Вступление и заключение доклада

Докоммуникативная фаза

Определение и обдумывание темы и цели выступления. Установление главного тезиса.

В педагогической деятельности чаще всего тема урока, беседы, доклада определяется социальным заказом, программой, расписанием и т.д. Тем не менее, учитель должен хорошо представлять себе конкретные цели и задачи своего выступления, уметь сформулировать главный тезис, который стал бы стержнем предстоящего выступления. Формулировка основного тезиса помогает ответить на вопрос: зачем говорить и о чём говорить.

Сбор материала

Сбор материала представляет собой поиск и прочтение необходимой литературы, фиксирование своих собственных мыслей по данному вопросу. Сбор материала, как и вся подготовка в целом, требуют времени.

Как отмечает X. Леммерман, усилия, направленные на формулировку идеи, делают мысли более ясными. Он же предлагает фиксировать материал в каталожных карточках:

•Удобны и вполне достаточны каталожные карточки размером 7,5x12,5 см или двойной величины.

• Мы выражаем содержание с помощью ключевых слов.

• Разборчиво пишем и нумеруем карточки.

• Мы пишем на карточке только с одной стороны: позднее это облегчает их обзор.

• Мы оставляем место для добавлений и изменений.

• Мы подчеркиваем важные места — сбоку или снизу, применяя, смотря по обстоятельствам, цветные карандаши или буквы различной величины.

• После того, как материал собран, можно приступать к обдумыванию и сортировке материала, выявлению самого главного и отбрасыванию лишнего. К обдумыванию материала относится проверка фактов, уточнение и упорядочивание мыслей.

К внутренней же работе по упорядочиванию мыслей X. Леммерман относит:

• Самоопрос. (В чем причина, каково действие факта? Какова суть, главная мысль, которую я должен сообщить?). Постановка вопросов самому себе является средством активизации мысли. Если есть вопрос, значит, возможен ответ.

• Чередование состояний — размышление вслух и прослушивание «внутреннего голоса». Выбрав время, мы молча медитируем, сосредоточившись «в себе», затем снова высказываем наши мысли уже вслух или вполголоса. Эта смена состояний приводит к уяснению мысли.

• Терпеливая, систематическая работа над текстом — соединение частей, рациональная организация материала и эффективная разработка форму­\лировок. Регулярная работа ведет к большему успеху.

Оценка аудитории и обстановки

При оценке аудитории и обстановки следует принять во внимание следующие общие характеристики аудитории: возраст; уровень образования; профессия; цель прихода людей на выступление; уровень заинтересованности в теме; уровень осведомлённости в данном вопросе.

Место выступления также может оказать влияние на характер выступления. Выступающий должен представлять себе размер аудитории, количество людей, в ней присутствующих. Если выступление предполагает использование микрофона или какого-либо иного оборудования, то необходимо проверить действие техники перед выступлением, а не во время него.

Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза выступления — это непосредственно сам процесс произнесения речи. Выделяют следующие типы речи.

Заученная наизусть речь. Такая речь чаще всего используется в тех случаях, в которых имеет значение каждое слово и может навредить каждая ошибка (например, выступление с результатами научного исследования). Такая речь требует серьёзной подготовки, тщательного составления текста. Но при этом написанная и заученная речь чаще всего оказывается сухой и маловыразительной. Она не способно долго удерживать внимание слушателей, поэтому её лучше не затягивать. Кроме всего прочего, есть серьёзная опасность во время выступления что-то забыть, а воспроизвести полностью заученный текст, не имея возможности для отклонения от темы, гораздо труднее, чем воспроизвести основные идеи текста.

Написанная и прочитанная по записи речь. Такой тип подготовки речи освобождает память от излишнего напряжения, но при этом делает речь мёртвой, лишает её живости, возводя тем самым преграду между докладчиком и слушателем. Когда выступающий непрерывно смотрит в написанный текст, то полностью утрачивает связь с аудиторией. Данный способ выступления может быть использован для тренировки голоса.

Импровизированная речь может получиться вполне интересной, при условии, что она будет чётко структурирована, высказанные идеи будут упорядочены, а докладчик хорошо подготовлен.

Предварительно подготовленная и отрепетированная речь. Данный тип речи имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, он приучает выступающего заранее продумывать и организовывать свои мысли, составлять план предстоящего выступления. Во-вторых, даёт возможность учителю вступать в живое общение с аудиторией. Подобный тип речи является наиболее удачным для подготовки публичного выступления. К тому же выступающий всегда может иметь при себе план или конспект выступления.

Структурирование речи

Структурный план — это основа успешного доклада, сообщения. К. Бре-демайер пишет: «Составив несколько речей с помощью структурного плана, поймёте, как данное умение полезно и важно, и не сможете обходиться без него...».3

1. План замкнутой структуры:

• Введение. Вступительное высказывание.

• Аргументационная основная часть. Из аргументов следует...

• во-первых; — во-вторых;

• и — самое важное, в-третьих....

• Заключение (выводы). Цель — детальное представление комплекс-1 ной темы (статьи).

2. План-цепочка.

Пункты связаны между собой прочной логической связью, либо чёткой временной последовательностью. Цель — указать важность временных и ло­гических связей, приводящих к логическому выводу:

— Я могу представить себе только одно....(То и это — так и так...)

— Прежде всего... (Это приводит к тому)

— Затем.,.(И если это так, то...)

— В заключении...(Тогда получается, что...)

—На этом подведём итоги (Поэтому нам следует...).

3. От общего к частному

Структурный образец представляет собой формулирование сути посред­ством описания какой-либо ситуации или предположения, общая постанов­ка задачи рассматривается как признанная или общепринятая:

• Обычно в таких ситуациях...

• Но в этом случае...

• Потому что, во-первых...

• Во-вторых...

• Поэтому...

В результате, находится единственное правильное решение, исключе­ние из правил подчёркивается.

4. Цепное сравнение.

Суть высказывания выводится из сравнения двух противоположных по­зиций, где основные аргументы (доводы оппонентов) рассматриваются по возможности объективно, а собственное мнение объявляется только после представления обеих позиций:

• №1 считает...

• №2 не согласен...

• С обоснованием...

• Обе точки зрения спорны, потому что...

• Мы предлагаем...

5. Искусственно подобранный компромисс.

Как и при сравнении, в случае с компромиссом присутствуют две пози­ции (синтез). Необходимо найти объединяющий оба положения пункт и на его основе построить целевое высказывание, сформулировать общую линию, с целью найти компромиссное предложение:

• №1 считает, что...

• №2 не согласен...

• Но оба полагают...

• Обратим на это внимание, потому что...

• Из чего вытекает...

6. Противоположные мнения выносятся за скобки

В ситуации, когда необходимо устранить влияние противоположного мнения, данную позицию представляют как нелогичную. Цель — коротко и ясно исключить позицию собеседника и предложить свою собственную:

Долгое время считалось, что., К тому же речь идёт о... Но это не зависит от... Напротив, дело в том... Следовательно, нужно...

В каждом выступлении заключена определённая суть, которую необходимо донести до слушателя. Поняв структуру док­лада, слушатель поймёт докладчика.

Вступление и заключение доклада

Вступление и заключение доклада можно разделить на два вида: 1) материальные, фактические; 2) предполагаемые, образные.

Целью, с которой составляется введение, должно быть привлечение внимания аудитории. Во введение должно входить: раскрытие главной идеи речи, как можно более точная формулировка темы и её расшифровка в случае, если она будет сложной.

Способы формирования введения

Способ подкрепления ориентирован на установление непринуждённой обстановки в аудитории, обстановки доверия. Оратор задаётся вопросом о чувствах слушателей, об их возможных интересах и возможности для себя установить с ними контакт. Специфичность такого варианта состоит в том, что он рассчитан преимущественно на небольшую аудиторию и на неоднократные встречи, которые позволили бы оратору с наибольшим успехом найти подход к данным слушателям.

Техника использования повода более ярко высвечивает проблему или то, что имеет прямое отношение к теме выступления, — повод напрямую связан с содержанием речи. Поводом может служить небольшое происшествие, личное переживание, анекдот, неожиданная постановка вопроса, которые с необходимостью выводят оратора к стержневой теме его речи. Содержание речи также можно связать с актуальным на данный момент событием, сравнение же всегда помогает вывести некое основное положение, которое было бы общим для оратора и слушателей.

Техника возбуждения размышления особенно успешна для подготовленных слушателей. Суть данного метода в том, чтобы поставить перед слушателями проблему или ряд проблем и задать им вопросы, которые затем бу­дут рассмотрены и раскрыты в основной части выступления, с целью побудить аудиторию к сотрудничеству, к совместному размышлению.

Прямая техника. Оратор сразу переходит к сути дела, без какой бы-то ни было продолжительной подготовки аудитории. Фактически это отказ от введения вообще.

Введение не должно быть длинным. В нём акцентиру­ются основные моменты раскрываемой темы.

Способы формирования заключения

Заключение — это суммирование и обобщение выводов, которые следуют из основной цели и магистральной идеи выступления.

Заключение может содержать в себе повторение сказанного в сокращённом виде.

В заключении усиливается и концентрируется стержневая мысль всей произнесённой речи, и поэтому особой с ясностью и отчетливостью следует обозначать главные мысли. Любому слушателю, когда он слышит заключе­ние, должно быть понятно, что имеется в виду.

Для отделения заключения от основной части можно применять такие обороты, как в качестве обобщения всего сказанного... или а теперь в заключе­ние.... Удачным ходом считается каким-либо образом (цитатой, фактом, на­блюдением) связать заключение с введением (закольцевать выступление), чтобы косвенно освежить в памяти слушателей самое начало речи. Тем са­мым у слушателя появится возможность сделать некое «обратное» действие — снова пересмотреть всё услышанное, но уже после приобретения новой информации.

Поведение оратора

Одним из неотъемлемых аспектов самопрезентации является поведение оратора, которое может, как способствовать успешности выступления, так и полностью испортить его. Говоря о манере поведения, следует, прежде всего, иметь в виду такие выразительные телодвижения, как поза, жестикуляция рук и мимика.

При выступлении педагога наиболее приемлемы свободные и естественные жесты, непринуждённая поза, но без лишней небрежности и/или импульсивности. Естественное напряжение, в котором находится оратор во время произнесения речи, будет передаваться слушателям непосредственно, без наигранности.

Возможно использование жестов приглашающих, отвергающих, повелительных или вопросительных, и их следует направлять как на контроль за вниманием аудитории, так и на расстановку акцентов в наиболее существенных моментах речи. Мимика не должна выходить за рамки естественной, лучше не привлекать внимание аудитории, чем отталкивать или отвлекать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: