Зачем нужна культура

I. Орг. момент.

 

II. Сообщение результатов контрольных работ.

* - Сообщить результаты контрольных работ, сделать анализ.

 

III. Работа над новым материалом.

* - Для чего обществу нужна культура?

* - Какую пользу она приносит?

* - Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Духовная жизнь.

Общество существует не только в мире вещей и пред­метов. Человек живет, воспринимая мир как сложную си­стему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека.

Наряду с экономической, социальной и политической сфе­рами жизни, духовная сфера является важнейшей для по­нимания деятельности человеческого общества.

Довольно часто ученые для удобства отдельно рассма­тривают духовную жизнь общества и духовную жизнь лич­ности.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ — это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение на­копленных духовных ценностей, так и творческое созида­ние новых.

Духовная жизнь общества (или духовная сфера жиз­ни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую де­ятельность людей.

Духовный мир личности составляют: знания, способности, цели, потребности, переживания, вера, чувства, стремления.

 

Для этой деятельности характерно разделение на два вида:

1)Ду­ховно-теоретическая деятельность 2)Духовно-практическая деятельность
представляет собой про­изводство духовных благ и ценностей. Ее продуктом явля­ются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художествен­ных произведений. это сохранение, воспроизведение, распределение, распро­странение, а также потребление созданных духовных цен­ностей.

Элементами духовной сферы жизни общества – мораль, наука, искусство, религия, право.  

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемле­мой ее частью является и сфера человеческих эмоций и пе­реживаний. Одним из главных условий полноценной ду­ховной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностя­ми, т. е. освоение культуры.

 

Что такое культура.

КУЛЬТУРА — совокупность способов и приемов че­ловеческой деятельности (как материальной, так и ду­ховной), выраженных в предметах, материальных но­сителях и передаваемых последующим поколениям.

Первоначально культурой называли способы обра­ботки земли.

Сегодня под культурой в широком смыс­ле понимают все виды преобразовательной деятельно­сти человека, а также ее результаты.

В узком смысле под культурой понимают творчес­кую деятельность, связанную с искусством.

Материальная культура создается в процессе мате­риального производства (здания, оборудование и т.д.).

Духовная культура возникает в процессе духовного твор­чества, имеет материальную форму и идеальное содер­жание. Духовные ценности существуют в виде музы­ки, картин, научных открытий и т. д.

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связа­ны между собой. Материальная производственная дея­тельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты мыс­лительной, духовной деятельности человека материа­лизуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.

 

Культура

 

 

 

 

Широкое значение

 

Узкое значение

Это всё, то создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда.

 

Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными усло-виями жизни и выражаемое в его быте, воспита-нии, в достижениях науки, искусства, литературы.

 

Основные сферы существования и развития культуры – материальная и духовная.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира: средств труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт и др.

*культура труда и материального производства; *культура быта; *культура места жительства (жилище, дом, деревня, посёлок, город); *культура отношения к собственному телу; физическая культура.

 

Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности: наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Высшими ценностями духовной культуры являются истина, добро и красота.

*познавательная (интеллектуальная) культура; *нравственная культура; художественная культура; *правовая; *педагогическая; *религиозная культура.

               

КУЛЬТУРА – это духовные и материальные ценности, созданные человеком.

Культура является важнейшим элементом, определя­ющим сферу духовной жизни. Несмотря на то, что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже про­никнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на во­прос: «Где начинается культура?»

В основе культуры лежит преобразова­тельная, творческая деятельность человека по отношению к природе. (Н.: муравьи)

 

Понятие «культура»  характеризует различные проявления жизнедеятельности людей:

- материальные и духовные ценности человечества;

- способ жизнедеятельности людей;

- уровень общественного развития;

- характер отношений людей к природе и друг к другу;

- своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории;

- мифологию, религию, философию, искусство и другие про­явления духовной жизни общества.

 

Сам термин «культура» изначально в латинском язы­ке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в при­роду под воздействием человека.

Впервые в научной литературе категория «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Тулия Цицерона (106-43 гг.до н.э.), в котором автор пишет о философии как о культуре человеческой души. Начиная со вто­рой половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской науке, и к концу XX века под ним понимался весь искусст­венный мир, состоящий из различных видов, способов и результатов человеческой деятельности.

В самом общем виде его мож­но представить следующим образом: культура — это все виды преобразовательной деятельности человека и общест­ва, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духов­ных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где скон­центрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определе­нию духовной сферы жизни общества. Зачастую эти поня­тия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как еди­ное целое.

 

Изучением культуры в первую очередь занимается на­ука культурология. Но вместе с этим различные явле­ния и аспекты культурной жизни являются предметом изу­чения и многих других наук — истории и социологии, эт­нографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Зачем нужна культура.

* - Прочитайте самостоятельно и постарайтесь ответить на этот вопрос.

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура — неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие толь­ко ей функции.

 

Функция приспособления к окружающей среде.  

Функция накопления, хранения и передачи культур­ных ценностей.  

Функция целеполагания и регулирования жизни обще­ства и деятельности человека.  

Функция социализации.  

Коммуникативная функция.  

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Познавательная Целостное представление о народе, стране, эпохе.
Оценочная Отбор ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: