Докоммуникативная фаза
Определение и обдумывание темы и цели выступления. Установление главного тезиса.
В педагогической деятельности чаще всего тема урока, беседы, доклада определяется социальным заказом, программой, расписанием и т.д. Тем не менее, учитель должен хорошо представлять себе конкретные цели и задачи своего выступления, уметь сформулировать главный тезис, который стал бы стержнем предстоящего выступления. Формулировка основного тезиса помогает ответить на вопрос: зачем говорить и о чём говорить.
Сбор материала
Сбор материала представляет собой поиск и прочтение необходимой литературы, фиксирование своих собственных мыслей по данному вопросу. Сбор материала, как и вся подготовка в целом, требуют времени.
Как отмечает X. Леммерман, усилия, направленные на формулировку идеи, делают мысли более ясными. Он же предлагает фиксировать материал в каталожных карточках:
•Удобны и вполне достаточны каталожные карточки размером 7,5x12,5 см или двойной величины.
|
|
• Мы выражаем содержание с помощью ключевых слов.
• Разборчиво пишем и нумеруем карточки.
• Мы пишем на карточке только с одной стороны: позднее это облегчает их обзор.
• Мы оставляем место для добавлений и изменений.
• Мы подчеркиваем важные места — сбоку или снизу, применяя, смотря по обстоятельствам, цветные карандаши или буквы различной величины.
• После того, как материал собран, можно приступать к обдумыванию и сортировке материала, выявлению самого главного и отбрасыванию лишнего. К обдумыванию материала относится проверка фактов, уточнение и упорядочивание мыслей.
К внутренней же работе по упорядочиванию мыслей X. Леммерман относит:
• Самоопрос. (В чем причина, каково действие факта? Какова суть, главная мысль, которую я должен сообщить?). Постановка вопросов самому себе является средством активизации мысли. Если есть вопрос, значит, возможен ответ.
• Чередование состояний — размышление вслух и прослушивание «внутреннего голоса». Выбрав время, мы молча медитируем, сосредоточившись «в себе», затем снова высказываем наши мысли уже вслух или вполголоса. Эта смена состояний приводит к уяснению мысли.
• Терпеливая, систематическая работа над текстом — соединение частей, рациональная организация материала и эффективная разработка форму\лировок. Регулярная работа ведет к большему успеху.
Оценка аудитории и обстановки
При оценке аудитории и обстановки следует принять во внимание следующие общие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомлённости в данном вопросе.
|
|
Место выступления также может оказать влияние на характер выступления. Выступающий должен представлять себе размер аудитории, количество людей, в ней присутствующих. Если выступление предполагает использование микрофона или какого-либо иного оборудования, то необходимо проверить действие техники перед выступлением, а не во время него.
Коммуникативная фаза
Коммуникативная фаза выступления — это непосредственно сам процесс произнесения речи. Выделяют следующие типы речи.
Заученная наизусть речь. Такая речь чаще всего используется в тех случаях, в которых имеет значение каждое слово и может навредить каждая ошибка (например, выступление с результатами научного исследования). Такая речь требует серьёзной подготовки, тщательного составления текста. Но при этом написанная и заученная речь чаще всего оказывается сухой и маловыразительной. Она не способно долго удерживать внимание слушателей, поэтому её лучше не затягивать. Кроме всего прочего, есть серьёзная опасность во время выступления что-то забыть, а воспроизвести полностью заученный текст, не имея возможности для отклонения от темы, гораздо труднее, чем воспроизвести основные идеи текста.
Написанная и прочитанная по записи речь. Такой тип подготовки речи освобождает память от излишнего напряжения, но при этом делает речь мёртвой, лишает её живости, возводя тем самым преграду между докладчиком и слушателем. Когда выступающий непрерывно смотрит в написанный текст, то полностью утрачивает связь с аудиторией. Данный способ выступления может быть использован для тренировки голоса.
Импровизированная речь может получиться вполне интересной, при условии, что она будет чётко структурирована, высказанные идеи будут упорядочены, а докладчик хорошо подготовлен.
Предварительно подготовленная и отрепетированная речь. Данный тип речи имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, он приучает выступающего заранее продумывать и организовывать свои мысли, составлять план предстоящего выступления. Во-вторых, даёт возможность учителю вступать в живое общение с аудиторией. Подобный тип речи является наиболее удачным для подготовки публичного выступления. К тому же выступающий всегда может иметь при себе план или конспект выступления.
Структурирование речи
Структурный план — это основа успешного доклада, сообщения. К. Бре-демайер пишет: «Составив несколько речей с помощью структурного плана, поймёте, как данное умение полезно и важно, и не сможете обходиться без него...».3
1. План замкнутой структуры:
• Введение. Вступительное высказывание.
• Аргументационная основная часть. Из аргументов следует...
• во-первых; — во-вторых;
• и — самое важное, в-третьих....
• Заключение (выводы). Цель — детальное представление комплекс-1 ной темы (статьи).
2. План-цепочка.
Пункты связаны между собой прочной логической связью, либо чёткой временной последовательностью. Цель — указать важность временных и логических связей, приводящих к логическому выводу:
— Я могу представить себе только одно....(То и это — так и так...)
— Прежде всего... (Это приводит к тому)
— Затем.,.(И если это так, то...)
— В заключении...(Тогда получается, что...)
—На этом подведём итоги (Поэтому нам следует...).
3. От общего к частному
Структурный образец представляет собой формулирование сути посредством описания какой-либо ситуации или предположения, общая постановка задачи рассматривается как признанная или общепринятая:
• Обычно в таких ситуациях...
• Но в этом случае...
• Потому что, во-первых...
• Во-вторых...
• Поэтому...
В результате, находится единственное правильное решение, исключение из правил подчёркивается.
|
|
4. Цепное сравнение.
Суть высказывания выводится из сравнения двух противоположных позиций, где основные аргументы (доводы оппонентов) рассматриваются по возможности объективно, а собственное мнение объявляется только после представления обеих позиций:
• №1 считает...
• №2 не согласен...
• С обоснованием...
• Обе точки зрения спорны, потому что...
• Мы предлагаем...
5. Искусственно подобранный компромисс.
Как и при сравнении, в случае с компромиссом присутствуют две позиции (синтез). Необходимо найти объединяющий оба положения пункт и на его основе построить целевое высказывание, сформулировать общую линию, с целью найти компромиссное предложение:
• №1 считает, что...
• №2 не согласен...
• Но оба полагают...
• Обратим на это внимание, потому что...
• Из чего вытекает...
6. Противоположные мнения выносятся за скобки
В ситуации, когда необходимо устранить влияние противоположного мнения, данную позицию представляют как нелогичную. Цель — коротко и ясно исключить позицию собеседника и предложить свою собственную:
Долгое время считалось, что., К тому же речь идёт о... Но это не зависит от... Напротив, дело в том... Следовательно, нужно...
В каждом выступлении заключена определённая суть, которую необходимо донести до слушателя. Поняв структуру доклада, слушатель поймёт докладчика.
Вступление и заключение доклада
Вступление и заключение доклада можно разделить на два вида: 1) материальные, фактические; 2) предполагаемые, образные.
Целью, с которой составляется введение, должно быть привлечение внимания аудитории. Во введение должно входить: раскрытие главной идеи речи, как можно более точная формулировка темы и её расшифровка в случае, если она будет сложной.
Способы формирования введения
Способ подкрепления ориентирован на установление непринуждённой обстановки в аудитории, обстановки доверия. Оратор задаётся вопросом о чувствах слушателей, об их возможных интересах и возможности для себя установить с ними контакт. Специфичность такого варианта состоит в том, что он рассчитан преимущественно на небольшую аудиторию и на неоднократные встречи, которые позволили бы оратору с наибольшим успехом найти подход к данным слушателям.
|
|
Техника использования повода более ярко высвечивает проблему или то, что имеет прямое отношение к теме выступления, — повод напрямую связан с содержанием речи. Поводом может служить небольшое происшествие, личное переживание, анекдот, неожиданная постановка вопроса, которые с необходимостью выводят оратора к стержневой теме его речи. Содержание речи также можно связать с актуальным на данный момент событием, сравнение же всегда помогает вывести некое основное положение, которое было бы общим для оратора и слушателей.
Техника возбуждения размышления особенно успешна для подготовленных слушателей. Суть данного метода в том, чтобы поставить перед слушателями проблему или ряд проблем и задать им вопросы, которые затем будут рассмотрены и раскрыты в основной части выступления, с целью побудить аудиторию к сотрудничеству, к совместному размышлению.
Прямая техника. Оратор сразу переходит к сути дела, без какой бы-то ни было продолжительной подготовки аудитории. Фактически это отказ от введения вообще.
Введение не должно быть длинным. В нём акцентируются основные моменты раскрываемой темы.
Способы формирования заключения
Заключение — это суммирование и обобщение выводов, которые следуют из основной цели и магистральной идеи выступления.
Заключение может содержать в себе повторение сказанного в сокращённом виде.
В заключении усиливается и концентрируется стержневая мысль всей произнесённой речи, и поэтому особой с ясностью и отчетливостью следует обозначать главные мысли. Любому слушателю, когда он слышит заключение, должно быть понятно, что имеется в виду.
Для отделения заключения от основной части можно применять такие обороты, как в качестве обобщения всего сказанного... или а теперь в заключение.... Удачным ходом считается каким-либо образом (цитатой, фактом, наблюдением) связать заключение с введением (закольцевать выступление), чтобы косвенно освежить в памяти слушателей самое начало речи. Тем самым у слушателя появится возможность сделать некое «обратное» действие — снова пересмотреть всё услышанное, но уже после приобретения новой информации.
Поведение оратора
Одним из неотъемлемых аспектов самопрезентации является поведение оратора, которое может, как способствовать успешности выступления, так и полностью испортить его. Говоря о манере поведения, следует, прежде всего, иметь в виду такие выразительные телодвижения, как поза, жестикуляция рук и мимика.
При выступлении педагога наиболее приемлемы свободные и естественные жесты, непринуждённая поза, но без лишней небрежности и/или импульсивности. Естественное напряжение, в котором находится оратор во время произнесения речи, будет передаваться слушателям непосредственно, без наигранности.
Возможно использование жестов приглашающих, отвергающих, повелительных или вопросительных, и их следует направлять как на контроль за вниманием аудитории, так и на расстановку акцентов в наиболее существенных моментах речи. Мимика не должна выходить за рамки естественной, лучше не привлекать внимание аудитории, чем отталкивать или отвлекать.