Политический режим. Понятие и виды

Политический режим – это организационные средства и методы

осуществления государственной власти, в основе которых лежат определенные принципы организации властных отношений в государстве.

 Принцип авторитарности – односторонняя, централизованная

властность, безусловное подчинение населения властным решениям центральных органов, жесткая (а порой жестокая) дисциплина и безоговорочная ответственность. Действует общеправовой порядок регулирования

правоотношений граждан с государством: «запрещено все, за исключением того, что прямо разрешено законом».

 Принцип демократизма – равноправие сторон (граждане и государство выступают как равноправные субъекты), свобода выбора варианта

поведения, взаимная ответственность сторон, наличие самоуправления.

Действует общеправовой порядок регулирования правоотношений граждан с государством: «разрешено все, за исключением того, что прямо запрещено законом».

Из сочетания этих принципов и образуются политические режимы:

тоталитарный, авторитарный, демократический.

Тоталитарный политический режим – это осуществление монопольно сконцентрированной власти, объем и пределы которой общество

не способно эффективно контролировать политико-правовыми средствами

для защиты индивидуальных прав и интересов.

Признаки тоталитаризма:

 все сферы жизни общества тотально контролируются государственной властью, огосударствление всех сфер жизни общества;

 господство одной политической партии и ее слияние с государством;

 направленность на всеохватывающий контроль за личностью с

помощью псевдодобровольных организаций и политической полиции;

 наличие официальной идеологии и идеологическая легитимация

власти;

 мобилизационное участие масс в политике;

 массовый террор как способ управления обществом;

 внеправовые и антиправовые способы регулирования общественных отношений.

Авторитарный режим – это политический режим, при котором государство ограничивает возможности населения в сфере политической

жизни.

Признаки авторитарного режима:

 главенствующая роль в управлении государством принадлежит

исполнительной власти в ущерб парламенту;

 политическая партия не играет решающей роли в управлении, доминирует правящая несменяемая элита, внутри которой преобладают личные, а не правовые отношения;

 идеология не играет решающей роли в легитимации власти, власть

держится на подавлении и страхе, что характерно для военных режимов;

 отчуждение народа от власти;

 граждане не подвергаются насилию и террору, если не являются

активными противниками режима;

 допускаются отдельные права и свободы, если они не наносят

ущерб режиму;

 существуют некоторые области общественной жизни, которые не

находятся под контролем государства;

Демократический режим – это политический режим, при котором

источником власти является воля большинства населения страны.

Демократическому режиму присущи следующие основные признаки:

 свобода личности в сфере экономической деятельности;

 юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина;

 эффективные механизмы прямого воздействия населения страны

на характер государственной власти;

 конституционная защита личности от произвола государственной

власти;

 разделение властей;

 учет интересов большинства и гарантии прав меньшинства;

 политическое разрешение конфликтов;

 многообразие мнений в обществе;

 деятельность государства основана на правовом законе.

 

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство – государство, основанное на развитой правовой системе, конституционном режиме, неотчуждаемых правах и свободах человека, независимом правосудии. Современное правовое государство основывается на конституционном строе. В нем строго иерархически

организована система права. Законотворческая деятельность парламента

связана с конституционным строем, исполнительная власть и правосудие –

законом и правом.

Принципы конституционного строя превыше всего, выше любой политической деятельности государственных органов или иных политических институтов. Даже законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать по произволу: в конституцию нельзя

вносить такие изменения, которые устраняют основы конституционного

строя (например, сводят на нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают принцип разделения властей и т. п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: