Правовая форма реализации функций осуществляется в правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов; правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права и использованию властных полномочий по поддержанию правопорядка и охране прав и свобод граждан.

2. Организационная форма реализации функций государства осуществляется в работе с кадрами (подбор и расстановка кадров, контроль за их деятельностью); в определении структуры и функций государственных

органов, учреждений и предприятий; в сборе и обработке информации для

решения разнообразных государственных задач; в работе с письмами и заявлениями граждан; в изучении общественного мнения граждан по тем

или иным проблемам политической или социальной жизни в стране и выработке мер по разрешению этих проблем и т. д.

 

Понятие и виды форм правления.

 

                                          

Форма государства – организация высшей государственной власти территориальная организация государства, содержание которой определяется сущностью и политическим режимом данного государства.

 

 

Форма правления – это политико-юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними. Иным образом форму правления можно определить и как способ формирования главы государства, иных высших органов государственной власти, а также взаимоотношения между ними.

 

Монархия – государство, главой которого является суверенное, политически и юридически безответственное лицо, приобретающее свой статус по собственному праву. Монархию можно определить и как форму государственного правления, при которой главой государства является

монарх (король, царь, император, герцог, эрцгерцог, султан, эмир, хан…),

власть которого осуществляется бессрочно и передается, как правило, по

наследству.

Все три функции государства сосредоточены в руках монарха: он является высшей законодательной, судебной инстанцией, руководит деятельностью правительства (например, в современном мире – этоСаудовская Аравия).

В парламентарной монархии законодательная власть принадлежит

парламенту, а исполнительная – правительству (Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Япония). Монарх выполняет главным образом

представительские функции как глава государства, имеет право получать

любую информацию о деятельности государства и давать советы правительству.

Республика (от лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой парламент и глава государства, называемый обычно президентом, избираются на определенный срок. Выделяют обычно три

Основные разновидности республики: президентская, парламентарная и

Смешанная.

Президентская республика – это республика, в которой исполнительную власть возглавляет глава государства – президент, избираемый народом государства, а правительство как самостоятельный коллегиальный орган не формируется (США, Аргентина Бразилия). Президент получает власть непосредственно от народа при выборах, и поэтому должность президента является политически самостоятельной, позволяет главе государства под свою ответственность принимать решения

 

Парламентарная республика – это республика, в которой правительство как высший орган исполнительной власти формируется парламентом

и несет перед ним ответственность (Германия, Италия, Венгрия, Индия,

Чехия, Эстония и др.). Облик этой формы правления определяет принцип

политического верховенства парламента. Парламент считается высшим

государственным органом, он обладает преимущественным правом представлять интересы народа.

 

 

В смешанной республике глава государства (президент) и парламент

формируются путем прямых выборов всем населением страны. Но в отличие от президентской республики в этой республике формируется правительство как самостоятельный высший орган исполнительной власти. В формировании правительства принимают участие президент, и парламент.

Смешанная республика – это республика, в которой правительство формируется и главой государства, и парламентом и несет перед ними ответственность (Франция, Россия, Португалия, Польша, Болгария и др.)

 

 

 

Форма государственного устройства – способ деления территории государства на составные части или территориальные образования по виду их управления. Территориальное образование – часть территории государства с постоянно проживающим населением, которая управляется органами публичной власти.

 

В зависимости от степени преобладания в государстве административного или политического типа территориального устройства выделяют

две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство.

Унитарное государство – государство, состоящее из административных территориальных образований, не обладающих, как правило, территориальной автономией.

Можно выделить следующие признаки унитарного государства:

 одноуровневая система органов государственной власти (единый

центр государственной власти для всей страны, в том числе единая система высших органов государственной власти. В федерации – двухуровневая система);

 единая система законодательства (в федерации – двухуровневая

система);

 единое гражданство;

 одноканальная система налогов (единые налоги собираются по

стране и аккумулируются в центре);

 административно-территориальные образования не обладают автономией, но наделяются компетенцией решать вопросы местного значения в экономической, социальной и культурной сферах.

 

Федерация – это сложное (иногда союзное) государство, состоящее

из государствоподобных образований – субъектов федерации (штатов,

провинций, земель, эмиратов, кантонов и т. п.), обладающих государственной автономией, т. е. определённой политической и правовой самостоятельностью. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств. Среди них есть и мощные, высокоразвитые в экономическом и политическом отношении страны (США, Канада, ФРГ) и

страны со средним уровнем развития (Бразилия, Венесуэла, Индия), и развивающиеся страны с традиционным укладом хозяйства (Папуа – Новая

Гвинея, Коморские острова). Число субъектов в федерациях различное: в

США – 50 штатов, в Швейцарии – 23 кантона, в России – 85 субъектов, в

Индии – 25 штатов, в ФРГ – 16 земель.

Можно выделить следующие признаки федерации.

1. Два уровня органов государственной власти (наряду с федеральными имеются органы власти субъектов федерации: законодательные, исполнительные, судебные).

2. Два уровня законодательства – федеральное законодательство и

законодательство субъектов федерации (субъекты могут иметь свои конституции).

204

3. Двухпалатный парламент федерации (нижняя палата представляет интересы всего населения страны, а верхняя палата – интересы субъектов федерации).

4. Разграничение предметов ведения и полномочий собственно федерации и ее субъектов.

5. Двухканальная система налогов (федеральные налоги и налоги

субъектов федерации).

6. Наличие двойного гражданства (не во всех федерациях).

7. Высокая политическая и юридическая самостоятельность субъекта федерации вплоть до права иметь свою конституцию и права выхода из

состава федерации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: