Сущность, структура и типология общества

  Общество представляет собой, наверное, самое сложное образование в природе. Оно содержит материальный и духовный компоненты и состоит из множества людей, каждый из которых сам по себе – сложная многоуровневая многоаспектная, динамичная система. Люди формируют огромное количество взаимодействующих между собой групп, сообществ различного уровня и масштаба, в ходе своей жизнедеятельности они создают самые разнообразные материальные предметы и идеальные системы. Другими словами, общество не только многоуровневое, многоэлементное образование, но и система, в которой одновременно происходит множество процессов. При этом общество – форма существования человека.

Вне общества человека не может сформироваться и жить. Также и общество не существует вне бытия человека; общество невозможно без людей. И все-таки, человек обладает свойствами, которые позволяют говорить о нем и без ссылок на общество. Общество, в свою очередь, это не просто совокупность людей. Оно обладает качествами и возможностями, недоступными отдельному человеку и даже группе людей.

Человек и общество, с одной стороны, различные проявления бытия социального, с другой – это самостоятельные объекты бытия, каждый из которых не сводится к другому.

С точки зрения религии все сотворено Всевышним. И сама история общества – это трудный и противоречивый путь сообщества людей к Богу. И, тем не менее, даже в религиозной трактовке общество, пусть и развивается в соответствии с божественным проведением, но, с другой стороны, создается людьми относительно самостоятельно. Адам и Ева, ослушавшись запрета и познав добро и зло, оказываются изгнанными из Эдема и лишь тогда вынуждены "основать" общество (первоначально – в масштабах одной семьи). Позже похожая миссия выпадает на долю Ноя, но в этот раз он не наказан, а, напротив, спасен; только его семья оказывается достойной основания нового человечества.

Новое время привнесло в представления о возникновении общества идеи о его возникновении естественным путем – в результате заключения особого договора между людьми. Согласно принятым договоренностям люди брали на себя определенные обязательства по взаимодействию, совместному решению важных проблем. Ради безопасности и упорядоченности своего бытия люди сознательно жертвовали частью своих естественных прав, частью свободы. Эти договоренности и были условиями создания особых – общественных – отношений. Именно с этими идеями, получившими форму "договорных" теорий связано появление таких понятий, как "естественные права" человека, "гражданское общество" и некоторые другие.

В дальнейшем все более утверждалась научная точка зрения в общественном мнении. Естественнонаучная точка зрения связывает возникновение общества с эволюционными процессами природы. Важнейшим условием такого рода является существование человека, точнее, его "прародителя" – живого существа, способного развиваться, с высокой точностью отражать окружающий мир, абстрактно мыслить, усваивать поступившую извне информацию, т.е. существа, ставшего в ходе развития человеком. Особенностью этого живого существа (будущего человека) и, одновременно, условием возникновения общества, является его образ жизни – в стаде. Существовать отдельно предки людей вряд ли могли. Они были слишком слабы и беззащитны перед вызовами природы. Да и сегодня обеспечивать свою безопасность, жизнеспособность, воспроизводство социального люди могут только объединяясь в группы.

Этим объясняется свойственный современному человеку коллективизм.

Еще одним условием возникновения общества стали природные (климатические и другие) особенности, влияющие на формирование ресурсной базы, которую люди смогли использовать в своих интересах. Для возникновения общества необходимо соответствующее состояние окружающей среды и существование живого существа, способного образовать общества.

Важной отличительной чертой прародителя человека стала его способность не только приспосабливаться к условиям окружающей его среды, но и воздействовать на природу. Необходимым шагом к образованию общества стала устойчивая привычка будущего человека пользоваться материальными предметами как орудиями труда и приобщение своих сородичей к использованию подобных предметов в рамках жизнедеятельности. Другим шагом стало использование огня, поддержание которого могло быть только совместными усилиями нескольких особей предка человека.

Совместная охота, собирательство, поиск и обустройство жилища, отражение нападений зверей постепенно формировали навыки и привычку труда – деятельности по преобразованию окружающей среды в интересах человека и всей группы его сородичей.

Существенным моментом в образовании общества стало производство. Предки людей, средством существования которых первоначально были охота, рыболовство и собирательство, постепенно переходили к другим формам своего жизнеобеспечения.

Важным шагом стал запрет на вступление в половые связи внутри узкого круга близких сородичей. Этот запрет закреплен в определенной системе норм, регламентирующих отношения в формирующемся сообществе. Появляется осознанное соблюдение норм. Постепенно возникли новые образования – семья, род, община. Укрепление и упорядочение отношений, наряду с осознанием ряда требований, выраженных в понятиях (с развитием абстрактного мышления), привели к новым возможностям развития производства, к целесообразности производственных процессов. И хотя охота и рыболовство продолжали играть важную роль в жизни общины, производственные процессы стали фактором, стимулирующим развитие социального в ней.

Эти процессы способствовали возникновению и закреплению определенных статусов, ролей в совместной жизнедеятельности, производстве, к формированию новых отношений. Так, например, соперничество за главенствующее положение в общине (за то, чтобы занять место вожака) приобретает постепенно формы ритуалов, традиций, правил. Приблизительно так возникают скотоводческие и земледельческие общины, обладающие вполне четкой структурой, внутренней иерархией, целями.

Были созданы условия для производства излишков и возникновения частной собственности.

Отдельные общины стали объединяться в более крупные образования, в племена. Внутри племен усложнялись отношения, происходило расслоение составляющих его людей. Необходимость упорядочения усложняющихся связей и растущие интересы общества, требовавшие решения все большего числа разнообразных задач, потребовали более четкой координации внутреннего взаимодействия, выстраивания внешних связей (с другими племенами). Это привело к созданию особого института – государства.

Общество (социум) обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности объединённых взаимными интересами, нормами поведения и взаимодействия людей, характеризующаяся их целенаправленной и разумно ор­ганизованной совместной деятельностью, особой системой отношений и институтов; (в узк. смысле) определенный этап человеческой истории или отдельное индивидуальное общество, большие целесообразно взаимодействующие группы людей, объединённые на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни, с присущей им системой отношений и институтов..,.

Важной характеристикой (сущности) общества является его природная основа, и то, что оно – часть объективной реальности, форма проявления бытия. Это бытие называют социальным, а общество – социальной системой. Однако общество является не просто частью природы, а частью, в значительной мере противоположной природе.

Признаки общества:

территория (более или менее четко обозначенную), на которой возникают социальные отношения. Общество имеет природно-территориальную привязку. Каждая территория обладает определенной природной (ресурсной, климатической и др.) спецификой;

совокупность устойчивых социальных связей – социальная структура, делающей возможным взаимодействие людей в обществе, способность воспроизводства и развития этих связей;

самодостаточность – не полная автономность, не возможность существовать без притока ресурсов извне, а способность реализовывать общественные, корпоративные, групповые, индивидуальные интересы граждан.

Понятие "общество" имеет много значений. Оно употребляется по отношению ко всему человечеству ("мировое сообщество", "макросоциум"). Так называют выделенную по какому-то признаку устойчивую – иногда формальную – группу людей ("общество защитыприроды", "философское общество", "высшее общество"). Иногда так называют временные небольшие группы (например, считается полезным провести время в "обществе интересных людей"). Наконец, общество – это особая форма бытия; выделившейся из природы ее составная часть ("социальное бытие", "мир") и т.д.

В самом общем плане понятие "общество" употребляется в широком и в узком смысле.

Общество ( в широком смысле)_ - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, которая характеризуется их целенаправленной и разумно ор­ганизованной совместной деятельностью.

 Общество, таким образом, оказывается сходным с социальным бытием.

Общество ( в узком смысле)_- определенный этап человеческой истории (например, феодальное общ.) или отдельное общество, образованное определенным народом на определенной территории (например, немецкое); большие целесообразно взаимодействующие группы людей, объединённые на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни, с присущей им системой отношений и институтов.

Структура общества представляет собой сложную совокупность взаимосвязей между различными уровнями, слоями, группами, институтами и т.д.

Самый нижний (условно) уровень – отдельных индивидов.

Ф ормы социального бытия:

семья – если индивид "социальный атом", то семья "молекула" общества;

группа людей – понятие довольно широкое; группы могут быть малыми (до нескольких десятков человек), средними (до ста человек), большими (сотни и даже тысячи людей в каждой), деление это достаточно условно; группы могут быть различными по качеству, по устойчивости, по статусу и по другим параметрам;

коллектив – качественно определенная группа, объединенная чаще всего по производственному или профессиональному признаку; коллективы, как и другие группы, могут быть различными по масштабам, численности, значимости, статусу, функциям;

классы, страты, сословия, касты – особенно многочисленные социальные группы, различающиеся по важным признакам – по отношению к средствам производства (классы); по исторически сложившемуся социальному статусу и социальным функциям, довольно строго закрепленным за конкретно группой (касты, сословия; разграничения между кастами особенно жесткие, в некоторых случаях – непреодолимые); по уровню финансово-имущественного положения, образованности, обусловленному этими уровнями месту, занимаемому в социальной иерархии (страты) и другим значимым параметрам;

нации; отдельные общества; государства – самодостаточные социальные системы, как правило, субъекты международных отношений, объединенные по этно-культурному, политическому и другим основаниям;

союзы государств – временные или традиционные объединения социальных систем, имеющих общие интересы;

человечество или мировое сообщество; похожие по содержанию "понятия" в действительности не тождественны; в онтологическом смысле они имеют различное содержание; под "человечеством", как правило, понимают все социальное бытие во всем многообразии его исторического развития; "мировым сообществом" чаще называют человечество в данный исторический момент времени.

Важными составными частями общества являются его институты, самым значительным из которых на современном этапе социального развития является государство.

Между всеми элементами, компонентами, подсистемами общества возникают связи – общественные отношения.

Общественные отношения – возникающие в процессе деятельности взаимодействия, взаимовлияния, которые в значительной степени характеризуют структуру и качественную определенность общества. Их совокупность, качество, интенсивность и другие особенности отражают меру совершенства общества, его сложность, потенциальные возможности.

Самый распространенный тип отношений – межличностные – отношение между отдельными индивидами. Могут быть выделеныи иные уровни отношений: между семьями, между группами, между субъектами одного и того же (национального или многонациональной) общества, вплоть до международных отношений. Возможны отношения между индивидом и группой, между социальным слоем и всем остальным обществом. Общественные отношения могут быть различными по направленностивнутренними и внешними.

Отношения делят на материальные и духовные.

Материальные отношения складываются в результате практической деятельности людей и связаны с использованием различных материальных объектов в интересах участников отношений.

Духовные отношения, соответственно, связаны с мировоззрением, с духовными ценностями: философскими, научными, религиозными, художественными, моральными; а также с духовными целями, устремлениями, оценками, традициями и другими духовными образованиями.

Чаще всего структуру общества представляют в виде взаимодействия четырех наиболее важных компонентов. Их называют сферами общества. Исходя из того, что социальное бытие проявляется, прежде всего, через особый вид активности (социальная активность), т.е. через деятельность, эти компоненты иногда называют сферами общественной деятельности.

Сферы общества образованы совокупностью отношений субъектов (включая отдельных индивидов, малых и больших социальных образований) по поводу тех или иных значимых ценностей, а также институты и организации, которые в той или иной степени реализуют интересы общества связанные именно с этой группой ценностей. Каждая сфера отличается специфическими методами деятельности, принципами и закономерностями процессов, особенностями функционирования.

Выделяют (чаще всего) четыре сферы общества, каждая со своими социальными институтами [3]:

материально-производственная (экономическая) – отношения в процессе материального производства, промышленные предприятия, финансовые организации, технологии промышленного производства, закономерности экономики; к институтам экономической сферы относят производство (индустриальное, сельскохозяйственное и др.,), торговлю (сети магазинов, рынков, финансовую сферу (банки, кассы взаимопомощи)

духовная (интеллектуально-духовная) – сфера производства идеальных (духовных, интеллектуальных ценностей), совокупность отношений, возникающих в процессе создания и функционирования этих ценностей; охватывает научную и образовательную деятельность, художественное творчество, активность религиозных организаций, идеологическая деятельность и т.д., а также результаты этой деятельности; соответственно, в данную сферу включаются такие институты, как наука, образование, религия, искусство и др.;

политическая – взаимосвязанная совокупность отношений, процессов, организаций и общественных объединений, связанная с конкуренцией по поводу власти в государстве, а также, с использованием "властного ресурса"; главный институт политической сферы –государство, сюда же относят политические партии, общественные организации;

социальная – совокупность отношений, организаций, учреждений, непосредственно влияющих на качественные и количественные параметры жизни человека в данном обществе; к социальной сфере относят, чаще всего, сферу услуг (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Общества могут различаться по национальному признаку: китайское общество, французское общество, украинское общество и др. Однако национально-этническое основание типологии общества не всегда точно отражает его национальные особенности. Так, в названии "российское общество" присутствует и национальная и географическая составляющие. Формирование России такой, какой она есть в значительной степени – результат эволюции русского народа, который создавал в течение многих сотен лет российское общество с его неповторимой культурой, впитывающей и одновременно бережно сохраняющей культуры всех народов, становившихся частью русского общества.

Общества отличаются по стадии развития, но основание деление по такому признаку могут быть различными:

– по уровню развития технологий – общество бывает "доиндустриальным" (или "аграрным"), "индустриальным", "постиндустриальным" (или "информационным");

– по типу общественно-экономической фармации или по преобладающим в обществе, играющим наиболее существенную роль в его функционировании общественно-экономическим отношениям – первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое;

Общество также делят на различные типы по характеру социальных отношений, в этом случае обычно выделяют общество "патриархальное", "традиционное", "либеральное"; по типу режима – "тоталитарное", "авторитарное", "демократическое"; по религиозному признаку – "христианское", "исламское", "буддистское" и другие.

В результате эволюционных процессов сложность социального бытия возрастает, общество меняется. Существуют общие для всех обществ закономерности развития. Изучение данных закономерностей, принципов, процессов является важнейшим компонентом современных общественных наук, и, прежде всего – предметом социальной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: