Проблемы антропогенеза и сущность человека

Лекция по дисциплине «Философия»

 40.03.01. Юриспруденция, бакалавриат, очная форма обучения, 1 курс

20 апреля 2020 г.

С,С.Антюшин

Тема 5.1 Природа и сущность человека. Человек и общество

 

 

Учебные цели занятия:

1. Сориентировать слушателей в наиболее общих и значимых подходах к осмыслению движения в действительности,

2. Раскрыть вопрос о сущности и типологии динамических процессов в природе и обществе.

3. Изложить структуру, содержание диалектики, как всеобщего метода осмысления реальности.

4. Продемонстрировать "системность" бытия, основные свойства и типы систем.

5. Представить основания самоорганизации

Воспитательные цели занятия:

1. Формировать рациональное мировоззрение.

2. Осознать важность ясных представлений о действительности юристов.

Литература:  

А) основная:

1. Антюшин С.С., Горностаева Л.Г. Философия: учебник для студентов юридического вуза М.: РГУП, 2016. – 515 с.

Б) дополнительная:

1. Антюшин С.С. Основы философии. – М.: РИОР: ИНФА-М.:РАП, 2010. – 411 с.

2. Батурин Владимир Кириллович. Философия [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров. - Москва: Издательство "ЮНИТИ-ДАНА", 2016. - 343 с. [http://znanium.com/go.php?id=541660]

3. Кальной Игорь Иванович. Философия [Электронный ресурс]: Учебник. - 3; испр. и доп. - Москва; Москва: Вузовский учебник: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 384 с.[ http://znanium.com/go.php?id=942700 ].

4. Михалкин Н.В. Философия для юристов. – М.: Юрайт, 2015. – 471 с.

5. Антюшин С.С. Верю и я / Проза.ру [https://www.proza.ru/2019/05/03/874 ]

6. Антюшин С.С. Краткая история человечества / Проза.ру [https://www.proza.ru/2018/11/15/740 ]

 

 

Вопросы:

Проблемы антропогенеза и сущность человека

Смысл жизни человека

Сущность, структура и типология общества

Общественное развитие: подходы и противоречия

 

 

Наиболее общие знания о сущности и существовании человека концентрируются и развиваются разделом философии "антропология" (или "философская антропология", которая отличается человеке от антропологии естественнонаучной). Человек, каким он является на самом деле, как неотъемлемая часть и проявление бытия – такой взгляд на человека как бы "извне" (с позиции вне человеческого общества) можно было бы признать "чисто онтологическим". Вопросы познания исследуются гносеологией. Но и познание, и знание, и истина могут быть рассмотрены в онтологическом ключе. Проблемы сознания – казалось бы, онтологическая – в той или иной мере может оказаться в объектной области и антропологии, и гносеологии. Четких границ между различными областями знания (в том числе, между разделами философии) не существует. Очень часто при изучении действительности важно не разграничить знания, а синтезировать разные знания об объекте исследования.

Человек – один из самых интересных и сложных проявлений бытия; он обладает сознанием, его активность почти всегда содержит познавательный компонент, и очень часто познание является важнейшей целью человека. Философское прочтение человека содержит едва ли не все разделы философии, которые используют опыт рефлексии за всю историю изучения человеком себя самого.

Проблемы антропогенеза и сущность человека

Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования человека.

 

Мифология связывает происхождение людей с существованием некого первочеловека, возникшего в момент возникновения мира из хаоса или сотворённого целенаправленного высшими силами. Согласно некоторым мифам Древней Греции и Древней Индии человеческий род возникал несколько раз. Религии во взглядах на происхождение человека чаще всего исходят из акта творения Богом. И мифологии, и религии, отрицают появление человека эволюционным путем, в результате развитие живой природы.

Из Упанишад можно узнать, что человек – результат активности брахмана (высшего духовного безличного начала и, одновременно, абсолютной объективной реальности, творящей мир), создающего тело человека, и атмана (иной ипостаси брахмана, высшего "Я", высшей души), формирующего индивидуальную душу, "Я" человека. Смысл жизни человека заключается в стремлении к тому, чтобы после смерти его душа слилась воедино с брахманом-атманом.

В религиозном понимании человек выполняет особую миссию – понимания Бога, созерцания результатов его творчества, осмысленного стремления к Создателю, реализации его замысла. Люди наделены особыми полномочиями и ответственностью. В христианской религии центральная фигура всей мировоззренческой системы – Богочеловек – Бог, воплотившийся в человеке.

Материалистическая концепция происхождения человека складывалась постепенно. Р.Декарт представлял себе человеческий организм сложной машиной, но с душой (находившейся в мозжечке), и разумом. Ж. Ламетри в "Человек-машина" утверждает, что никакой души нет.

Естественно-научный взгляд на антропогенез (возникновение человека) чаще всего находит отражение в одной из эволюционно-материалистических гипотез возникновения и развития человека. Впрочем, в рамках рациональных объяснений появление человека также нет единого мнения. Каждая из версий в той или иной степени может быть подвержена критике.

Можно встретить мнение о том, что появление человека связано с посещением Земли пришельцами из Вселенной. Они "занесли" или "вывели" предков человека в своих интересах (для выполнения рутинной физической работы, в целях научного эксперимента или по какой-то другой причине). В процессе адаптации к окружающим земным условиям постепенно сформировался современный человек.

Если свести в большие группы все предположения о возникновении человека, то можно в самом общем виде получить такие варианты:

а) человек сотворен идеальным началом – Богом, мировым разумом;

б) возникновение человека произошло в результате эволюционного процесса на Земле;

в) человек "занесен" на Землю пришельцами из Вселенной (вариант, предполагающий вопрос о происхождении "пришельцев").

Ученые ХХ в. чаще всего придерживались дарвинистских взглядов. Согласно учению Чарльза Роберта Дарвина (1809–1882) процессы развития в живой природе обусловлены естественным отбором. Естественный отбор реализован в механизме наследственных изменений у животных и растений в ходе их борьбы за свое существование. Выживают виды животных и растений наиболее приспособленные к условиям изменяющейся среды. От поколения к поколению происходит совершенствование живых организмов. Человек – результат эволюции одной из ветвей приматов.

Однозначных и неопровержимых подтверждений такого подхода пока не найдено. Вида приматов, от которого непосредственно произошел современный человек пока не обнаружено.

"Возраст" прародителя современного человека, по разным данным, не менее 60–100 тыс. лет. Есть некоторые свидетельства и того, что еще до формирования "классического" неандертальца (примерно, 200–300 тыс. лет назад) существовал тип "проточеловека", которого некоторые ученые причисляют к ранним формам homo sapiens.

Ученые настойчиво занимаются поиском новых фактов, позволяющих обогатить представление об антропогенезе. В числе таких фактов найденные останки человекообразных приматов, которые могут оказаться прародителями человека, так называемых " австралопитека " (обитал на планете приблизительно 2,6 млн лет назад), " питекантроп " (найденные останки различных экземпляров относятся к периоду от 500 тыс. до 1,2 млн лет), " синантроп " (его древность составляет около 400 тыс. лет).

Периодически удается найти новые свидетельства существования человека разумного в различных уголках планеты. В России, на территории Горного Алтая, в 2008 г. и позже – в 2010 г. – были обнаружены фрагменты останков человека, обитавшего там приблизительно 50 тысяч лет назад, названного " денисовским" человеком, по названию пещеры, в которой были найдены останки – Денисовской[1].

Сформулированы критерии, позволяющие оценивать появления современного человека. Среди них преобразование головного мозга, его усложнение, увеличение объема и веса; утверждение способа передвигать на двух задних конечностях, ставших ногами; потеря волосяного покрова на большей части тела, развитие кисти передних конечностей, приведшее к возможности пользоваться орудиями охоты, труда. Одним из главных проявлений "человеческого" признают возникновение речи.

Альтернативные материалистическим и эволюционистским взгляды продолжают существовать и по сей день.

А в вопросе о сущности человека разночтений меньше.

В древности одной из неотъемлемых характеристик человека была его включенность в окружающий мир. Человек – органичный элемент космоса и, одновременно, результат активности космоса. Платон определял человека как "двуногое животное без перьев". Он выделял в человеке две неотъемлемых составляющих его сущности: материальную и идеальную. Аристотель изменяет акценты в соотношении материального и идеального в человеке, делая эти два начала равноправными и обращает внимание на социальную составляющую его сущности.

Теоцентристские философские концепции Средневековья считали главным в сущности человека отношение к Творцу. Важнейшим компонентом его сущности стала высокая духовность, свобода воли, определяющая принципиальный и самый главный выбор человека. Эпоха Возрождения подчеркнула его творческое начало и самодостаточность. Новое время закрепило за человеком его способность рационального постижения мира. Наконец, современный взгляд на человека, выраженный множеством позиций и точек зрения указал на многогранность, сложность человека. Существенным параметром следует считать новый уровень понимания включенности человека в окружающий мир.

Человек – это, прежде всего, живое существо, представитель рода человеческого. По своей природе он относится к животным (млекопитающим), но существенно отличается от них.

Человека отличает " прямохождение ", что не свойственно другим млекопитающим. Некоторые из них, в том числе обезьяны, способны передвигаться на задних конечностях, но не могут делать этого постоянно. Однако есть и более существенные отличия. Человек обладает самым развитым головным мозгом среди всех известных живых существ. Исследователи давно отмечают способность человека смеяться. Даже по абсолютной массе мозг больше лишь у таких крупных животных, как слоны и киты. Геном человека содержит 212 копий гена, тогда как у большинства животных таких лишь одна (у шимпанзе их 37).

Вместе с тем он уступает некоторым животным, например, по остроте зрения, многие превосходят его по обонянию, слуху. У него нет клыков, когтей и т.д., что позволило некоторым ученым считать человека несостоявшимся животным, вынужденным приспосабливаться к окружающей действительности особыми способами. Кроме того, человек имеет ряд особенностей, касающихся внешнего вида, механизма размножения, питания, продолжительности жизни.

Наиболее существенное отличие человека состоит в том, что он обладает членораздельной речью. Он способен создавать понятия, формулировать суждения, выводить умозаключения, формировать образы. То есть, человека отличает способность к абстрактному мышлению, к идеальному отражению окружающего мира, к накоплению и передаче информации на рациональном уровне.

Другое коренное отличие человека от животных связано с первым. Люди объединяются в особую общность совместного существования – социум, который, в свою очередь, формирует человека. В рамках общества человек формирует определенные нормы поведения, систему запретов, принципов, предпочтений, которым сознательно, по своей воле подчиняется[2]. Вне социума человек "состоятся" не может. Известны случаи, когда маленькие дети попадали в стаи животных, и вырастали в них; возвратить таким людям "человеческий" облик, как правило, не удавалось. За редким исключением они уже не могли говорить, сохраняли повадки именно тех животных (иногда – птиц), которые помогли им выжить.

Человек способен пользоваться орудиями труда и, также, может сам создавать их. Особенно важно то, что он способен осознанно трудиться, подчиняясь общественной необходимости, реализуя не только личные, но и общественные интересы, а также и то, что человек не столько приспосабливается к окружающим условиям, сколько старается изменить мир по собственному усмотрению.

Таким образом, человек – биосоциальное существо. Каждое из атрибутивных свойств человека заслуживает отдельного внимания; а форма бытия человека – общества, в силу его сложности и чрезвычайной важности, более подробного анализа.

Вместе с тем и абстрактное мышление, и труд, и жизнь в обществе обусловлены сознанием человека. Все они являются составными частями сложного механизма специфической "человеческой" формы адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности.

Наиболее важным условием превращения человека из животного в разумное существо исследователи считают труд.

Понимание значения и смысла труда связано с осмыслением такого свойства, как активность состояние, как правило, биологических систем, имеющее внутренний источник движения и обусловливающее их жизнеспособность. Выделяют типы активности (уровни от низших – к высшим): механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Социальная активность или деятельность – специальная человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой – целесообразное его изменение в интересах людей. Деятельность отличает разнообразие, осознанность, целенаправленность и стремление субъекта трансформировать окружающую среду по своему усмотрению.

Демокрит считал первостепенной политическую деятельность. Платон добавил в качестве основных военную и хозяйственную деятельность (в соответствии с этим он в своей идеальной модели социума делил общество на три сословия – правителей, воинов и ремесленников). В эпоху средневековья философы стремились повысить роль духовной составляющей деятельности во всех формах ее проявления. В Новое время внимание акцентировалось на творческой активности человека, от Возрождения была унаследована традиция культа искусства и науки.

Так из века в век формировалось понятие деятельности как неотъемлемого компонента жизни человека, основы культуры человеческого общества. При этом любая деятельность предполагает противопоставление субъекта и объекта деятельности, в качестве которых в самом общем плане выступают человек (субъект) и природа (объект). В ней обязательно выделяют цель, средства, результат и сам процесс деятельности.

Типология социальной деятельности обусловлена сложностью социальных систем. Деятельность делят на материальную и духовную. Часто материальная и духовная деятельность неотделимы одна от другой: ученый, изучающий космические объекты или элементарные частицы одновременно формулирует, выводы и оперирует приборами, разного уровня сложности, получая материальные эффекты. Сложность демаркации видов деятельности в этих случаях позволяют преодолеть другие основания деления и варианты типологии.

Деятельность по профессиональному признаку, позволяющей выделить художественное творчество, административно-управленческую работу, инженерную, научную, воспитательную, сельскохозяйственную, промышленно-производственную, спортивную, правоохранительную, законотворческую и другие виды деятельности, в свою очередь, делящиеся на типы, подвиды, подтипы и т.д.

В человеческой деятельности можно выделить труд, общение и игру. Впрочем, нет единого мнения о том, насколько общение и игра являются исключительно человеческими. И, пожалуй, только труд, безусловно, отличает именно человека.

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей и реализации общественных интересов.

Трудом можно назвать далеко не любую деятельность человека. Вряд ли можно считать трудом активность индивида, энергично и изобретательно решающего исключительно личные вопросы. Преступная деятельность говорит сама за себя. Труд – явление социальное, связанное с воспроизводством общественных отношений, совершенствованием качества общественной жизни, повышением общественного благосостояния, потенциала и эффективности социальной системы.

В то же время труд, как и вообще вся деятельность человека, связан с процессом отчуждения. Результаты деятельности (в том числе и труда) конкретного человека становятся самостоятельной силой. Они начинают жить своей собственной, независимой от своего конкретного создателя жизнью, и порой оказывают на него же самого существенное воздействие (не всегда позитивное). Отчуждение определяется и как неизбежное противопоставление каждого отдельного человека обществу.

Понятие "человек" используется предельно широко. В строгом понимании человек, это " любой-человек ", " человек-вообще ". Это понятие предельно абстрактное, объем его невозможно очертить сколько-нибудь четко. Оно объединяет всех людей, живущих сегодня на планете, когда-либо живших ранее. Когда же речь идет о каком-либо конкретном человеке чаще используют такие понятия, как "индивид", "личность".

Индивид (лат. individum – неделимый) – отдельно взятый представитель человеческого рода (общества, народа, класса, социальной группы), социальный атом, неделимый элемент социума; конкретный человек, обладающий неповторимым "набором" физиологических, психологических, интеллектуальных, моральных качеств (то есть – индивидуальностью)

В понятии "личность" – акцент на общественные отношения конкретного человека.

В одном из значений личность понимается как индивид, рассматриваемый с точки зрения его значимости для общества; то есть, отдельно взятый представитель рода человеческого в совокупности его общественных отношений, социальных статусов и ролей. Чем больше ролей, чем выше статус, чем важнее и многочисленнее социальные отношения конкретного индивида, тем, более значимой для общества личностью он является. Личность – индивид, предстающий в своей неповторимости, активный субъект общественной жизни, носитель индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание, …), раскрывающегося в системе его социальных отношений, в предметной деятельности, в общении. При этом его деятельность в обществе осуществляется им вполне осознанно, социальные роли выполняются обдуманно.

В другой трактовке личность – это не просто "высоко социализированный индивид", а лишь тот, кто оказывает существенное влияние на окружающее его социальное бытие. Личностями в этой трактовке могут считаться, например, талантливый ученый или художник, великий политик или полководец; добившиеся высоких результатов в своей сфере деятельности.

Л ичность (лат. persona – маска, роль актера) – это индивид 1) активный субъект социокультурной жизни, носитель ярко выраженного индивидуального начала, раскрывающегося в его социальном статусе, целенаправленных социальных отношениях, осознанной деятельности, повседневном общении; 2) оказывающий существенное влияние на окружающее его социальное бытие, яркий пример для подражания, лидер, пользующийся большим авторитетом и влиятельностью в обществе.

В любой интерпретации, категория "личность" связана с такими важными для человека понятиями, как "свобода", "ответственность", "нравственность", отражающими своеобразные "координаты человеческого измерения" бытия.

 

Смысл жизни человека

Важными компонентами сущности человека следует считать его способность к рефлексии (от лат. reflexio – отклонение; размышление) – способность контролировать не только собственное поведение, но и свои мысли, а также целеполагание – способность формировать цели и проявлять осознанную активность при их достижении.

Рефлексия в данном случае означает и способность размышлять вообще, способность анализировать, систематизировать поступающую информацию. Это и способность самоанализа, "самоизучения", способность оценивать собственное поведение и результаты своей активности.

Целеполагание – это наполнение смыслом человеческого бытия – от отдельных его фрагментов до эволюции всего человечества, от смысла жизни каждого индивида до предназначения всего человеческого рода.

Важной особенностью человека следует считать саму постановку проблемы смысла жизни, а также процесс поиска путей разрешения этой проблемы. Древнеиндийская философия связывала смысл жизни человека со стремлением прекратить череду перерождений и слиться с "вечностью". В Древней Греции было несколько подходов к решению проблемы смысла жизни: различные мыслители античности его искали в истине, в гармонии с природой, в удовольствии. Европейская средневековая философия внесла строгость и однозначность в понимание смысла жизни. Человеку, наделенному свободой воли, разумом, допустившему грехопадение, надлежит стремиться к Богу, личному спасению.

Эпоха возрождения акцентировала внимание на творческой способности человека, на необходимости выполнения им миссии "со-творца". Новое время усилило важность познания человеком истины. Позже смысл жизни усматривали в самой жизни, в осознанном существования, в реализации воли к власти и т.д. "Конечность" человека дает основания говорить об абсурдности человеческого бытия. Для других смерть человека – относительна. В религиозной традиции смерть понимается как прекращение функционирования телесной оболочки человека.

Не все философы считали этот вопрос решаемым. Представители аналитической философии полагали, что если вопрос о смысле жизни нельзя сформулировать ясно, то о нем вообще не следует говорить. Но отсутствие смысла поставило бы под угрозу и саму жизнь.

Ученые выделяют компоненты, составляющие смысловое содержание жизни человека: значимые цели в жизни, ее эмоциональная насыщенность, удовлетворенность итогами жизни.

Смысл жизни для каждого конкретного человека имеет неповторимое содержание.

Важнейшие цели жизни большинства людей связаны с продолжением рода: эффективным воспитанием, качественным обучением детей. Важной составляющей смысла жизни человека является стремление совершенствовать среду своего обитания (и в узком и в широком понимании). Немалую роль играют психологические, физические, интеллектуальные особенности каждого конкретного индивида. В ХХI в. перед человечеством стоит стратегическая задача – достичь гармонии с природой, обеспечить органичную включенность человека в природу.

Жизнь "для себя" или посвящение всего себя "служению другим" людям – две крайние позиции.

Герои одних эпох – Сергий Радонежский, Жанна д'Арк, Иван Сусанин, Александр Матросов, другие эпохи выдвигают на первый план конформизм, собственное благополучие любой ценой, умение построить грандиозные "пирамиды"; искусство "относительно честного" отъема денег у населения. Другими словами, проблема поиска смысла жизни – вопрос далеко не умозрительный, не чисто теоретический; они чрезвычайно важен, прежде всего, в практической плоскости.

За многие века было предпринято немало попыток решения данной проблемы, предложено много вариантов трактовки смысла жизни. Но все они, так или иначе, были связаны с пониманием свободы человека. В связи с этим было высказано много мнений, большинство из которых занимают место между крайними позициями, которые можно свести к фатализму и волюнтаризму.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой, предопределенный судьбой) 1) философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека; 2) соответствующий поведенческий принцип; (в историко-философской традиции противостоит волюнтаризму).

Человек изначально осознанно настроен на подчинение обстоятельствам, на покорность провидению.

Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – концепция, выражающая противоположную фатализму позицию. Феномен воли выступает в качестве высшего принципа бытия. Эволюция предопределена не судьбой, а волей субъекта.

 Субъект совершает все поступки исключительно по своей воле, реализуя свои интересы, в противном случае он, формально, перестает быть субъектом.

Только такое поведение, с позиции волюнтаризма, характеризует свободную личность. А индивиды, не способные противостоять обстоятельствам и воле других личностей закономерно оказываются несвободными. Однако, такая позиция противоречива.

 Абсолютная свобода, как полная независимость ни от каких обстоятельств, по крайней мере, в природе не встречается. Спиноза выдвинул положение о том, что свобода – это познанная необходимость. Эта позиция была развита в немецкой классической философии, воспринята марксизмом. Свобода не слепое проявление воли, а способность человека поступать настолько целесообразно и эффективно, насколько глубоко и всесторонне ему удалось исследовать окружающий мир. При этом свобода конкретного индивида неизбежно взаимосвязана со свободой других индивидов. Свобода каждой личности ограничена свободой других людей.

С вобода – категория, фиксирующая возможность деятельности и поведения субъекта в условиях отсутствия внешнего целеполагания; способность человека к активной деятельности, в ходе которой он в соответствии со своими намерениями, желаниями, интересами, а также благодаря учету законов природы, интересов общества и его отдельных индивидов, добивается поставленных перед собой целей.

Но свобода человека, свобода его поведения всегда обусловлена системой норм, принципов, сложившихся в данном конкретном обществе или имеющих силу норм, которые разделяет все человечеств или, по крайней мере, большинство людей.

Таким образом, свобода человека может быть более или менее полно определена только в контексте широкого спектра социальных отношений, в рамках целей и интересов общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: