Тема 3. Гегельянство и марксизм

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ФИЛОСОФИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

МОДУЛЬ 3

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ 8

«Современная философия»

 

Оглавление

 

Введение. 2

Содержательная часть. 2

Тема 1. Характерные черты современной философии. 2

Лекция. 3

Тема 2. Немецкий идеализм. 3

Лекция. 3

Тема 3. Гегельянство и марксизм. 6

Лекция. 6

Тема 4. Становление иррационалистической философии. 8

Лекция. 8

Тема 5. Утилитаризм. 9

Лекция. 9

Тема 6. Философия жизни и экзистенциализм. 10

Лекция. 10

Тема 7. Прагматизм. 12

Лекция. 12

Тема 8. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм. 13

Лекция. 13

Тема 9. Феноменология. 15

Лекция. 15

Тема 10. Структурализм и постструктурализм. 16

Лекция. 16

Тема 11. Постмодернизм. 18

Лекция. 18

Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации по дисциплине. 19

Рекомендуемая литература. 20

Формы аттестации и оценочные материалы по дисциплине. 22

Введение

Дисциплина «Современная философия» является составной частью цикла дисциплин по зарубежной философии и заключительной среди курсов этого цикла. Рассматриваемый период охватывает немногим более двух последних столетий, но это самая разнообразная эпоха в плане философских школ. Изучение данной дисциплины актуально в силу того, что она показывает разнообразие современных подходов, закладывает базовые идеи современного мировоззрения. Изучение данной дисциплины обеспечивает формирование у слушателей общекультурных и профессиональных компетенций, вырабатывает у них умение анализировать и критически подходить к рассмотрению идей и теорий.

Цель – ознакомить слушателей с систематическим изложением основных исторических этапов возникновения и развития философской мысли в современную эпоху, развить умение анализировать и сопоставлять мировоззренческие основания различных теорий, критически осваивать идеи, понятия, способы рассуждения и аргументации, разработанные философами этого времени.

Задачи:

1) сформировать целостное представление о современной философии, проследив последовательность и преемственность главных идей и теорий;

2) осветить наиболее значимые философские учения, познакомить с их создателями в контексте истории, раскрывая ценностные ориентиры изучаемой эпохи;

3) раскрыть содержание основных понятий дисциплины.

Содержание раскрываемых в рамках данной дисциплины вопросов опирается на отечественные и зарубежные работы в области философии.

Приобретаемые при изучении дисциплины знания являются необходимыми при выполнении трудовых функций в соответствии с квалификационными требованиями профстандарта педагога к знанию содержания преподаваемого материала.

 

Содержательная часть

Тема 1. Характерные тенденции современной философии

Периодизация современной философии. Философские направления современности.

 

Лекция

Современный период философии обычно относят к XIX-XXI векам. Наряду со значительными научными и политическими революциями этот период характеризуется обилием новых философских движений. В дополнение к сделанным наработкам в период Нового времени и эпохи Просвещения (ранняя современность), в современный период наблюдается подъём в немецком идеализме, гегельянстве, экзистенциализме, марксизме, позитивизме, неопозитивизме (логическом позитивизме), постпозитивизме, утилитаризме, прагматизме, философии языка, логицизме, феноменологии, и в более современных направлениях – структурализме, постструктурализме, постмодернизме и деконструктивизме. Оценить современную философию каким-то определённым образом невозможно из-за многообразия школ и направлений философского поиска. Важно отметить, что, как и прежде, в философии доминируют антитеза рационализма и иррационализма. Наряду с признанием роли разума в восприятии мира, его место часто замещается ролью чувств, эмоций, интуиции, воли, то есть иррациональных форм восприятия.

 

Тема 2. Немецкий идеализм

Немецкий идеализм. Тождество бытия и мышления. Кант: трансцендентальный идеализм, «вещь в себе», антиномии, этика долга, категорический императив. Фихте: наукоучение, «Я» и «не-Я». Шеллинг: система трансцендентального идеализма, философии природы, философии искусства. Гегель: объективный и диалектический идеализм, «Абсолютная идея», законы и категории диалектики, развитие.

