СЕМИНАРЫ
«Методика и технологии социально-педагогической деятельности»
Занятие №1. Тема Социально - педагогические технологии с детьми группы риска
Вопросы и задания:
1. Дети группы риска.
2. Выявление детей группы риска. Методы диагностики.
3. Разработка программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общественностью.
4. Принципы работы социального педагога с детьми группы риска.
5. Социально- педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.
6. Технологии социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.
7. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми группы риска.
Занятие №2. Тема Социально - педагогические технологии с детьми с девиантным поведением
Вопросы и задания:
1. Индивидуальные групповые коллективные методы работы с подростками девиантного поведения.
2. Особенности социально-профилактического и социально-педагогического подходов в предупреждении и профилактике девиантного поведения подростков.
3. Методики диагностики предрасположенности к аддиктивному поведению.
4. Социально – педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения.
5. Социально – педагогическая реабилитация подростков с химическими и нехимическими аддикциями.
Список литературы:
1. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
2. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. вузов / М. В. Шакурова. - 4-изд., стер. - М.: Академия, 2007. – 265.
3. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001.
Занятие № 3. Тема Методика работы с одаренными детьми
Вопросы и задания:
1. Почему мы считаем, что одаренность является отклонением от нормы?
2. Какие есть виды одаренности?
3. Охарактеризуйте различные качества одаренного ребенка.
4. Каковы воспитательные задачи родителей по отношению к одаренному ребенку?
5. Какие основные принципы отбора учителей для работы с одаренными детьми вы знаете?
6. Почему одаренные дети входят в группу риска по решению Всемирной организации здравоохранения?
Задания по микрогруппам:
1. Выработайте рекомендации, которые можно было бы предложить классным руководителям, воспитывающим одаренных детей (работа по группам).
2. Предложите программу сопровождения одаренного ребенка в школе по виду одаренности (по вашему выбору).
3. Разработайте сценарий праздника интеллекта, конкурса знатоков, конференции, слета отличников, турнир знатоков и т.п.
4. Составьте анкету для родителей, имеющих одаренного ребенка (сформулируйте цель анкетирования, возраст ребенка, тип семьи, вопросы анкеты).
5. Напишите рекомендательное письмо родителям талантливого ребенка.
Список литературы:
1. Бурменская Г.В., Слуцкий В.Н. Одаренные дети. – М., 1991.
2. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 2000.
3. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. вузов / М. В. Шакурова. - 4-изд., стер. - М.: Академия, 2007. – 265.
4. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001.
Рекомендации для выполнения задания (разработка программы социально-педагогического сопровождения одаренного подростка)
Алгоритм разработки программы социально-педагогического сопровождения одаренного подростка:
1. Накопление информации по обозначенной проблеме, сбор необходимого материала.
2. Обоснование актуальности программы.
3. Определение цели и задачи программы.
4. Определение содержания программы, форм и методов социально-педагогического сопровождения одаренного подростка.
Структура программы социально-педагогического сопровождения одаренного подростка:
1. Пояснительная записка
- актуальность программы
- цель и задачи программы
- принципы реализации программы
2. Содержание программы
- формы работы с учащимся;
- методы.
3. Предполагаемые результаты реализации программы
Занятие №4. Тема Организация работы с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности
Вопросы и задания:
1. Феномен одаренности в психолого-педагогических исследованиях. Виды одаренности.
2. Условия для развития одаренного ребенка в условиях образовательного пространства.
3. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Социально-педагогическое сопровождение в муниципальном образовательном пространстве.
4. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
Задания:
Изучите материалы всероссийской конференции «Современные образовательные практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования» М., 2017
Темы дискуссии на конференции:
· Развитие системы работы с одаренными детьми в условиях изменений, развития технологической и коммуникационной среды, формирования новых требований к компетенциям и навыкам детей, взросление и активный возраст которых придется на эпоху интеллектуальной экономики.
· Развитие доступности инструментов выявления талантливых детей и работы с одаренными детьми в малых городах и селах, в которых нет возможности регулярного участия в конкурсных мероприятиях, нет возможности для поступления в специализированные школы.
· Организация регулярного информационного обмена между Москвой и регионами, создание партнерских сетей и профильных объединений, как для создания единой информационной среды для педагогов, так и механизмов социальной мобильности для талантливых детей и подростков.
· Поиск новых форм и подходов к работе с одаренными детьми. Необходимость смены устоявшейся парадигмы поиска и воспитания талантов в пользу новых моделей, включающих социальную мотивацию.
2. Определите круг проблем в области работы с одаренными детьми, которые были обсуждены на площадках конференции.
3. Охарактеризуйте пути решения проблем (методы, формы организации деятельности с одаренными детьми в условиях изменений, развития технологической и коммуникационной среды).
Литература:
1. Гришина А.В. Разработка моделей социального сопровождения одаренных детей, направленного на решение социальных вопросов и социальной защиты одаренного ребенка: методическое пособие / науч.ред. И.В. Абакумова. – М.: Изд-во «КРЕДО», 2012.
2. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
3. Материалы всероссийской конференции «Современные образовательные практики работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования» М., 2017, [Электронный ресурс], режим доступа: http://nasha-molodezh.ru/society/itogi-rabotyi-konferentsii-obrazovatelnyih-praktik-rabotyi-s-odarennyimi-detmi.html
4. Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» Инструктивно-методическое письмо по работе с одаренными детьми в образовательных организациях Белгородской области в 2017-2018 учебном году, [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.beluo31.ru/doc/imp.PDF
4. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие. / под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 291 с.






