей, обвальное закрытие и сокращение культурно-досуговых, спортивных, творческих и других детских учреждений, сокращение финансирования социальных программ, неисполнение федеральных и региональных законов, направленных на охрану и защиту прав детей, приводит к тому, что у значительной их части формируются антиобщественные взгляды, способствующие росту детской преступности.
Текст 5.
Значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14. По различным оценкам, детская преступность уже составляет от 30 до 40% от общего количества преступлений, совершенных в государстве.
Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослых (количество таких преступлений возросло более чем в два раза, так, за год выявляется 25—30 тысяч преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет, регистрируется свыше 80 тысяч случаев сексуального насилия или развратных действий), но и становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.
Задание №2:
Определите характер юридической ответственности за правонарушения в отношении детей.
- Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о жестоком обращении родителей с детьми.
- Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о работе ребёнка в 13 лет в магазине родителей.
- Органы опеки и попечительства проигнорировали сигнал о том, что малолетний ребёнок занимается попрошайничеством.
- Нежелание матери забрать новорожденного ребёнка из родильного дома.
- Мама оставила в коляске на морозе ребёнка, а сама ушла в кафе.
- Отказ родителям директором школы в приёме в 1 класс ребёнка с синдромом Дауна.
- Отказ родителям директором школы в приёме в 1 класс ребёнка-инвалида ДЦП.
- Отказ родителям директором школы в приёме в 1 класс ребёнка-инвалида по зрению.
- Прекращение опекуном имущественного содержания подопечного.
- Продажа опекуном квартиры подопечного третьему лицу без согласия органов опеки и попечительства.
11. Использование детского труда в корыстных целях приёмными родителями.
12. Отказ взрослых детей от содержания престарелых родителей.
Занятие №12.
Тема: Партнерское взаимодействие социального педагога по социальной защите детей.
Вопросы и задания:
1. Организация совместной деятельности социального педагога с администрацией и членами педагогического коллектива школы по социальной защите детей.
|
|
Охарактеризуйте Малый круг профессионального взаимодействия социального педагога. (Директор школы, зам.директора по УВР, зам. директора ВР, социальный педагог, классные руководители, учителя- предметники, психологи, мед.работники школы, логопед).
Приведите примеры, ситуации по каждому виду взаимодействия. (Например, социальный педагог и классный руководитель осуществляют взаимодействие в решении вопроса о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных учащимся школы. Назовите конкретные меры)
2. Опишите алгоритм взаимодействия с членами педагогического коллектива.
3. Охарактеризуйте Большой кругвзаимодействия социального педагога по социальной защите детей.
· Отдел опеки попечительства и усыновления
· ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних)
· ПМС-центр (психологический центр сопровождения)
· ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)
· ПСЗН (центр социальной защиты, отдел материнства и детства)
· ЦЗН (центр занятости населения)
· КДН (комиссия по делам несовершеннолетних)
- Молодежные организации
- Медицинские учреждения города
- Организации по медицинскому страхованию
- Центр пенсионного обеспечения населения.
- Прокуратура
Приведите примеры, ситуации по каждому виду взаимодействия
4. Партнерское взаимодействие социального педагога с психологом по социальной защите детей. Алгоритм взаимодействия социального педагога с психологом. Приведите примеры, ситуации.
Занятие №13