Бланк оценки кандидата в ходе интервью

Кроме того, можно использовать и бланк для дополнительной оценки кандидата (табл. 2.3).

Таблица 2.3 - Бланк дополнительной характеристики кандидата

Внешний вид Неопрятный Опрятный Уделяет много внимания своему внешнему виду Уделяет мало внимания своему внешнему виду
Поведение Уверенное Неуверенное Нервное Стеснительное Спокойное Неадекватное Заносчивое Манерное Прямолинейное Неискреннее Внимательное отношение к собеседнику Невнимательное отношение к собеседнику Уступчивое Упрямое
Голос и речь Резкий и неприятный голос Невнятная и тихая речь Ясная и приятная речь Слишком эмоциональная речь Идеальная речь оратора
Рассуждения Нелогичные Неопределенные Ясные и логичные Убедительные Неубедительные Незрелые Зрелые и самодостаточные

Правила проведения интервью. Таким образом, чтобы интервью проводилось максимально эффективно, интервьюеру необходимо:

– знать точную цель проведения интервью;

– заранее спланировать интервью (определить время для основных вопросов (не менее 20 мин), подготовить перечень вопросов, определяющих как способности, так и личностные черты характера кандидата и др.);

– тщательно изучить резюме кандидата, а также другую имеющуюся информацию (сопроводительное письмо, анкету, рекомендательные письма);

– проводить интервью в пределах офиса и в непринужденной обстановке;

– предоставить возможность кандидату задать вопросы о компании и о будущем месте работы;

– поблагодарить кандидата за внимание к компании и сообщить точные сроки окончательного решения.

Необходимо также помнить, что в ходе проведения интервью нежелательны следующие действия интервьюера:

– задавать некорректные вопросы сугубо личного характера (вопросы о вере, об интимной жизни кандидата, о проблемах со здоровьем и т.д.);

– вести собеседование с позиции превосходства над кандидатом или, наоборот, заигрывать с ним;

– резко критиковать, перебивать кандидата, проявлять невнимание или отстраненность;

– затягивать беседу с кандидатом более чем на 2 ч;

– оценивать кандидата исходя из собственных впечатлений, а не но характеристикам, необходимым для данной должности.

Сегодня в современных компаниях наблюдается тенденция уменьшения количества собеседований с кандидатом.

Так, в известной компании "Google" раньше проводилось более 10 собеседований с кандидатом (с менеджером по персоналу, HR-директором, непосредственным руководителем, несколькими коллегами, генеральным директором, психологом и т.п.). Сейчас в компании работает так называемое "правило пяти", которое подразумевает проведение не более пяти собеседований с каждым из кандидатов на работу в компанию. Чаще всего взамен традиционного интервью в "Google" проводились интеллектуальные игры. Помимо уровня интеллекта и наличия креативности сегодня в компании стали уделять внимание и предпринимательским способностям кандидатов.

Виды интервью. В зависимости от того, кем организуется интервью, его можно разделить на оценочное собеседование с менеджером по персоналу, интервью с непосредственным руководителем и собеседование с вышестоящим начальником. По форме проведения интервью классифицируется как структурированное (при котором предварительно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов на основе тех задач, которые будет решать сотрудник на будущей должности, и личностных характеристик, необходимых кандидату на данной должности), неструктурированное и полу структурированное.

Можно выделить также биографическое интервью (вопросы о прошлом опыте и личностных характеристиках индивида (приложение 8), ситуационное интервью (case- интервью), представляющее собой серию гипотетических вопросов, которые задаются кандидату для оценки его в рассматриваемых ситуациях. Например: "Если бы вам предложили заключить неэтичную сделку, но очень выгодную для компании, как бы вы поступили?" Применяется так называемое проективное интервью (когда вопросы не адресованы напрямую кандидату). Например: "Что может вызвать конфликт в коллективе?", "Какие методы стимулирования наиболее эффективны для современного сотрудника?"

Кроме того, выделяют традиционное и стрессовое интервью. Целью стрессового интервью является оценка способности кандидата работать в стрессовых условиях и быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. Это производит на него крайне негативное впечатление, поэтому стрессовое интервью целесообразно использовать только в случае оценки кандидатов, работа которых связана с постоянными стрессами (страховые агенты, менеджеры по продажам, секретари, менеджеры в отделе рекламаций, телефонные операторы), и применять лишь элементы интервью этого вида при обычном собеседовании.

К элементам стрессового интервью можно отнести: долгое ожидание интервьюера, агрессивный тон речи, безучастность и отвлеченность интервьюера, помехи во время разговора (телефонные звонки, посторонние люди), игру в "молчанку" интервьюера, быстрый темп разговора, неудобные условия беседы для собеседника, постоянное прерывание собеседника, нетактичные и неожиданные вопросы и др.

К примеру, в ходе стрессового интервью интервьюер может задать следующие вопросы.

• Почему мы должны взять на работу именно вас?

• Хороший ли вы человек и почему?

• Случается ли, что вы передаете сплетни и слухи за спиной у людей?

• По-моему, у вас слишком завышенная самооценка, не так ли?

• Предавали ли вы когда-нибудь друга?

• Лжете ли вы?

• Если на берегу будет тонуть человек, вы броситесь в воду?

• Хотели ли бы вы занять место вашего босса? Нет? Так вы неамбициозны и нецелеустремленны? Да? Вы способны идти по головам?

• Докажите, что вы ответственный человек.

Ряд специалистов в области интервью считает, что лучше вообще отказаться от стрессового интервью, заменив его, например, на интересные логические задачи, которые могут помочь выявить выдержку кандидата в нестандартных ситуациях, гибкость ума и способность быстро находить решение.

Одними из первых компаний, кто стал применять подобные методы при собеседовании, были " Google" и "Microsoft". Их руководители стремились отыскать лучших кандидатов, которые бы демонстрировали ясный ум, логику, знания, опыт, гибкость ума, креативность, эмоциональные реакции. Выявить перечисленные качества можно посредством нижеприведенных вопросов.

• Сколько мячиков для гольфа влезет в школьный автобус?

• Сколько в мире производителей скрипок?

• Почему крышки на канализационных люках круглые?

• Сколько раз в день "встречаются" стрелки часов?

• В трех предложениях объясните маленькому ребенку, что такое база данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow