Тема 10. Структурализм и постструктурализм

Структурализм. Структура и система языка. Автор, текст, читатель. Семиотика. Ф. де Соссюр. Московский лингвистический кружок. Р. Барт. Постструктурализм. Ж. Деррида. Метаязык.

 

Лекция

Структурализм – направление в философии и конкретно-научных исследованиях в гуманитарных науках, возникшее в 1920-30-е годы и получившее широкое распространение в 1950-60-е годы, особенно во Франции.

Структурализм пытается проанализировать конкретную область как сложную систему взаимосвязанных частей. Вообще говоря, структурализм считает, что вся человеческая деятельность и её продукты, даже восприятие и сама мысль, построены и не естественны, и в частности, что всё имеет смысл благодаря языку. Структурализм тесно связан с семиотикой, – изучением знаков, символов и общения, а также с тем, как строится и понимается смысл.

В основании структурализма можно выделить четыре идеи:

§ каждая система имеет структуру;

§ структура – это то, что определяет положение каждого элемента целого;

§ «структурные законы» касаются совместного сосуществования, а не изменений;

§ структуры – это «реальные вещи», которые лежат под внешним проявлением смысла.

Считается, что структурализм берет своё начало в работе швейцарского теоретика лингвистики Фердинанда де Соссюра (1857-1913) в начале XX века. Но вскоре структурализм стал применяться во многих других областях, включая философию, антропологию, психоанализ, социологию, теорию литературы и даже математику. В начале ХХ века Соссюр разработал науку знаков, основанную на лингвистике (семиотике или семиологии). Он считал, что любой язык – это просто сложная система знаков, выражающих идеи, с правилами, регулирующими их использование. Он назвал базовую абстрактную структуру языка, – «язык»[5], а конкретные проявления или воплощения, – «пароль»[6]. Он пришел к выводу, что любой индивидуальный знак является, по существу, произвольным и что нет естественной связи между обозначающим (например, слово «собака») и обозначаемым (например, ментальное понятие фактического животного).

В отличие от романтической или гуманистической модели, которые считают, что автор является отправной точкой или прародителем любого текста, структурализм утверждает, что любое произведение не имеет происхождения, и что автор просто обитает в уже существующей структуре («языке»), которая позволяет ему сделать любое конкретное предложение или рассказ («пароль»). Отсюда и мысль, что «язык говорит нами», а не то, что мы говорим на языке.

Значительный вклад в развитие структурной лингвистики внесли представители московского лингвистического кружка (Р. Якобсон), русской «формальной школы» (В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум) и пражского лингвистического кружка (Н. Трубецкой). Вариантами структурализма в лингвистике стали глоссематика (Л. Ельмслев), дистрибутивам (Э. Харрис), порождающая грамматика (Н. Хомский).

В послевоенное время структурализм получил широкое распространение в самых разных областях познания: в антропологии и социологии (К. Леви-Строс), литературоведении и искусствознании (Р. Барт, У. Эко), эпистемологии (М. Фуко, М. Серр), мифологии и религиоведении (Ж. Дюмезиль, Ж.-П. Вернан), политэкономии (Л. Альтюссер), психоанализе (Ж. Лакан).

Ролан Барт (1915-1980), в частности, полагал, что знак связан с идеологией и продемонстрировал, как средства массовой информации распространяют идеологические взгляды, основанные на способности заставить работать определенным образом знаки и изображения, передавая более глубокие, мифические смыслы в популярной культуре.

Постструктурализм – это движение в философии и литературной критике конца ХХ века, которое трудно подытожить, но в целом можно определить как противостояние популярному движению структурализма, которое предшествовало ему в 1950-х и 1960-х годах во Франции. В 1980-х годах он тесно сомкнулся с постмодернизмом, что осложняет их различие.

В отличие от структурализма, постструктурализм принадлежит эпохе постмодерна, что в значительной степени предопределяет многие существенные его характеристики. Постструктурализм также изучает язык, но смещает акцент при исследовании с автора на читателя. Главное отличие постструктурализма от структурализма заключается в его отказе от понятий структуры и системы, от структуралистского универсализма.

Глубокая связь между постструктурализмом и структурализмом состоит в том, что постструктурализм сохранил языково-знаковый взгляд на мир, а также практически осуществил намерение структурализма объединить научно-философский подход с искусством, рациональное с чувственным и иррациональным, учёного с художником.

Многие видные постструктуралисты, такие как Жак Деррида, Мишель Фуко и Роланд Барт, первоначально были структуралистами, но позже пришли к явному отказу от большинства прошлых идей.

В лекции «Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук» (1966) Жак Деррида (1930-2004) наложил некоторые теоретические ограничения на структурализм и выявил очевидную дестабилизацию или децентрализацию в интеллектуальной жизни (отодвигая исследовательское внимание с автора текста в пользу различных читателей). Это новое направление стало известно как постструктурализм.

Роланд Барт (1915-1980), изначально структуралист, в 1968 году в работе «Смерть автора» утверждал, как постструктуралист, что любой литературный текст имеет несколько значений и что автор не является главным источником смыслового содержания произведения. В своей работе «Элементы семиологии» (1967), он также выдвинул концепцию метаязыка, систематизированного способа говорить о таких понятиях, как смысл и грамматика, вне ограничений традиционного языка (первого порядка).

Среди других заметных постструктуралистов – Жиль Делез (1925-1995), Юлия Кристева (род. 1941), Умберто Эко (1932-2016), Жан Бодрийяр (1929-2007) и Джудит Батлер (род. 1956).

 

Тема 11. Постмодернизм

Модернизм. Постмодернизм. Игра, ирония, анархия, неопределенность, деконструкция. Ж.-Ф. Лиотар. Ж. Бодрийяр.

 

Лекция

Модернизм относится к реформистскому движению в искусстве, архитектуре, музыке, литературе и прикладном искусстве в конце XIX – начале ХХ веков. В философии нет особого модернистского движения, но оно, в свою очередь, породило реакцию, известную как постмодернизм, который имеет специфический философский аспект в дополнение к художественному.

Постмодернизм – новейшее философское течение, возникшее в 1960-80-х годах на Западе. Постмодернизм выступает против идей и ценностей, выработанных в эпоху модерна, подвергая критике идеи прогресса, разума, истины, цивилизации, гуманизма, порядка и т.п. Для постмодернизма характерен крайний нигилизм и релятивизм, отрицание разумных границ во имя «полной» свободы. Основные категории постмодернизма: «случай», «игра», «ирония», «анархия», «неопределенность», «деконструкция» и т.п. Его философия отражает глубокий духовный кризис общества, процессы его разложения и духовного опустошения.

Термин «постмодернизм» (буквально «после модернизма») возник в архитектуре, чтобы обозначить реакционное движение против лживости и враждебности модернистского движения, а также против стремления высокого модернизма к идеальному совершенству и гармонии. В нём, как правило, отсутствует четкая центральная иерархия или принцип организации, хотя он часто олицетворяет собой крайнюю сложность, противоречие, двусмысленность, многообразие и взаимосвязь, и обычно характеризуется возрождением традиционных элементов и методов.

В философии постмодернизм находился под сильным влиянием феноменологии, структурализма и экзистенциализма. Обычно он рассматривается как открытость к неожиданным смыслам и неожиданным авторитетам, так что конечным источником власти является фактическая «игра» самого дискурса. Его можно рассматривать как подход, в котором происходит смешение широкого спектра теоретических оснований.

Постмодернизм – это широкое и неспецифическое направление (если его вообще можно охарактеризовать как направление). Такие направления, как деконструктивизм и постструктурализм, также можно считать постмодернистскими. Постмодернисты часто защищаются от обвинений в философской некомпетентности и чрезмерной неформальности, в ответ на что они утверждают, что видят более широко содержание философии. Среди наиболее известных постмодернистских философов – М. Фуко, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти, Ж. Бодрийяр и Р. Барт.

Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998), пожалуй, один из самых узнаваемых постмодернистов. Он описал постмодернизм как условие нынешнего состояния культуры, социальной структуры и «я». Он в значительной степени обеспокоен ролью повествования в человеческой культуре и особенно тем, как эта роль изменилась, поскольку мы ушли из современности и вошли в постиндустриальное или постмодернистское состояние.

Жан Бодрийяр (1929-2007) утверждал, что мы живем в «гиперреальном», постмодернистском, постиндустриальном мире, и в мировой реальности доминирует интернационализированная популярная культура до такой степени, что люди с большим трудом решают, что реально.

 

Вопросы для самоконтроля и подготовки к аттестации по дисциплине

1. В чём отличие немецкого идеализма от ранних форм идеализма?

2. Что общего в идеалистических системах Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля? В каких из этих систем мир неподвижен, а в каких рассматривается в историческом развитии?

3. Что понимается под диалектикой и законами диалектики в идеализме Гегеля?

4. Какие черты гегелевской философии были восприняты левыми гегельянцами Фейербахом и Марксом?

5. В чём происходит и как затем преодолевается отчуждение человека у Фейербаха и у Маркса?

6. В чём суть иррационализма как философского подхода? В каких иррациональных терминах описывают мир Шопенгауэр и Ницше?

7. В чём суть утилитаристского подхода к определению ценности морального поступка?

8. Какое основное направление поиска в философии жизни?

9. На рассмотрение каких вопросов нацелен экзистенциализм? Кто стоял у его истоков и в чьих работах он достиг наивысшего расцвета?

10. В чём суть прагматизма? Как в прагматизме понимается истина?

11. Что отличает школу позитивистов от других направлений философского поиска?

12.  Какие этапы (волны) прошло становление позитивизма? Какие науки позитивизм привлекает на разных этапах своего развития?

13. Какие важные для научной методологии принципы и понятия разрабатывают неопозитивизм (логический позитивизм) и постпозитивизм?

14. Что является предметом изучения в феноменологии? В каких категориях описывают мир и его познание Гуссерль и Хайдеггер?

15.  На каких идеях базируется структурализм как философское направление?

16. Через какие понятия и идеи перед нами предстаёт структурализм его основателя Соссюра?

17. В чём характерные отличия постструктурализма от структурализма?

18. В чём особенность постмодернизма и кто его представители?

 

Рекомендуемая литература

Обязательная

1. Западная философия XIX века [текст]: учебник / Под ред. А. Ф. Зотова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. - 504 с.

2. История философии [текст]: учеб. пособие / А. В. Перцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Перцева; Минобрнауки России, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2014. – 324 с.

3. Паульсен Ф. Введение в философию [текст] / Пер. с нем. В. П. Преображенского; вступ. ст. А. В. Маркова. - М.: РИПОЛклассик, 2017. - 486 с. - (PHILO-SOPHIA).

4. Уэст Д. Континентальная философия. Введение [текст] / Пер. с англ. Д. Ю. Кралечкина.- М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 448 с.

5. Философия [текст]: учебник; в 2-х частях, Ч. 1, 2 / Под общ. ред. М.И. Даниловой. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 213 с.

Дополнительная

1. История философии [текст]: учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2008. - 783 с. - (Фундаментальный учебник).

2. История философии [текст]: хрестоматия / Авторы-составители: В.Д. Жуков, О.Н. Ефремова, В.И. Косачева, М.Г. Марьина, В.Н. Порхачев. – Кемерово: КемГМА, 2016. – 235 с.

3. История философии [текст]: энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с. - (Мир энциклопедий).

4. Конт-Спонвиль А. Философский словарь [текст] / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М.: Этерна, 2012. – 752 с.

5. Новая философская энциклопедия [электронный ресурс]: в 4-х тт. // ЭБ Института философии РАН. – М.: Мысль, 2000-2001. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm

6. Хрестоматия по истории философии (западная философия) [текст]: учеб. пособие для вузов: в 3-х ч. / Отв. ред. Л. А. Микешина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Ч. 2. - 528 с.

Интернет-ресурсы:

7. Бытие и время. Мартин Хайдеггер [электронный ресурс] // Телепередача. Философские чтения с Н. Мелентьевой (в гостях И. Михайлов). URL: https://www.youtube.com/watch?v=AG7llFSz5FY&index=21&list=PLjn3LAlrfXSAolP-WfYP827-qsEVJmuM3&t=0s

8. Карл Маркс и Фридрих Энгельс [электронный ресурс] // Телепередача «Семь дней истории». URL: https://www.youtube.com/watch?v=SjDhTC60_3Q&index=2&list=PLjn3LAlrfXSDuy9ydLV36ERahLHOFScur&t=0s

9. Карл Раймунд Поппер [электронный ресурс] // Телепередача. Философские чтения с Н. Мелентьевой (в гостях В. Расторгуев). Проекты современности. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mtIrA55TaZo&index=10&list=PLjn3LAlrfXSAolP-WfYP827-qsEVJmuM3&t=0s

10. Серен Киркегор [электронный ресурс] // Телепередача. Философские чтения с Н. Мелентьевой (в гостях Н. Исаева). URL: https://www.youtube.com/watch?v=AUxG5nCPlxY&index=16&list=PLjn3LAlrfXSAolP-WfYP827-qsEVJmuM3&t=0s

11. Философия в эпоху постмодерна [электронный ресурс] // Телепередача. Философские чтения с Н. Мелентьевой (в гостях Ф. И. Гиренок). URL: https://www.youtube.com/watch?v=CYpo2GL9tdE&index=29&list=PLjn3LAlrfXSAolP-WfYP827-qsEVJmuM3&t=0s

12. Цикл фильмов «Великие философы» [электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLjn3LAlrfXSAStwM17DIu4Rnqq-yi74d-

13. Электронная библиотека Гумер: Философия [электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

14. Электронная библиотека Института философии РАН [электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/elib.htm

(Обязательные источники, а также дополнительные источники с указанием [текст] - в папке Литература)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: