Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов; правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права и использованию властных полномочий по поддержанию правопорядка и охране прав и свобод граждан.
2. Организационная форма реализации функций государства осуществляется в работе с кадрами (подбор и расстановка кадров, контроль за их деятельностью); в определении структуры и функций государственных
органов, учреждений и предприятий; в сборе и обработке информации для
решения разнообразных государственных задач; в работе с письмами и заявлениями граждан; в изучении общественного мнения граждан по тем
или иным проблемам политической или социальной жизни в стране и выработке мер по разрешению этих проблем и т. д.
Понятие и виды форм правления.
|
|
Форма государства – организация высшей государственной власти территориальная организация государства, содержание которой определяется сущностью и политическим режимом данного государства.
Форма правления – это политико-юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними. Иным образом форму правления можно определить и как способ формирования главы государства, иных высших органов государственной власти, а также взаимоотношения между ними.
Монархия – государство, главой которого является суверенное, политически и юридически безответственное лицо, приобретающее свой статус по собственному праву. Монархию можно определить и как форму государственного правления, при которой главой государства является
монарх (король, царь, император, герцог, эрцгерцог, султан, эмир, хан…),
власть которого осуществляется бессрочно и передается, как правило, по
наследству.
Все три функции государства сосредоточены в руках монарха: он является высшей законодательной, судебной инстанцией, руководит деятельностью правительства (например, в современном мире – этоСаудовская Аравия).
В парламентарной монархии законодательная власть принадлежит
парламенту, а исполнительная – правительству (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония). Монарх выполняет главным образом
представительские функции как глава государства, имеет право получать
любую информацию о деятельности государства и давать советы правительству.
|
|
Республика (от лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой парламент и глава государства, называемый обычно президентом, избираются на определенный срок. Выделяют обычно три
Основные разновидности республики: президентская, парламентарная и
Смешанная.
Президентская республика – это республика, в которой исполнительную власть возглавляет глава государства – президент, избираемый народом государства, а правительство как самостоятельный коллегиальный орган не формируется (США, Аргентина Бразилия). Президент получает власть непосредственно от народа при выборах, и поэтому должность президента является политически самостоятельной, позволяет главе государства под свою ответственность принимать решения
Парламентарная республика – это республика, в которой правительство как высший орган исполнительной власти формируется парламентом
и несет перед ним ответственность (Германия, Италия, Венгрия, Индия,
Чехия, Эстония и др.). Облик этой формы правления определяет принцип
политического верховенства парламента. Парламент считается высшим
государственным органом, он обладает преимущественным правом представлять интересы народа.
В смешанной республике глава государства (президент) и парламент
формируются путем прямых выборов всем населением страны. Но в отличие от президентской республики в этой республике формируется правительство как самостоятельный высший орган исполнительной власти. В формировании правительства принимают участие президент, и парламент.
Смешанная республика – это республика, в которой правительство формируется и главой государства, и парламентом и несет перед ними ответственность (Франция, Россия, Португалия, Польша, Болгария и др.)
Форма государственного устройства – способ деления территории государства на составные части или территориальные образования по виду их управления. Территориальное образование – часть территории государства с постоянно проживающим населением, которая управляется органами публичной власти.
В зависимости от степени преобладания в государстве административного или политического типа территориального устройства выделяют
две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство.
Унитарное государство – государство, состоящее из административных территориальных образований, не обладающих, как правило, территориальной автономией.
Можно выделить следующие признаки унитарного государства:
одноуровневая система органов государственной власти (единый
центр государственной власти для всей страны, в том числе единая система высших органов государственной власти. В федерации – двухуровневая система);
единая система законодательства (в федерации – двухуровневая
система);
единое гражданство;
одноканальная система налогов (единые налоги собираются по
стране и аккумулируются в центре);
административно-территориальные образования не обладают автономией, но наделяются компетенцией решать вопросы местного значения в экономической, социальной и культурной сферах.
Федерация – это сложное (иногда союзное) государство, состоящее
из государствоподобных образований – субъектов федерации (штатов,
провинций, земель, эмиратов, кантонов и т. п.), обладающих государственной автономией, т. е. определённой политической и правовой самостоятельностью. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств. Среди них есть и мощные, высокоразвитые в экономическом и политическом отношении страны (США, Канада, ФРГ) и
страны со средним уровнем развития (Бразилия, Венесуэла, Индия), и развивающиеся страны с традиционным укладом хозяйства (Папуа – Новая
|
|
Гвинея, Коморские острова). Число субъектов в федерациях различное: в
США – 50 штатов, в Швейцарии – 23 кантона, в России – 85 субъектов, в
Индии – 25 штатов, в ФРГ – 16 земель.
Можно выделить следующие признаки федерации.
1. Два уровня органов государственной власти (наряду с федеральными имеются органы власти субъектов федерации: законодательные, исполнительные, судебные).
2. Два уровня законодательства – федеральное законодательство и
законодательство субъектов федерации (субъекты могут иметь свои конституции).
204
3. Двухпалатный парламент федерации (нижняя палата представляет интересы всего населения страны, а верхняя палата – интересы субъектов федерации).
4. Разграничение предметов ведения и полномочий собственно федерации и ее субъектов.
5. Двухканальная система налогов (федеральные налоги и налоги
субъектов федерации).
6. Наличие двойного гражданства (не во всех федерациях).
7. Высокая политическая и юридическая самостоятельность субъекта федерации вплоть до права иметь свою конституцию и права выхода из
состава федерации