Среди приёмов управления аудиторией выделяют так называемые «уловки оратора», такие как обращение к аудитории или использование отступлений (историй, анекдотов и пр.) в ходе выступления.
В основной части выступления эффективными могут оказаться следующие приёмы активизации внимания и размышления слушателей:
• логико-композиционные (использование инверсий, контрастных сопоставлений, «интригующее» начало);
• психолого-педагогические (привлекательная форма произнесения речи, проблематизация её содержания, вопросно-ответный ход рассуждний, рассмотрение проблемных ситуаций, опора на факты и убедительные примеры, использование литературных образов и цитат);
• речевые (использование разносторонней лексики, художественность изложения, интонационная выразительность и пр.);
• аудиовизуальные (использование структурно-логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, аудио— и видеозаписей, мультимедиа).
Все приёмы подобного рода должны быть использованы в меру, так как за чрезмерным стремлением оратора удержать внимание аудитории может быть утеряна главная идея всего выступления.
|
|
Внешний облик оратора
Самопрезентация неразрывно связана с понятием имидж, что в переводе с английского означает «образ». В российском понимании «имидж» и «образ» не одно и то же. Прежде всего потому, что в русском языке слово «образ» имеет, как минимум, пять разных значений: вид, облик, характер, порядок, отражение. Ближе всего к английскому слову «имидж» российский термин «мнение».
Имидж — мнение, суждение, содержащие оценку и отношение. Имидж выступающего важен, поскольку он формирует готовность слушателей действовать тем или иным образом.
Впечатление — образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. При формировании первого впечатления фиксируются: внешний облик; экспрессия, внешняя выразительность; выполняемые действия; предполагаемые качества личности. Большое значение имеет так называемый «эффект ореола», который проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное — к недооценке неизвестного человека.
Привлекательность, то есть степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется теми, на кого рассчитан имидж оратора.
В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность.
Одежда - своеобразная визитная карточка оратора, она выполняет три функции: 1) презентационную; 2) регуляторную; 3) информационную.
|
|
Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. При формировании первого впечатления о докладчике, одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности.
Известно, что если женщина-оратор одета в деловом стиле, то публика автоматически приписывает ей следующие качества: критичная; серьёзная; уверенная; тактичная; умная; трудолюбивая; организованная.
Большую роль для успешной самопрезентации играет силуэт одежды. Чем больше он приближён по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше статус докладчика в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.
Среди цветов предпочтительнее выбирать ахроматические цвета: черный, белый, серый, — они поднимают статус говорящего. Подходят также «цвета экологии» — цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветов и растений.
Схема имидж – составляющих
Визуальное восприятие человека | степень физической привлекательности; степень выразительности манер и их привлекательность; одежда и аксессуары (как отражение личной незаурядности, элегантности). |
Интеллектуальное восприятие человека | впечатляющие личностные характеристики, проявляющиеся в разговорах и поступках. |
Статусное восприятие человека | оценка его стратификационного статуса (положения в обществе); профессия; должность. |
Социальный фон, влияющий на восприятие конкретного человека | личностные характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги; стратификационные характеристики окружения (к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы). |
Влияние интерьера на восприятие человека | качество, стиль; цветовое оформление; звуковое оформление; пространственные характеристики. |
Хорошие деловые манеры оратора в публичном выступлении всегда замечаются аудиторией. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя, минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим.
Чёткое определение темы, плана и регламента выступления в начале — важная составляющая хороших деловых манер оратора.
Для успешной самопрезентации особенно важна речь оратора. Стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и пр. зависят от особенностей аудитории, если говорить о профессиональной среде, то здесь уместен правильный литературный язык. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора.
Резюме
В самопрезентации важен некий «посыл», энергетика, исходящая от выступающего. Энтузиазм докладчика порождает энтузиазм слушателей. Если этих составляющих нет или они слабо выражены, то качество самопрезентации будет низким, следовательно, и эффект от выступления снизится.
Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание форме вашего выступления — деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.
Только регулярная практика, умение радоваться своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам создать свой, уникальный образ оратора.