Ответ:
В практике организации деятельности загородных ДОЛ сложилась классическая схема построения смены, состоящая из трех периодов: организационного, основного и заключительного. Каждый из обозначенных периодов имеет свои задачи и традиционные формы работы.
Организационный период составляет первые три — пять дней смены. В этот период происходит адаптация ребенка к новым для него условиям жизни.
Для вожатых это тоже сложный и ответственный период, в который должны быть решены следующие задачи:
• содействие адаптации детей в условиях ДОЛ и временного детского коллектива;
• помощь детям в раскрытии их способностей, умений;
• ознакомление детей с историей, традициями, обычаями лагеря, расположением и назначением помещений на территории лагеря, педагогическим коллективом, администрацией;
• знакомство детей с режимом дня, правилами самообслуживания, а также личной гигиены;
• изучение детей, их ожиданий от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности;
|
|
• диагностика складывающихся межличностных отношений на первом этапе развития временного коллектива;
• создание творческой атмосферы деятельности отряда;
• формирование органов детского самоуправления;
• планирование работы на предстоящую смену.
Организационный период является важным этапом смены. Он прошел успешно, если по его завершении: • ребенок ориентируется на территории лагеря, знает сотрудников, которые здесь работают; • дети относятся к нормам жизни в лагере положительно, выполняют распорядок дня; • дети и подростки строят систему межличностных отношений с участниками своего временного детского коллектива; наблюдается комфортность самочувствия в коллективе у большинства детей; • дети имеют целостное и ясное представление о программе смены; • вожатый имеет первичную информацию о каждом ребенке, его родителях, чтобы можно было выделить достоинства и возможные проблемы в первом приближении
Основной период смены непосредственно направлен на реализацию образовательных и развивающих потенциалов смены, развитие самоуправления, самореализацию детей. Самый продолжительный отрезок смены — до 16 дней. В основной период смены перед педагогическим коллективом лагеря стоит целый комплекс задач.
- Обеспечение безопасности жизни и здоровья, организация оздоровления ребенка.
- Обеспечение в отрядах и лагере в целом позитивных межличностных отношений между детьми.
- Организация программных мероприятий смены.
- Организация интенсивного взаимодействия и продуктивной совместной деятельности участников смены.
|
|
- Стимулирование активности каждого ребенка и включение детей в различные виды деятельности.
- Обеспечение возможностей для самореализации и развития каждого участника, оказание индивидуальной педагогической помощи в ситуации затруднения, проблемы.
- Формирование временного коллектива детей
В основной период смены главное — обеспечить занятость детей, поэтому организуются различные формы работы.
1. Индивидуальные и групповые виды деятельности различных направлений: трудовые, спортивные, творческие, познавательные, досуговые и т.д.
2. Отрядные дела, беседы, огоньки (тематические).
3. Мероприятия, направленные на самореализацию ребенка и создание ситуации успеха.
4. Организация совместных мероприятий отрядов лагеря.
Итак, основной период в лагере завершился позитивно, если: • ребенок чувствует себя в лагере комфортно, не испытывает трудностей в связи с здоровьем (как физическим, так и психическим); • позитивно относится к программе смены и предлагаемой деятельности; • имеет свое место в отряде и в лагере (деятельностную нишу, референтную группу); • реализует свои способности, желает проявить себя и быть отмеченным. Заключительный период — это последние два-три дня смены, период подведения итогов, проверки того, чему ребята научились.
Задачи заключительного периода:
1) подведение итогов, проведение самоанализа и коллективного анализа;
2) создание настроя на возвращение ребенка домой;
3) контроль за повышенной активностью детей в заключительный период. (По статистике, именно на данный период приходится большое количество нарушений дисциплины или режимных моментов.)
Смена начинается с линейки открытия, а заканчивается линейкой закрытия. На линейке закрытия опускается флаг лагеря, в последний раз исполняется гимн. Здесь происходит вручение наград и грамот наиболее отличившимся в чем-либо ребятам. Такое награждение может проходить и в форме торжественного собрания-концерта.