 

Лекция

Конец XVIII - начало XIX веков в Германии характеризуются расцветом идеалистической философии. Этот период называют периодом немецкого идеализма или немецкой классической философии. Он открывается началом «критического периода» в философии Канта. Заканчивается рассматриваемый период датой смерти немецкого идеалиста Гегеля. Наиболее известными мыслителями этого направления были И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель.

Немецкий идеализм – это форма идеализма, имеющая свои отличия. Ранее объективные идеалисты, типа Платона, утверждали, что реальность, в конечном счёте, является интеллектуальной, а не материальной, или субъективные идеалисты, типа Беркли, полагали, что существование объектов зависит от ума. Немецкие идеалисты отвергают различия, устанавливаемые этими взглядами. Помимо того, что они отвергают различие между материальным и формальным, а также различие между реальным и идеальным, Фихте, Шеллинг и Гегель также отвергают различие между бытием и мышлением, что ещё более усложняет взгляды немецких идеалистов на метафизику и теорию познания. Идеализм Канта – это самая умеренная форма немецкого идеализма.

Иммануил Кант (1724-1804) в работах«Критика чистого разума» (1781) и «Пролегомены ко всякой будущей метафизике» (1783) попытался определить, что мы можем познать, используя разум, независимый от какого-либо опыта. Он пришёл к выводу, что мы можем прийти к познанию внешнего мира через опыт, но наши знания будут ограничены рамками правил, в которых наш разум может работать. Пространство и время Кант делает формами интуиции, которые являются априорными (доопытными) формами, определяющими содержание наших ощущений, т.е. пространство и время оказались относительны и субъективны, не абсолютны (как до сих пор полагалось вплоть до И. Ньютона). Кант утверждал, что реально существующий материальный мир непознаваем (агностицизм), а человек может познать только явления (то, как мир является нашему сознанию). Таким образом, у Канта мир распадается на два автономных мира:

§ мир явлений / феноменов («вещей для нас»),

§ мир сущностей / ноуменов («вещей в себе»).

Человек может воспринять только внешнюю сторону вещей – мир явлений («вещь для нас»). А мир сущностей («вещей в себе») оказывается людям недоступен (мир трансцендентно идеален). Но, в конце концов, воспринимая явления, люди постепенно устанавливают законы, по которым мир явлений работает (т.е. познание реально), – в принципе, большего человеку и не требуется. При попытке решить вопросы, выходящие за пределы конечной человеческой жизни (о бесконечности и конечности мира и т.д.), разум человека впадает в антиномии (неразрешимые противоречия), которые в принципе оказываются разрешимы, если их развести по двум мирам – миру явлений и миру «вещей в себе». Всё конечное, случайное, несвободное оказывается в мире явлений, а бесконечное, необходимое и свободное – в трансцендентном, недоступном в истинном познании, мире «вещей в себе». Свою систему Кант назвал трансцендентальным идеализмом.

В следующей своей работе «Критике практического разума» (1788) Кант с помощью практической философии позволяет человеку частично выйти в трансцендентный мир «вещей в себе». И то, что человеку не удавалось сделать с помощью теоретической философии, оказывается возможным с помощью моральной философии. Этика долга (как безусловное долженствование) позволяет человеку стать свободным в своих действиях, независимым от внешних условий. Нравственное поведение должно определяться категорическим императивом: «человек всегда есть цель, и никогда – средство» и человек должен поступать так, как если бы его поведение могло стать всеобщей максимой (образцом поведения для всех).

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) радикализировал идеализм Канта. Фихте утверждал, что принцип представления (т.е. явления вещи нашему сознанию) не был фактом сознания, а скорее актом, посредством которого сознание производит различие между субъектом и объектом, полагая различие между «Я» и «не-Я». Эта проницательность стала основой «Наукоучения» (1796) Фихте. За ней вскоре последовали «Основы естественного права» (1797) и «Система учения о нравственности» (1798). В более поздние годы Фихте представил ряд существенно разных версий наукоучения на лекциях в Берлине.

Фридрих Вильгельм Иосиф фон Шеллинг (1775-1854) был восторженным сторонником философии Фихте, которую он защищал в ранних работах, таких как «”Я” как принцип философии» (1795), и где утверждал, что «Я» – безусловное условие, как бытия, так и мышления. Потому что существование «Я» предшествует всем мыслям (я должен существовать, чтобы думать), и потому, что мышление определяет всё бытие (вещь – не что иное, как объект мысли). В последующих работах, таких как «Система трансцендентального идеализма» (1800), однако, Шеллинг проводил другой курс, утверждая, что существенное и изначальное единство бытия и мышления можно понять с двух разных направлений, начиная либо с природы, либо с духа. Это можно было бы вывести из абсолюта «Я», как это сделал Фихте, но он может также возникнуть из бессознательных, но динамических сил природы. Показывая, как эти два разных подхода дополняют друг друга, Шеллинг думал, что он доказал, как можно преодолеть различие между бытием и мышлением, природой и духом. Близость Шеллинга с популярным в то время романтизмом очевидна из его работ по философии природы и философии искусства, которые он представил в своих трудах «Идеи к философии природы» (1797), «Система трансцендентального идеализма» (1800) и «Философия искусства» (1802-1803).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в 1801 году опубликовал свой первый независимый вклад в немецкий идеализм – работа «Разница между Фихте и системой философии Шеллинга» (1801), в которой он отличает «субъективный» идеализм Фихте от «объективного» или «абсолютного» идеализма Шеллинга. Гегель подверг критике метафизический распад мира Канта на «мир явлений» и «мир сущностей». Гегель был представителем объективного идеализма и диалектического идеализма.

Вклад Гегеля в логику гораздо более значителен, чем в систему идеализма. Его «Наука логики» (1812) не относится к прежним дебатам о формальной или общей логике, она описывает диалектическую логику развития духа. В основу своей системы он положил принцип тождества бытия и мышления, который проявляется в логическом развитии некой «Абсолютной идеи», под которой подразумевался человеческий разум, но очищенный от разных субъективных качеств, оторванный от человека и противопоставленный ему как сверхъестественное. В этой связи хорошо известен тезис Гегеля «что разумноереально, а что реальное – разумно». Абсолютная идея проходит три основных этапа своего развития. Сначала раскрывает себя в «чистой форме», то есть в самой себе (вырабатывая всевозможные понятия), затем, на втором этапе, она трансформируется в форму «инобытия» (материальный мир – природа и общество), а на третьем этапе достигает высшей ступени непосредственно в самой философии Гегеля, тем самым как бы возвращаясь к исходной точке (идеального бытия в понятии, но уже осмысленного и систематизированного). Иными словами, цикл завершается, проходя три этапа своего развития. В системе философии Гегеля именно анализ универсальной закономерности развития является высшим развитием. Ведь Гегель представлял развитие всего мира как развитие духа, как логику духовного освоения мира. На этой основе он формулирует категории диалектики (мера, количество, качество, снятие, тезис, антитезис, синтез) и законы диалектики:

§ закон единства и борьбы противоположностей,

§ закон перехода количественных изменений в качественные,

§ закон отрицания отрицания.

Гегель также, вероятно, был первым философом, который думал об истории как о диалектическом процессе, в котором реальность может быть понята через трехступенчатую диалектику, начиная с неопределенного понятия (или тезиса) до определенного понятия (или антитезы), а затем разрешение (или синтез).

Таким образом, Гегель обнаружил, что логические формы являются отражением объективного мира. Несмотря на всю значимость диалектики, разработанной Гегелем, все же необходимо подчеркнуть глубокое противоречие его философии: в рамках идеализма идея развития не может быть выработана последовательно. Философская система Гегеля и её метод отрицали друг друга.

 

Тема 3. Гегельянство и марксизм

Правое гегельянство. Левое гегельянство. Фейербах: диалектика, отчуждение в религии, антропологический материализм. Марксизм: диалектический и исторический материализм, отчуждение в труде, производительные силы, производственные отношения, классы, эксплуатация, общественно-экономические формации.

 

Лекция

Гегельянство – философская школа, основанная на трудах немецкого философа-идеалиста Гегеля и философской традиции, которая началась с него; сосредоточена в Германии в середине XIX века.

Немецкие последователи Гегеля в Германии обычно делятся на два направления: правые гегельянцы (старогегельянцы) и левые гегельянцы (младогегельянцы).

Правые гегельянцы восприняли его философию в религиозно-консервативном направлении. Они считали, что цикл исторической диалектики завершён и, что прусское общество стало кульминацией всего социального развития. Среди них были Иоганн Филипп Габлер (1753-1826), Карл Фридрих Гёшель (1784-1861), Иоганн Карл Фридрих Розенкранц (1805-1879) и Иоганн Эдуард Эрдманн (1805-1892).

Левые гегельянцы (или младогегельянцы) подчёркивали антихристианские тенденции системы Гегеля и считали, что впереди ещё есть диалектические перемены. Более радикальные из них не соглашались со многими выводами Гегеля, но нашли его диалектический подход очень полезным. Среди них были Людвиг Фейербах, Дэвид Фридрих Штраус (1808-1874), Иоганн Поль Фридрих Рихтер (1763-1825), Бруно Бауэр (1809-1882), Фридрих Энгельс (1820-1895) и Карл Маркс.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) предположил, что Гегель ошибочно перевернул отношения между людьми и Абсолютом, начав историю с развития идеального духа, а не с материального мира. В работе «Сущность христианства» (1841) он утверждал, что религия есть перенос человеческих качеств на бога (отчуждение [1] человека в религии). Устранение остатков духовной зависимости, отказ от религии как веры в Бога, и создание религии человека (где будет «Человек человеку – Бог»), по мнению Фейербаха, выраженному в работе «Основные положения философии будущего» (1843), позволит людям преодолеть отчуждение и наслаждаться гуманистическими отношениями в жизни. Позиция Фейербаха обозначается как антропологический материализм.

Марксизм – это направление социально-экономического анализа, который основывает капитализм на парадигме эксплуатации, анализирует классовые отношения и социальные конфликты, используя материалистическую интерпретацию исторического развития и принимая диалектический взгляд на социальные преобразования. Основывается на произведениях немецких философов XIX века К. Маркса и Ф. Энгельса.

Карл Маркс (1818-1883) в своём диалектическом и историческом материализме соединил веру Гегеля в диалектическое развитие и историческую неизбежность с материалистической интерпретацией гегелевской диалектики у Фейербаха. Маркс считал, что основы реальности лежат в материальной базе экономики, а не в абстрактной мысли идеалистической философии. Основы экономического анализа были изложены Марксом в «Экономико-философских рукописях» (1844), где он утверждал, что условия современных индустриальных обществ неизменно приводят к отчуждению рабочих от продуктов собственного труда[2] и затем к обнищанию рабочего класса. В работах «Теория прибавочной стоимости» (1862) и «Капитал» (1867-95) Маркс предпринял попытку систематического изложения экономической теории. Он делит общество на два класса: эксплуататоры (капиталисты) и эксплуатируемые (рабочие) в зависимости от отношений собственности на средства производства. И выделяет три элемента экономики:

§ производительные силы,

§ производственные отношения,

§ природные ресурсы.

Природные ресурсы рассматривались как величина постоянная (т.к. в тот период ещё не было проблемы их исчерпания), поэтому на диалектический процесс они не влияли. В диалектические отношения вступают два другие элемента экономики. Производительные силы (рабочая сила + средства производства) уникальны – они способны к развитию и дают растущую прибавочную стоимость. Выплатив рабочему небольшую заработную плату, эксплуататор присваивает себе прибавочную стоимость; в итоге постепенно эксплуататоры богатеют, а рабочие нищают. Консервативным элементом в экономике оказываются производственные отношения. С течением времени наступает конфликт между малоподвижными производственными отношениями и развивающимися производительными силами, – это приводит к революции и установлению новых производственных отношений. Так у Маркса возникает теория общественно-экономических формаций: общество движется от рабовладельческого строя через феодальный к капиталистическому строю путём революций, и каждый строй характеризуется своими экономическими и политическими отношениями. Последняя революция – социалистическая – должна положить конец отчуждению рабочих от продуктов их труда и тогда будет общество социализма, где не будет классового деления и эксплуатации со всеми вытекающими негативными последствиями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: