Общественное развитие: подходы и противоречия

Общество – сложная многоуровневая совокупность неоднородных различных социальных образований.

Социальная философия, как известно, использует знания закономерностей природы, полученные естественными науками. Большую роль в изучении социума сыграла теория систем.

Общество – система, как и многие другие объекты (образования) окружающего мира.

Как и любая другая система, общество – это целостность – сложный социальный организм, состоящий, как и всякая система, из большого количества составных частей. Это элементы, которые представляют сравнительно самостоятельные образование, способные существовать в составе различных частей и компоненты, которые в каждой социальной системе неповторимы и существуют только в своей системе. Большинство элементов и компонентов представляют собой социальные системы иных (более локальных) уровней.

"Первичный" элемент общества – человек. Но элементами могут быть и семья, и населенный пункт и населенная территория (село, город, административный район, субъект федерации). Человек может поменять место жительства не только внутри одной социальной системы, но и гражданство; может, формально выражаясь, стать "элементом другой системы". То же справедливо и в отношении других элементов. Из одной системы в другую могут переходить целые территории. Лотарингия и Эльзас несколько раз становились то немецкими, то французскими. Северо-западные территории современной Польши до 1945 г. входили в состав Германии. Индия и Пакистан одно время входили в состав Британской империи. Три нынешние северо-восточные земли Германии были отдельным государством – ГДР. Юго-западные штаты США в XIX в. были отвоеваны у Мексики.

Таких примеров в истории немало. Территория Восточной Пруссии (её центральная часть – современная Калининградская область) в ходе Семилетней войны стала русской провинцией, но в конце её необоснованно, с пренебрежением к усилиям и жертвам русского народа и русской армии, возвращённой Петром III Фридриху II. Почти через двести лет Восточная Пруссия была вновь завоёвана, теперь уже Советским Союзом, усилиями и жертвами советского народа.

Компонентами являются сферы общественной деятельности. Ни экономическая, ни политическая, ни социальная сфера не могут существовать одна без другой, без общества и вне данного конкретного общества, так как они пронизывают все общество. Эти сферы в каждом обществе выстраиваются вместе с обществом и вместе с ним изменяются или исчезают. Такой компонент общества как экономика, в свою очередь, также состоит из компонентов – производство, торговли, финансов и некоторых других.

Каждый элемент и компонент является подсистемой, т.е. системами, но более низкого порядка. Подсистема также может состоять из подсистем еще более низкого уровня.

В рамках системного анализа общества используются различные подходы.

Общество многие исследователи представляют, в первую очередь, в виде системы социальных институтов и организаций. Социальные институты являются наиболее показательными элементами социума. Многие институты и организации формируются целенаправленно. Они создаются не просто для решения тех или иных задач, но и для того, чтобы решать эти задачи определенным образом. Технологии, методы, приоритеты, традиции придают обществу неповторимые качества.

Для того, чтобы избежать многозначности в обозначении социальных систем различного уровня, которыми являются фактически любые социальные образования, иногда понятия (и, прежде всего, понятие "социальная система") используют в строго определенном смысле.

Социальная система – отдельно взятое самодостаточное общество, функционирующее в форме суверенного государства. Составные части такой социальной системы (общества) – ее элементы и компоненты – называют подсистемами.

Социальная макросистема ( или макросоциум) – понятие, которым нередко обозначают все мировое сообщество, все современное человечество, все население планеты. Макросоцум, какой бы сложной системой он не был, остается всего лишь одной из систем реального мира. Выделившись из природы, общество неизбежно остается его неотъемлемой частью.

Природа сама является сложной системой, а общество по отношению к ней – подсистемой. В этом случае мир, в котором функционирует общество можно назвать мегасистемой.  

Первоначально древние наблюдатели общество не выделяли из природы. Человек Древнего мира поклоняется природе. Постепенно отношение трансформировалось; человек стал считать себя "повелителем природы" и, сам того не замечая, методично и безжалостно уничтожал среду своего обитания. Возникла острая необходимость срочного пересмотра отношений между обществом и природой. Ученые видели эту проблему давно. Бережное и уважительное отношение к окружающему миру присуще философии с древних времен. На органичном сосуществовании общества с природой настаивали и российские ученые – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев и другие.

Важным понятием, в котором отражаются как единство социальной эволюции, так и многообразие форм социального бытия, является «культура».

Понятия "общество" и "культура" неотделимы друг от друга, хотя мера и характер их взаимосвязи зависит от значений, в которых эти понятия употребляются. Но в любом случае особенности культуры лежат в основе разнообразия общества, определяют его неповторимость.

Культура  (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование):

– вид растений, имеющих значение для сельского хозяйства и являющийся предметом сельскохозяйственного производства, возделывания (например, зерновые культуры);

– уровень воспитания и образования отдельного человека, совокупность его личных качеств, воспринятых и соблюдаемых им норм отношения к себе, к окружающим людям, к природе (человек высокой культуры); подобным образом можно определять и культуру группы людей; в более узком значении – внутренний, духовный мир человека;

– уровень процессов и результатов деятельности в определенной области (высокая культура исполнения документа, изделия); профессиональный уровень представителя конкретной специальности (а также, коллектива, компании, предприятия), отражающий степень владения данной специальностью, эффективность функционирования;

– особенности (производственные, духовные, технологические, политические, нравственные, правовые, художественные и др.), тип и уровень развития конкретно-исторической большой общности людей, объединенной общей территорией, единой формой организации жизни (или схожими формами), важнейшими интересами и т.д. (цивилизации);

– совокупность средств человеческой жизнедеятельности и некоторые другие формы и уровни проявления социальной активности.

Все это связано с деятельностью и существованием человека. Культура отражает результаты жизнедеятельности человека, процесса развития общества и характеризует нечто отличное от приро

Культура – аккумулированный результат всей предшествующей деятельности людей и, одновременно, база дальнейшего развития общества и каждого человека в отдельности. Функции культуры: социализация, информационная, творческая (созидательная), интегрирующая, коммуникативная, регулятивная и некоторые другие, чрезвычайно важны

Проявления культуры бесконечно разнообразны, это отражается в многогранности социально бытия в ходе непрерывного изменения. Развитие общества связано с изменением социальной системы, ее элементов и компонентов, отношений между ними.

Изменения, которые приходилось наблюдать человеку в окружающем его мире, и та информация об изменениях в природе, которая была в распоряжении индивида, та эмпирическая база о развитии мира и самого человека, давала основания предположить древним о цикличности этих изменений.

Но был и другой опыт. Солнце всегда появлялось на востоке и скрывалось за горизонтом на западе. Реки всегда текут от истока к устью. Дождь и снег падают с неба на землю. Человек с момента своего появления до исчезновения всегда взрослеет, стареет, но не молодеет. Зарождалось понимание линейности в социальном развитии.

Так, на протяжении тысячелетий складывались довольно устойчивые взгляды на общественную жизнь. В рамках начальных форм социального прогнозирования возникли два основных подхода к пониманию общественных процессов – цикличного и линейного развития. Социальный анализ стал приобретать научный характер только в Новое время.

Итальянский философ и историк Джамбаттиста Вико (1668–1744) большое внимание уделял изучению гражданского права, философского наследия Платона, Н.Макиавелли, философии Р.Декарта. В своей книге " Основания новой науки об общей природе наций " ученый приходит к выводу о том, что каждое общество (народ, нация), как и человек, проходит в своем развитии четыре этапа. Первый из них – "детство" – божественный период, государства в обществе нет. "Юношество" – героический период, когда появляется аристократическое государство. "Зрелость" – человеческий этап развития общества, в котором главную роль играет демократическое государство. Завершает историю общества последний этап – "упадок". История, таким образом, представляет собой единый цикличный процесс.

Сторонниками линейного развития общества были ученые, обращавшие внимание, прежде всего, на прогрессивные стороны социальной эволюции. Такими, например, были О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм и некоторые другие.

Социальное развитие невозможно описать, используя только один подход (либо цикличность, либо линейность). Возникла необходимость в выработке более универсального взгляда, который и нашел свое воплощение в представлении социальной эволюции как развития по спирали.

Важным итогом совершенствования диалектических представлений о социальном бытии стало формирование одного из двух основных подходов понимания общественного развития – формационного.

Формационный подход нашел свое отражение в концепции общественно-экономических формаций, сменяющих друг друга в процессе социального развития. Он был сформирован на основе диалектико-материалистического анализа истории. К. Маркс и Ф. Энгельс увидели в многообразии различных форм проявления социального общие закономерности и отличительные черты. Они пришли к выводу о том, что все социальные системы (точнее, большинство народов, наций, этнических и межэтнических союзов) проходят в своем развитии одни и те же стадии.

Кроме того, был сделан вывод о том, что качественная определенность общества обусловлена преобладающими в нем производственными отношениями, способом производства, идеологией. Определяющим, при этом, является способ производства – исторически определённый тип создания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления; Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений, находящихся во внутреннем взаимодействии.

В формационном подходе используется ряд важных понятий:

«производительные силы» – система субъективных (человек, его опыт, навыки, активность) и вещественных элементов (средства производства и средства потребления), с помощью которых осуществляется общественное производство;

«производственные отношения» – совокупность материальных экономических отношений людей в процессе общественного производства и распределения продуктов; в значительной степени они выражаются в отношении к средствам производства, т.е. в отношениях собственности;

«средства производства» – средства (прежде всего, орудия) труда и предметы труда (то, на что направлен труд: руда, лес, водные ресурсы, а также сырье – например, сырая нефть – которое уже было человеком добыто, но требует дальнейшей переработки, приложения труда);

«средства потребления» – то, что распределяется, результаты производства;

" класс " (социальный или общественный) – большая группа людей, занимающая определенное место в конкретной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, играющая определенную роль в общественной организации труда. От того, господствующее или подчиненное положение в обществе занимает класс (классы) по отношению к другому классу (другим классам) зависит уровень его благосостояния, доля доступного ему общественного богатства.

Отношения классов к средствам производства, как правило, закреплены в соответствующих законах. При этом господствующие классы (в разных формациях это рабовладельцы, феодалы, буржуазия или капиталисты) могут присваивать себе труд подчиненных (или угнетенных) классов.

Производственные отношения составляют экономический базис общества, которым обусловлена надстройка система взглядов, политические, идеологические, правовые общественные отношения.

Выделяют пять типов общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Первая и последняя формации представляют собой общество, в котором отсутствует классы, а значит, и государство, в котором в бесклассовом обществе нет необходимости. С точки зрения марксизма, государство – инструмент господствующих классов для подавления всех других социальных групп и подчинения социальных процессов своим интересам. Названия формаций обусловлены преобладающим типом производственных отношений, а также названием господствующих в обществе классов.

Общественно-экономическая формация – конкретно-историческая качественная определенность социальной системы (ее исторический этап развития), функционирующей по специфическим законам, в основе которых лежит тот или иной способ общественного производства.

В ходе развития в социальной системе формируется и утверждается определенный исторический тип общественно-экономической формации. По мере социального развития появляются новые производительные силы, которые входят в противоречие с производственными отношениями. В недрах данной формации, таким образом, зарождается новая формация. Неизбежно разворачивается классовая борьба, которая (согласно диалектическим законам) заканчивается победой нового.

Так совершается история.

Формационный подход делает акцент на единстве исторического процесса, на его необратимости. Другой подход в большей степени указывает на неповторимость каждого общества в своем развитии, на культурные особенности каждой социальной системы.

Цивилизационный подход связан с понятием «цивилизация» (лат. civilis – государственный, гражданский). Сложность осмысления данной точки зрения заключается уже в том, что в это понятие ученые вкладывают различное содержание. Так, иногда его используют как синоним культуры, иногда под ним понимают человеческую цивилизацию; для некоторых цивилизация – этап развития общества, который наступает после варварства, а иногда и завершающая стадия общественного развития, проявление упадка общества.

В рамках цивилизационного похода к осмыслению истории под цивилизацией понимают большие социальные системы (общественные организмы), обладающие выраженной культурной спецификой, на протяжении долгого времени играющие большую роль в жизни всего человечества. Однако иногда их делят по территориально-этническому принципу (китайская, римская, русская и др.), иногда – по религиозному (христианская, исламская и т.д.).

Цивилизационный подход формировался в результате творческой деятельности целого ряда исследователей общества. Прежде всего, это российский мыслитель Н.Я. Данилевский, немецкий философ О.Шпенглер. Наиболее известным автором, придерживающимся данной точки зрения на общественную эволюцию, обобщившим достижения своих предшественников и творчески развил их идеи, считается английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975). Свою позицию наиболее развернуто он изложил в труде "Постижение истории".

А.Тойнби вслед за Н.Я. Данилевским и О. Шпенглером полагал, что единой истории не существует. Социальное бытие – это своеобразный круговорот локальных цивилизаций, совокупность "историй" отдельных, относительно замкнутых цивилизаций. Если предшественники выделяли от девяти (О.Шпенглер) до двенадцати (Н.Я.Данилевский) цивилизаций, то А.Тойнби вначале насчитывал двадцать одну цивилизацию, но затем пришел к выводу что их тринадцать.

Каждая цивилизация после возникновения, проходит в своём развитии стадии роста, надлома, разложения и затем гибнет. На смену гибнущей приходят другие, более молодые цивилизации. При этом критерием общественного прогресса А.Тойнби считал уровень духовного развития. Поэтому в будущем в мире должна установиться единая религия, объединившая в себе все лучшее известных религий.

Механизм развития цивилизаций заключается в способности ее "творческой элиты" находить адекватные "ответы" на исторические "вызовы". Творческая элита в данном случае – наиболее активной, образованной и ответственной части общества; вызов истории – объективные и масштабные испытания, трудности природного и социального характера; ответы общества – продуманные комплексные действия, объединяющие усилия всего общества. Возраст каждой цивилизации – приблизительно одна тысяча лет. Специфика ответов на те или иные вызовы обусловлена культурой цивилизации и определяет ее своеобразие.

Социальная реальность не укладывается в схему цивилизационного круговорота. Практика общественного строительства сложнее любых социальных моделей.

Цивилизационный подход не лишен недостатков, так же как формационный, поэтому многие исследователи считают, что наиболее правильно при изучении социального развития сочетать оба подхода, они могут дополнять друг друга.

Для общества справедливо утверждение о том, что покой носит относительный характер, тогда как движение – абсолютно. Социальное развитие (как и любое развитие) может замедляться и ускоряться. Оно может совершаться постепенно и преимущественно в количественных параметрах, то есть – эволюционно. Возможны, также, моменты скачкообразных изменений – революции, когда наступают существенные качественные изменения в обществе. Общество как система может совершенствоваться, а может и деградировать.

В связи с этим в исследовании общественного развития важной является проблема общественного прогресса. Если по поводу социального движения особых разночтений у исследователей не возникает, то взгляды на качественные изменения общества могут быть различными.

При осмыслении общественного прогресса возникает немало вопросов: насколько допустимо достижение целей одних людей за счет возрастания проблем других людей; как обеспечить прогресс во всех сферах социальной системы; возможно ли считать прогрессом повышение жизненного уровня одних социальных групп при отсутствии улучшения качества жизни других; насколько нравственно оправдан неуклонный рост уровня потребления в одних странах на фоне бедственного положения других. Все большее внимание уделяется необходимости соотнесения социального прогресса с отношениями между обществом и природой. Потому что реализация многих интересов общества оборачивается его возрастающей агрессией по отношению к природе, что само по себе, не слишком ответственно и порядочно. Кроме того, таким образом, сокращается база жизнеобеспечения человека.

Знание законов природы и общества позволяет решать возникающие вопросы более эффективно, но не дает гарантии их решения – непременного положительного, а тем более быстрого. С другой стороны ученые, активные и ответственные личности, не занимающиеся наукой непосредственно, уверены в необходимости неустанного накопления знаний о природе и об обществе, поиске решений социальных проблем. Словом, всего того, что может обеспечить социальную стабильность.

В рамках поиска теоретических основ социальной эволюции и практических эффективных решений в области общественного строительства большое значение имеет проблема устойчивого развития общества, или стабильности социальных систем.

Стабильность общества связана с тем, что оно должно адекватно реагировать на воздействия внешнего по отношению к нему мира, который постоянно развивается. Поэтому стабильное состояние общество означает его устойчивое динамичное развитие. Стабильность также означает постоянное совершенствование и сбалансированность внутренних отношений.

Перед учеными, политиками, и всеми социально активными гражданами стоит задача совершенствования социальных отношений, повышения мировоззренческого уровня, обеспечения согласованности общественной деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Объектом какого из разделов философии является человек?

2. Является ли человек объектом нескольких разделов философии? 

3. Какие взгляды на происхождение человека встречаются в прошлом и настоящем?

4. Какие значения в различных исторических концепциях имеет понятие "первочеловек"?

5. О каких видах человека сегодня известно?

6. Какая версия антропогенеза представляется наиболее убедительной и почему?

7. Назовите важные отличия человека от животных?

8. Каковы существенные признаки человека?

9. Раскройте главные проявления "человеческого".

10. Назовите возможные варианты отношения человека к действительности, к обществу; какие из них наиболее предпочтительны?

11. Назовите известные типы (уровни) активности?

12. Каковы особенности социальной активности?

13. Приведите примеры типологии деятельности?

14. Чем труд отличается от других видов деятельности?

15. Что такое отчуждение в социальных отношениях, как оно проявляется?

16. Сравните понятия "человек", "индивид", "личность".?

17. Какую трактовку личности следует считать наиболее корректной, и почему?

18. Приведите различные философские трактовки смысла жизни человека.

19. Назовите компоненты, которыми обусловлено смысловое содержание жизни людей?

20. Что такое свобода?

21. В чем заключается основное различие между фатализмом и волюнтаризмом?

22. В чем заключается сущность различных философских концепций происхождения общества?

23. Для каких областей знания общество – объект исследования?

24. Каковы важнейшие условия возникновения общества?

25. Раскройте отличительные признаки общества?

26. В каких смыслах можно употреблять понятие "общество".

27. Какие элементы и компоненты составляют структуру общества?

28. Что такое социальная подсистема?

29. Каковы особенности различных уровней общества?

30. Назовите типы общественных отношений?

31. Какие сферы общества чаще всего выделяют исследователи?

32. Какие возможны основания классификации общества?

33. Назовите основные общественные институты.

34. Что такое социальная система?

35. Какова иерархия социальных систем?

36. Приведите примеры конкретных элементов, компонентов общества, социальных подсистем?

37. Назовите теории, различным образом раскрывающие сложность и иерархичность общества?

38. В каких значениях используется понятие "культура"?

39. Каковы функции культуры?

40. Какие особенности общественного развития отражают "линейный" и "циклический" подходы?

41. В чем заключается сущность общественного развития?

42. Раскройте содержание формационной концепции социального развития?

43. Назовите типы (подходы) цивилизационных концепций развития общества?

44. В чем заключается проблема общественного прогресса?

45. Что следует, прежде всего, понимать под стабильностью социальных систем?

 


[1] См.: Агогнесян Т. Алтайский феномен // Эксперт. – 2012.  – №7 (790).

[2] Однако известно, что наряду со способностью осознанно трудиться, приносить пользу обществу, человек так же осознано, может и нарушать те или иные нормы общественные нормы. В зависимости от целей, масштабов, характера, направленности и результатов такой активности человек может стать либо объектом насмешек, сочувствия, либо маргиналом, либо преступником. В случае нарушений общественных устоев, совершенных в интересах этого же общества, в целях его совершенствования, улучшения жизни его граждан, и при позитивной реализации поставленных задач, человек (группа люди) может обрести статус героя, а общественные нормы могут претерпеть изменения.

[3] Социальный институт – совокупность норм, требований, связанных с определенной организационной структурой, с помощью которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow