На поточных линиях различают следующие виды заделов:
а) по назначению и характеру образования:
· технологический;
· транспортный;
· оборотный;
· страховой;
б) по месту образования:
· линейный или межоперационный;
· межлинейные (между смежными линиями в пределах одного цеха) или межцеховой, когда смежные линии находятся в разных цехах.
В курсовом проекте рассчитываются только линейные заделы.
Для непрерывно-поточной линии определяются технологический, транспортный и страховой заделы см. рис.3.1.
Технологический задел – это количество деталей, находящихся в данный момент в процессе обработки, или заготовок, установленных на станках:
,
где Кр.м. – количество рабочих мест (станков) на линии;
nустi – количество одновременно обрабатываемых деталей или установленных заготовок на i-м рабочем месте.
Транспортный задел – количество деталей или заготовок, которые находятся в процессе передачи с одной операции на другую. Он зависит от степени синхронности смежных операций.
На автоматических линиях транспортный задел точно фиксируется специальными приспособлениями транспортных устройств и не требует расчета.
На непрерывно-поточных неавтоматических линиях транспортный задел zтр зависит от способа передачи деталей и заготовок:
при штучной передаче

при передаче партиями

при пульсирующей транспортировке

| где | mпрi– количество единиц оборудования или рабочих мест на i-й операции; Ко – количество операций на линии; Рт – размер транспортной партии, шт.; Rт – периодичность транспортировки (пульсирования) конвейера, мин; r – такт потока, мин. |
Страховые заделы - предназначены для обеспечения бесперебойной работы линии в тех случаях, когда на отдельных ее участках возникают нарушения нормального хода производства. Подача деталей на следующую операцию задерживается, и ритмичность производства на остальной части линии нарушается.
Страховой задел Zстр рассчитывается на основе анализа наиболее вероятной причины возможного нарушения хода производства и в зависимости от продолжительности ликвидации последствий:
,
где Tmin – минимальное время, необходимое для восстановления нарушенной работы на данной операции, мин.
Страховой задел на линии в целом будет равен сумме страховых заделов после операций с наиболее сложными условиями работы.
Суммарный задел на линии равен сумме установленных для данной линии технологического, транспортного и страхового заделов.
Общую величину задела на прерывно-поточной линии определяют по формуле:
Zo = Zmeх + Zmp + Zстр.






