Структура нормы права
Гипотеза | Диспозиция | Санкция |
Структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие. | Структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов. | Структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции. |
Если в гипотезе указывается только одно условие, то такая гипотеза называется простой. | В зависимости от изложения правила поведения различают простую, описательную и отсылочную виды диспозиций. | В зависимости от содержания санкции нормы права могут быть: абсолютно-определенными, относительно-определенными и альтернативными. |
Если действие нормы права одновременно связано с несколькими обстоятельствами, такая гипотеза называется сложной. | В описательной раскрываются все важнейшие признаки поведения. | В абсолютно-определенных санкциях меры государственного воздействия указаны точно. |
Если действие нормы права связано с одним из нескольких обстоятельств, то гипотеза называется альтернативной. | Отсылочная не излагает правило поведения, а отсылает для знакомства с ним к другой норме права данного нормативного акта. Бланкетная также не содержит правила поведения, но отсылает не к другой норме права данного нормативного акта, а к норме права, содержащейся в другом нормативном правовом акте. | В относительно-определенных - в виде определенной "вилки" - от минимального наказания до максимального. Альтернативные содержат возможность применения одной из нескольких предусмотренных за данное правонарушение мер государственного воздействия. |
По методу правового регулирования | Императивные (лат. imperativus - повелительный) | Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении |
Диспозиционные | Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений | |
Рекомендательные | Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения | |
Поощрительные | Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования |
Основные правовые системы современности.
Правовая система – конкретно-историческая организация права
в отдельном государстве, включающая в себя систему права, систему
юридических источников права, юридическую практику и правосознание.
Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции
(заимствования) римского права в XII–XVI вв. и получила распространение в странах континентальной Европы и в некоторых других регионах.
Она в целом характеризуется следующими признаками.
1. Основной источник права – закон, нормативный акт.
2. Конституция выступает законом высшей юридической силы в законодательстве государства.
3. В законодательстве преобладают кодифицированные акты.
4. Прецедент не является источником права и применяется редко.
5. Обычай как источник права допускается в сфере частного права:
в дополнение к закону или вместо закона (если существует пробел в законодательстве).
6. Правовая доктрина как источник права применяется только в
правотворчестве и толковании права.
7. Система права построена как иерархическая система.
8. В основе системы права лежат единые исходные правовые принципы.
9. Система права делится на отрасли, на публичное и частное право.
10. В правосознании преобладает приверженность следовать законам государства.
294
11. Судья связан законом.
12. Суд активен в судебном процессе: он не только следит за состязанием обвинителя и защитника, но и сам ведет следствие.
13. Применяется апелляционная и кассационная формы обжалования судебных решений.
14. Применяется абстрактный и конкретный конституционный контроль.