Приёмы управления аудиторией

Среди приёмов управления аудиторией выделяют так называемые «уловки оратора», такие как обращение к аудитории или использование отступлений (историй, анекдотов и пр.) в ходе выступления.

В основной части выступления эффективными могут оказаться следующие приёмы активизации внимания и размышления слушателей:

• логико-композиционные (использование инверсий, контрастных сопоставлений, «интригующее» начало);

• психолого-педагогические (привлекательная форма произнесения речи, проблематизация её содержания, вопросно-ответный ход рассуждний, рассмотрение проблемных ситуаций, опора на факты и убедительные примеры, использование литературных образов и цитат);

• речевые (использование разносторонней лексики, художественность изложения, интонационная выразительность и пр.);

• аудиовизуальные (использование структурно-логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, аудио— и видеозаписей, мультимедиа).

Все приёмы подобного рода должны быть использованы в меру, так как за чрезмерным стремлением оратора удержать внимание аудитории может быть утеряна главная идея всего выступления.

Внешний облик оратора

Самопрезентация неразрывно связана с понятием имидж, что в переводе с английского означает «образ». В российском понимании «имидж» и «образ» не одно и то же. Прежде всего потому, что в русском языке слово «образ» имеет, как минимум, пять разных значений: вид, облик, характер, порядок, отражение. Ближе всего к английскому слову «имидж» российский термин «мнение».

Имидж — мнение, суждение, содержащие оценку и отношение. Имидж выступающего важен, поскольку он формирует готовность слушателей действовать тем или иным образом.

Впечатление — образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. При формировании первого впечатления фиксируются: внешний облик; экспрессия, внешняя выразительность; выполняемые действия; предполагаемые качества личности. Большое значение имеет так называемый «эффект ореола», который проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное — к недооценке неизвестного человека.

Привлекательность, то есть степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется теми, на кого рассчитан имидж оратора.

В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность.

Одежда - своеобразная визитная карточка оратора, она выполняет три функции: 1) презентационную; 2) регуляторную; 3) информационную.

Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. При формировании первого впечатления о докладчике, одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности.

Известно, что если женщина-оратор одета в деловом стиле, то публика автоматически приписывает ей следующие качества: критичная; серьёзная; уверенная; тактичная; умная; трудолюбивая; организованная.

Большую роль для успешной самопрезентации играет силуэт одежды. Чем больше он приближён по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше статус докладчика в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.

Среди цветов предпочтительнее выбирать ахроматические цвета: черный, белый, серый, — они поднимают статус говорящего. Подходят также «цвета экологии» — цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветов и растений.

Схема имидж – составляющих

Визуальное восприятие человека степень физической привлекательности; степень выразительности манер и их привлекательность; одежда и аксессуары (как отражение личной незаурядности, элегантности).
Интеллектуальное восприятие человека впечатляющие личностные характеристики, проявляющиеся в разговорах и поступках.
Статусное восприятие человека оценка его стратификационного статуса (положения в обществе); профессия; должность.
Социальный фон, влияющий на восприятие конкретного человека личностные характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги; стратификационные характеристики окружения (к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы).
Влияние интерьера на восприятие человека качество, стиль; цветовое оформление; звуковое оформление; пространственные характеристики.

 

Хорошие деловые манеры оратора в публичном выступлении всегда замечаются аудиторией. Деловой этикет подразумевает, что начинать и заканчивать выступление необходимо вовремя, минута в минуту. В этом проявляется уважение к присутствующим.

Чёткое определение темы, плана и регламента выступления в начале — важная составляющая хороших деловых манер оратора.

Для успешной самопрезентации особенно важна речь оратора. Стилистика речи, подбор выражений, выбор примеров и пр. зависят от особенностей аудитории, если говорить о профессиональной среде, то здесь уместен правильный литературный язык. Грамотная речь свидетельствует об уровне образованности и общей культуры оратора.

Резюме

В самопрезентации важен некий «посыл», энергетика, исходящая от выступающего. Энтузиазм докладчика порождает энтузиазм слушателей. Если этих составляющих нет или они слабо выражены, то качество самопрезентации будет низким, следовательно, и эффект от выступления снизится.

Важно подготовить не только текст выступления, но и уделить особое внимание форме вашего выступления — деловым манерам, оформлению внешности, личному обаянию.

Только регулярная практика, умение радоваться своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам создать свой, уникальный образ оратора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: