Особенности и основные признаки поточного производства

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Машиностроительный факультет Кафедра «Экономика и организация машиностроительного производства»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Организация производства»

 для студентов специальности 1-27 01 01 «Экономика и организация производства» всех форм получения образования

Электронная версия

Минск БНТУ 2018

 

УДК 658.012

 

Составитель:

Е.Н. Костюкевич ст. преподаватель кафедры «Экономика и организация машиностроительного производства» БНТУ

 

 

Учебное пособие содержит исходные данные и методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине «Организация производства».

Пособие может быть использовано также для самостоятельной работы студентов как дневного, так и заочной форм получения образования.

 

Белорусский национальный технический университет

пр-т Независимости, 65, г. Минск, Республика Беларусь

Тел.(017) 293-92-12

Е-mail: kostsiukevich_e@mail.ru

 

Регистрационный № _______

© БНТУ, 2018

©                             , 2018

 

По курсовому проектированию выдается индивидуальное задание для массового или серийного типа производства.

 В соответствии с данными, в зависимости от варианта проектного задания, предусматривается выполнение расчетов по проектированию однопредметной непрерывно-поточной (ОНПЛ), однопредметной прерывно-поточной линии (ОППЛ), предметно-замкнутого участка (ПЗУ), многопредметной поточной линии (МПЛ).

Исходные данные к проекту включают: эскиз одной (для массового производства) или двух и более деталей для серийного производства), перечень и последовательность технологических операций обработки деталей, программа выпуска, данные об объекте (объектах) производства, а также другие данные. Все исходные данные по своему варианту можно найти в приложении 1 учебного пособия: «Планирование и организация машиностроительного производства. Курсовое проектирование: учеб. пособие/Н.С. Сачко, И.М. Бабук.-Минск: Новое знание, 2009.-240с.»

Внимание!!! все нормы времени в техпроцессах обработки детали по вариантам необходимо согласовать с руководителем!

В процессе выполнения курсового проекта необходимо выполнить расчеты по отдельным вопросам организации и планирования производства проектируемой линии (либо участка), экономически обосновать организационные решения, рассчитать себестоимость производства детали, капитальные вложения в основные средства, определить отпускную цену детали и основные технико-экономические показатели спроектированной поточной линии (либо серийного участка).

Курсовая работа(проект) оформляется в виде записки с необходимыми расчетами, схемами, описаниями, указанным в задании графическим материалом. Записка должна быть написана или отпечатана на принтере на листах формата А4, графический материал может быть выполнен на миллиметровке или в специальном графическом редакторе ЭВМ, планировка выполняется согласно принятым условным обозначениям в масштабе 1:100. Все данные методического пособия являются дополнением к теоретическому курсу, табличные данные являются справочными и дублироваться в записке должны только как ссылки на соответствующую таблицу указаний. Ваши теоретические выкладки должны касаться конкретно расчетов и выводов.

ЧИТАТЬ СТУДЕНТАМ: Не дублировать текст методички, использовать только формулы и пояснения  к расчетам  по вашему варианту!!!!

Далее приведен методический материал для вариантов проектирования участков однопредметных непрерывно- и прерывно-поточных линий

Характеристика объекта производства.

 

В этом разделе курсового проекта приводится краткое описание объекта производства и его назначение. Объектом производства является деталь (или детали), следует указать, материал, массу заготовки и готовой детали, цены материала и реализуемых отходов.

Пример описания объекта производства.

В курсовом проекте необходимо организовать и спланировать работу поточной линии механической обработки   (наименование детали).

Данная деталь изготавливается из (характеристика и марка материала) _____________________________________________________.

Заготовка представляет собой: (например, пруток диаметром _____ мм и массой_____кг).

Масса получаемой из заготовки детали составляет _____кг.

Годовая программа выпуска деталей составляет ________ штук при двухсменном режиме работы проектируемой поточной линии.

Стоимость материала заготовки составляет ______ руб./кг,

стоимость отходов –_________руб./кг.

Прим. Если данные по ценам на материалы и отходы, цены на оборудование и прочее используются по данным прайс-листов поставщиков (из Интернет-источников) не в Brb, необходимо ввести переводной коэффициент (по курсу на момент расчетов) и уже все расчеты вести в бел. рублях.

Данная заготовка проходит механическую обработку согласно технологическому процессу, представленному в таблице ___. Далее дать краткую характеристику техпроцесса, применяемого оборудования, режущего и мерительного инструмента (пример оформления  и  технологическая карта  смотрите в следующих приложениях:ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ В, ПРИЛОЖЕНИЕ Г, ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Особенности и основные признаки поточного производства

Предметная и особенно подетальная формы специализации цехов и участков машиностроительных предприятий при выпуске больших объемов однородной продукции, в массовом или серийном типах производства, обуславливают необходимость создания поточного производства — наиболее прогрессивной и эффективной формы организации производственных процессов.

Поточное производство – такая форма организации производства, при которой процесс получения заготовок, обработки деталей, сборки узлов и машин осуществляется непрерывно в порядке последовательности операций. Его разработал и впервые использовал на своих предприятиях по изготовлению автомобилей Г.Форд.[Сачко, с.114].

Характерными признаками поточного производства являются:

•  массовость выпуска продукции в течение более или менее длительного периода;

•  расчленение процесса изготовления продукта на простые операции и закрепление их в пространстве за отдельными специализированными рабочими местами;

•  пространственное расположение оборудования или рабочих мест друг за другом в порядке выполнения операций, исключающее встречные перемещения предметов труда при их обработке;

•  немедленная (без межоперационных пролеживаний) передача предметов труда на следующие операции по мере их обработки на предыдущих операциях;

•  применение для межоперационного перемещения предметов труда специальных транспортных средств, обеспечивающих определенную скорость перемещения.

Первичным звеном поточного производства является поточная линия, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных рабочих мест, предназначенных для обработки или сборки определенных предметов.

Классификация поточных линий. Организационные формы поточных линий весьма разнообразны, поэтому целесообразно делить их на группы по классификационным признакам

1. По степени специализации различают одно- и многопредметные поточные линии.

Однопредметные поточные линии, как правило, являются постоянно-поточными, для которых характерны: а) производство одного вида продукции в течение длительного времени; б) постоянно действующий, несменяемый технологический процесс; в) большой масштаб производства однотипной продукции. Эти линии применяют в условиях массового производства.

Многопредметные поточные линии создаются в тех случаях, когда программа выпуска продукции одного вида не обеспечивает достаточной загрузки оборудования линии, т.е. в серийном типе производства. В зависимости от последовательности запуска и метода чередования обрабатываемых на линии объектов, т.е. деталей раз­ных наименований, многопредметные поточные линии делятся на переменно-по­точные, комплектно-групповые и групповые.

Переменно-поточной называется линия, на которой закрепленные за ней детали разного наименования изготавливаются поочередно через определенные промежутки времени с переналадкой оборудования. В период изготовления предметов одного наименования функционирование такой линии осуществляется по тем же принципам, что и однопредметная.

На комплектно-групповых поточных линиях запуск в обработку дета­лей разного наименования производится комплектами. Как правило, комп­лекты подбираются из деталей одного изделия. Такая группировка обеспе­чивает комплектную подачу деталей на сборку.

На групповой поточной линии запуск в обработку деталей разных наиме­нований ведется последовательно или параллельно без переналадки оборудо­вания на всех рабочих местах. Предметы, закрепляемые за линией, должны быть конструктивно и технологически однородны и обрабатываются по групповой технологии с использованием групповой оснастки либо одновременно, либо поочередно, но без переналадки оборудования.

2. По степени непрерывности технологического процесса различают непрерывно-поточные и прерывно-поточные линии.

На непрерывно-поточных линиях предметы труда непрерывно передаются с операции на операцию поштучно или небольшими транспортными партиями с помощью механизированных или автоматизированных транспортных средств (конвейеров) через одинаковый промежуток времени, равный или кратный такту потока. При этом длительность операций технологического процесса на каждом рабочем месте должна быть равна или кратна такту (ритму). Такой технологический процесс принято называть синхронизированным.

Непрерывно-поточные линии большое распространение получили в сборочных процессах, поскольку организационная гибкость позволяет разделять технологический процесс на операции различной длительности, добиваясь их полной синхронизации. Вместе с тем непрерывно-поточные линии используются на обрабатывающих стадиях производства, в частности при металлообработке, когда длительности операций поддаются синхронизации.

Прерывно-поточные линии создаются в тех случаях, когда длительности операций не равны или не кратны такту и при этом не достигается полная непрерывность производственного процесса. Для поддержания беспрерывности процесса на линии создаются межоперационные оборотные заделы между смежными операциями.

3. По виду использования транспортных средств различают линии со средствами непрерывного действия (конвейерами), с транспортными средствами дискретного действия и линии без транспортных средств.

Линии с транспортными средствами непрерывного действия в зависимости от функций, выполняемых этими средствами, подразделяются на: 1) линии с транспортным конвейером; 2) линии с рабочим конвейером; 3) линии с распределительным конвейером.

4. По уровню механизации процессов различают автоматические и полуавтоматические поточные линии. Автоматические поточные линии характеризуются объединением в единый комплекс технологического и вспомогательном оборудования и транспортных средств, а также автоматическим централизованным управлением процессами обработки и перемещения предметов труда. На этих линиях все технологические вспомогательные и транспортные процессы полностью синхронизированы и действуют в едином такте (ритме).

При выполнении курсового проекта необходимо обосновать целесообразность поточного производства не только массового типа производства, но и серийного.

Одной из основных особенностей серийного производства является превышение количества деталеопераций, которые необходимо выпол­нить на участке (производственном подразделении), над числом рабочих мест, поэтому одновременное выполнение всех деталеопераций по выполнению обработки закрепленной номенклатуры невоз­можно. Работу участка крупносерийного производства следует макси­мально приблизить к условиям поточной формы организации производствен­ного процесса путем организации многопредметных поточных линий. Это возможно сделать, если несколько разных деталей, имеющих одинаковый технологический процесс, объединить в группы и сосредо­точить их производство на одной поточной линии, тогда можно добиться достаточно полной загрузки рабочих мест линии. Программу выпуска деталей на такой линии можно подобрать таким образом, чтобы на всех рабочих местах в течение определен­ных отрезков времени изготавливалась детали только одного наименования.

Однако не всегда целесообразна и возможна организация многопредмет­ных поточных линий. В ряде случаев не представляется возможным подобрать детали с одинаковым технологическим маршрутом или обеспечить параллель­ный вид движения при обработке партий деталей и их перемещение по рабочим местам. В этом случае предусматриваются другие формы организации серийного производства — предметно-замкнутый участок (ПЗУ) с параллельно-последовательным видом движения деталей.




double arrow
Сейчас читают про: